Опубликовано: Ноябрь 19, 2015

Май — на грани весны и лета

Порадоваться новой жизни, которая расцветает на грани весны и лета, и проводить за пределы мира живых смерть — вот главный смысл майских праздников древних славян.

Дающая жизнь сила

Фото: Живин день богини Лады

У многих народов языческого мира существовала традиция праздновать в начале мая возрождение природы, и древние славяне не были исключением: 1 мая они справляли Живин день, когда славили дочь богини Лады Живу, дающую миру цветение и плодородие. Время Живы наставало, когда начинали зеленеть сады и огороды, поля и леса, люди видели красоту юной весенней природы и заново познавали радость любви.

Славяне представляли богиню молодой женщиной в богатом наряде, украшенном цветами и плодами. А воплощением Живы наши предки считали кукушку: согласно поверьям, эта птичка прилетала прямо из Ирия, откуда приходили души новорождённых и куда удалялись усопшие. К Живе-кукушке обращались те, кому на роду была написана короткая жизнь, — считалось, что если хорошенько попросить богиню, она может продлить годы человека.

Славяне посвящали Живе целые рощи, где устраивали тризны в её честь, потому что именно она почиталась как создательница лесов. Вот что об этом рассказывает легенда. Когда боги творили землю, они позабыли о деревьях и водоёмах.

Богиня Жива спустилась с небес взглянуть на божье создание, но быстро утомилась, бродя по горам и равнинам под палящим солнцем, присела отдохнуть и задремала. Увидал её в это время великан Болот, воспылал нечистой страстью и схватил Живу в объятия.

Богиня вырвалась и сбежала обратно на небеса, но во время бегства обронила грёбень и ленту из косы. И там, где они упали, вырос лес, через который текла река. С тех пор на земле появились леса и реки, и люди чтили их как дар Живы.

Жива оказывала покровительство девушкам и молодым жёнам, а потому в праздник они славили богиню обрядовыми песнями и пляской с мётлами около костра, ритуально очищая место, где жили, от следов нечисти и богини смерти Марены. Также в этот день полагалось прыгнуть через костёр, чтобы очиститься от хворей и других напастей, а заодно продлить себе жизнь.

Молодёжь в Живин день разыгрывала представление о путешествии души в мир Нави и возвращении её невредимой обратно в Явь. А дети выпускали на волю из клеток птиц и угощались обрядовым пе-ченьем-жаворонками, призывая к людям тепло и цветение.

Зелёное воскресенье

В первое воскресенье мая наступал Зельник — день растущей и расцветающей природы, торжества новой весенней жизни, свежих трав и листвы. Накануне наши предки отправлялись на луга и в рощи, чтобы собрать ветки с молодыми листьями, цветы и травы. Во время сбора зелени полагалось петь песни о весне.

Вечером перед праздником собранным «зелёным урожаем» вся семья украшала дом. Растения развешивали не только в жилище, но и на окнах, ставнях, воротах, заборах и даже на сараях и загонах для скота. На полу в домах расстилали травы (чабрец, полынь, любисток, папоротник, мяту): считалось что на Зельник они приобретают чудесные свойства. Первые цветы и ветки с молодой зеленью сушили и хранили до жатвы, когда клали их в житницу и примешивали к сену, чтобы урожай не испортила нечисть или непогода.

Для того же, чтобы урожай был обильным, по деревне с песнями и плясками водили Тополю — убранную венками и цветами девушку. Она кланялась всем встречным и желала доброго урожая, за что получала от сельчан угощение и монетки «на ленты».

Девушки на Зельник исполняли обряд завивания берёзки. Нужно было отправиться в лес, найти молодую берёзку, закрутить ветки дерева кольцами и связать их. Затем под «завитыми» берёзами устраивалось праздничное угощение с пирогами, кашей, квасом и обязательной ритуальной яичницей.

Первой ложкой каши «угощали» берёзку, а после трапезы водили хороводы с песнями о девичьей доле. Через неделю, на Русалочьи проводы, девушки проверяли свои берёзки и гадали о замужестве: крепко держащиеся зелёные ветки сулили прочный счастливый брак, а увядшие или развившиеся — девичество или даже раннюю смерть. Другое гадание о судьбе можно было провести с венками из первых весенних цветов.

В городе Богнор (Великобритания) регулярно проводится праздник людей-птиц. Участники на самодельных крыльях спрыгивают с платформы, установленной над морем. Победит тот, кто дальше «пролетит».

Их бросали в реку и смотрели, что с ними станет. Если течение уносило венок вдаль — девице предстояла скорая встреча с женихом, если прибивало к берегу — значит, замужество ожидалось нескоро, если же венок тонул — стало быть, судьба предвещала разлуку с милым другом.

По легенде, у наших предков был серьёзный стимул праздновать Зелёное воскресенье как следует, от души. Считалось, если деревня хорошо погуляет на Зельник, то в ближайшем лесу к ночи высеется папоротник, цветущий на Ивана Купалу и приносящий счастье и удачу тому, кто его найдёт.

Возвращение в Навь

Спустя неделю после Зельника праздновали Проводы русалок — день, после которого души неупокоенных мертвецов теряли способность ходить по земле и влиять на людские жизни. Главным персонажем обрядов в этот день была русалка — известный персонаж славянского фольклора. Считалось, что эти существа опасны для людей, могут защекотать их до смерти или заворожить и увести за собой под воду.

На Русалий день славяне ходили по деревне с ритуальными песнями, затем накрывали столы непременно за околицей селения, под открытым небом. Затем, ближе к вечеру, наступало время главного обряда — Проводов русалок. Для этого из девушек выбиралась одна на роль «провожаемой», рядилась в белую рубаху, распускала волосы, подружки убирали её с головы до ног венками и зеленью и поздно вечером вместе со всей общиной вели за деревню.

«Русалка» в это время старалась «напасть» на односельчан, защекотать их или иначе напугать. А для того чтобы «гнать» нечисть из села, выбирали бойкого подростка — «говорка», который знал множество прибауток и мог насмехаться над «русалкой», веселя собравшихся. Другие участники проводов должны были создавать шумовой эффект: громко петь, играть на балалайках и дудках, греметь трещотками, бить в тазы и щёлкать кнутами. Считалось, что так нечисть испугается и быстрее уберётся из села.

«Русалку» традиционно провожали подальше от поселения, за лес, к реке — в такие места, которые наши предки воспринимали как пограничье между мирами мёртвых и живых. Там с «русалки» срывали венки, разбрасывали их и разбегались в разные стороны, чтобы людей нельзя было догнать и навредить. На рассвете, когда, согласно поверьям, русалки уходили далеко от деревни, все шли купаться в очищенной от нечисти воде реки.

Ежегодное проведение обряда можно объяснить желанием славян избавиться от опасного существа, вселяющего в людей страх. Провожая русалок, люди тем самым изгоняли, выпроваживали из своего жизненного пространства беспокойные души умерших, старались вернуть их в Навь, где им и было место.

Весенние Деды — бесценный опыт предков

Ближе к концу мая, когда на славянских землях уже должно было наступить лето, приходил поминальный день — Весенние Деды, когда души предков спускались из Ирия взглянуть, как идут дела у их детей, внуков и правнуков. Дедами называли усопших предков от основателя рода до недавно ушедших близких, культ почитания которых был одной из основ славянского язычества.

В этот праздник непременно посещали кладбища с ритуальными дарами — блинами, пирогами, киселями, кашами, расписными яйцами и другими обрядовыми кушаньями. Язычники считали смерть лишь переходом в иной мир, к предкам и богам, а потому Весенние Деды вовсе не были печальным днём.

На погостах устраивались настоящие пиры с поминальными речами, песнями, шутками,и всеобщим весельем. Частью праздника были даже настоящие бои — сражения в честь предков, чтобы они видели, какие доблестные воины остались жить на земле. Накрывая же столы для угощения, славяне никогда не забывали поставить отдельное блюдо для душ предков с лучшими яствами.

Характерны для Дедов особые песни-заклички. Некоторые из них призывали пращуров не оставлять своим попечением живых людей, помогать им в сельских работах и других мирских делах. Другие же закликали первый весенний дождь. Считалось, что в день праздника небеса должны разродиться хотя бы совсем небольшим дождиком. Если песни помогали и дождь в самом деле случался, нужно было умыться его каплями, и эта вода должна была принести счастье. Если же ещё гремела гроза, то она приносила хорошие вести и удачный год. А следом за Весенними Дедами совсем недолго оставалось ждать тёплое, солнечное лето.

Журнал: Тайны 20-го века, №19 — май 2015 года
Рубрика: Сплошные праздники
Автор: Екатерина Кравцова

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Ощущение исторического процессаПрославление Петербурга »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Семья рыбака
Две женщины в саду
Картина Пикассо в хранилище музея была незамеченной около 50 лет

Орден Святой Анны



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне