Опубликовано: Ноябрь 19, 2015

Май — на грани весны и лета

Порадоваться новой жизни, которая расцветает на грани весны и лета, и проводить за пределы мира живых смерть — вот главный смысл майских праздников древних славян.

Дающая жизнь сила

Фото: Живин день богини Лады

У многих народов языческого мира существовала традиция праздновать в начале мая возрождение природы, и древние славяне не были исключением: 1 мая они справляли Живин день, когда славили дочь богини Лады Живу, дающую миру цветение и плодородие. Время Живы наставало, когда начинали зеленеть сады и огороды, поля и леса, люди видели красоту юной весенней природы и заново познавали радость любви.

Славяне представляли богиню молодой женщиной в богатом наряде, украшенном цветами и плодами. А воплощением Живы наши предки считали кукушку: согласно поверьям, эта птичка прилетала прямо из Ирия, откуда приходили души новорождённых и куда удалялись усопшие. К Живе-кукушке обращались те, кому на роду была написана короткая жизнь, — считалось, что если хорошенько попросить богиню, она может продлить годы человека.

Славяне посвящали Живе целые рощи, где устраивали тризны в её честь, потому что именно она почиталась как создательница лесов. Вот что об этом рассказывает легенда. Когда боги творили землю, они позабыли о деревьях и водоёмах.

Богиня Жива спустилась с небес взглянуть на божье создание, но быстро утомилась, бродя по горам и равнинам под палящим солнцем, присела отдохнуть и задремала. Увидал её в это время великан Болот, воспылал нечистой страстью и схватил Живу в объятия.

Богиня вырвалась и сбежала обратно на небеса, но во время бегства обронила грёбень и ленту из косы. И там, где они упали, вырос лес, через который текла река. С тех пор на земле появились леса и реки, и люди чтили их как дар Живы.

Жива оказывала покровительство девушкам и молодым жёнам, а потому в праздник они славили богиню обрядовыми песнями и пляской с мётлами около костра, ритуально очищая место, где жили, от следов нечисти и богини смерти Марены. Также в этот день полагалось прыгнуть через костёр, чтобы очиститься от хворей и других напастей, а заодно продлить себе жизнь.

Молодёжь в Живин день разыгрывала представление о путешествии души в мир Нави и возвращении её невредимой обратно в Явь. А дети выпускали на волю из клеток птиц и угощались обрядовым пе-ченьем-жаворонками, призывая к людям тепло и цветение.

Зелёное воскресенье

В первое воскресенье мая наступал Зельник — день растущей и расцветающей природы, торжества новой весенней жизни, свежих трав и листвы. Накануне наши предки отправлялись на луга и в рощи, чтобы собрать ветки с молодыми листьями, цветы и травы. Во время сбора зелени полагалось петь песни о весне.

Вечером перед праздником собранным «зелёным урожаем» вся семья украшала дом. Растения развешивали не только в жилище, но и на окнах, ставнях, воротах, заборах и даже на сараях и загонах для скота. На полу в домах расстилали травы (чабрец, полынь, любисток, папоротник, мяту): считалось что на Зельник они приобретают чудесные свойства. Первые цветы и ветки с молодой зеленью сушили и хранили до жатвы, когда клали их в житницу и примешивали к сену, чтобы урожай не испортила нечисть или непогода.

Для того же, чтобы урожай был обильным, по деревне с песнями и плясками водили Тополю — убранную венками и цветами девушку. Она кланялась всем встречным и желала доброго урожая, за что получала от сельчан угощение и монетки «на ленты».

Девушки на Зельник исполняли обряд завивания берёзки. Нужно было отправиться в лес, найти молодую берёзку, закрутить ветки дерева кольцами и связать их. Затем под «завитыми» берёзами устраивалось праздничное угощение с пирогами, кашей, квасом и обязательной ритуальной яичницей.

Первой ложкой каши «угощали» берёзку, а после трапезы водили хороводы с песнями о девичьей доле. Через неделю, на Русалочьи проводы, девушки проверяли свои берёзки и гадали о замужестве: крепко держащиеся зелёные ветки сулили прочный счастливый брак, а увядшие или развившиеся — девичество или даже раннюю смерть. Другое гадание о судьбе можно было провести с венками из первых весенних цветов.

В городе Богнор (Великобритания) регулярно проводится праздник людей-птиц. Участники на самодельных крыльях спрыгивают с платформы, установленной над морем. Победит тот, кто дальше «пролетит».

Их бросали в реку и смотрели, что с ними станет. Если течение уносило венок вдаль — девице предстояла скорая встреча с женихом, если прибивало к берегу — значит, замужество ожидалось нескоро, если же венок тонул — стало быть, судьба предвещала разлуку с милым другом.

По легенде, у наших предков был серьёзный стимул праздновать Зелёное воскресенье как следует, от души. Считалось, если деревня хорошо погуляет на Зельник, то в ближайшем лесу к ночи высеется папоротник, цветущий на Ивана Купалу и приносящий счастье и удачу тому, кто его найдёт.

Возвращение в Навь

Спустя неделю после Зельника праздновали Проводы русалок — день, после которого души неупокоенных мертвецов теряли способность ходить по земле и влиять на людские жизни. Главным персонажем обрядов в этот день была русалка — известный персонаж славянского фольклора. Считалось, что эти существа опасны для людей, могут защекотать их до смерти или заворожить и увести за собой под воду.

На Русалий день славяне ходили по деревне с ритуальными песнями, затем накрывали столы непременно за околицей селения, под открытым небом. Затем, ближе к вечеру, наступало время главного обряда — Проводов русалок. Для этого из девушек выбиралась одна на роль «провожаемой», рядилась в белую рубаху, распускала волосы, подружки убирали её с головы до ног венками и зеленью и поздно вечером вместе со всей общиной вели за деревню.

«Русалка» в это время старалась «напасть» на односельчан, защекотать их или иначе напугать. А для того чтобы «гнать» нечисть из села, выбирали бойкого подростка — «говорка», который знал множество прибауток и мог насмехаться над «русалкой», веселя собравшихся. Другие участники проводов должны были создавать шумовой эффект: громко петь, играть на балалайках и дудках, греметь трещотками, бить в тазы и щёлкать кнутами. Считалось, что так нечисть испугается и быстрее уберётся из села.

«Русалку» традиционно провожали подальше от поселения, за лес, к реке — в такие места, которые наши предки воспринимали как пограничье между мирами мёртвых и живых. Там с «русалки» срывали венки, разбрасывали их и разбегались в разные стороны, чтобы людей нельзя было догнать и навредить. На рассвете, когда, согласно поверьям, русалки уходили далеко от деревни, все шли купаться в очищенной от нечисти воде реки.

Ежегодное проведение обряда можно объяснить желанием славян избавиться от опасного существа, вселяющего в людей страх. Провожая русалок, люди тем самым изгоняли, выпроваживали из своего жизненного пространства беспокойные души умерших, старались вернуть их в Навь, где им и было место.

Весенние Деды — бесценный опыт предков

Ближе к концу мая, когда на славянских землях уже должно было наступить лето, приходил поминальный день — Весенние Деды, когда души предков спускались из Ирия взглянуть, как идут дела у их детей, внуков и правнуков. Дедами называли усопших предков от основателя рода до недавно ушедших близких, культ почитания которых был одной из основ славянского язычества.

В этот праздник непременно посещали кладбища с ритуальными дарами — блинами, пирогами, киселями, кашами, расписными яйцами и другими обрядовыми кушаньями. Язычники считали смерть лишь переходом в иной мир, к предкам и богам, а потому Весенние Деды вовсе не были печальным днём.

На погостах устраивались настоящие пиры с поминальными речами, песнями, шутками,и всеобщим весельем. Частью праздника были даже настоящие бои — сражения в честь предков, чтобы они видели, какие доблестные воины остались жить на земле. Накрывая же столы для угощения, славяне никогда не забывали поставить отдельное блюдо для душ предков с лучшими яствами.

Характерны для Дедов особые песни-заклички. Некоторые из них призывали пращуров не оставлять своим попечением живых людей, помогать им в сельских работах и других мирских делах. Другие же закликали первый весенний дождь. Считалось, что в день праздника небеса должны разродиться хотя бы совсем небольшим дождиком. Если песни помогали и дождь в самом деле случался, нужно было умыться его каплями, и эта вода должна была принести счастье. Если же ещё гремела гроза, то она приносила хорошие вести и удачный год. А следом за Весенними Дедами совсем недолго оставалось ждать тёплое, солнечное лето.

Журнал: Тайны 20-го века, №19 — май 2015 года
Рубрика: Сплошные праздники
Автор: Екатерина Кравцова

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Ощущение исторического процессаПрославление Петербурга »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Натюрморт с лампой
Гора
Борис и Глеб — первые русские святые

Печально знаменитые пистолеты



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне