Опубликовано: Ноябрь 9, 2015

Побег из ада

8 февраля 1945 года со строго охраняемого ракетного полигона вермахта в Пенемюнде группа из десяти советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым вырвалась из плена на немецком бомбардировщике.

Угнать самолёт с военного аэродрома — дело непростое. Если это и случалось, то, как правило, угонщиками оказывались свои же лётчики. Угнать же чужой тяжёлый бомбардировщик, да ещё не откуда-нибудь, а с полигона в Пенемюнде, ракетного центра Третьего рейха, — это фантастика!

Фронтовые дороги Девятаева

Родившийся в Мордовии в простой крестьянской семье, Михаил с детства мечтал о небе. Пройдя первичную подготовку в Казанском аэроклубе, закончил Оренбургское лётное училище. Войну Михаил встретил в составе истребительного полка Западного военного округа. В первый свой бой вступил 23 июня 1941 года, а на следующий день в небе над Минском сбил немецкий бомбардировщик. Затем защищал небо Москвы. В одном из воздушных боёв под Тулой его Як получил повреждения. Михаил Девятаев совершил вынужденную посадку, сам оказался в госпитале. Не долечившись, сбежал в свой полк.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Михаил был атакован «мессершмиттами». Один самолёт советский лётчик сбил, но сам получил ранение. После госпиталя врачебная комиссия определила, что к службе в истребительной авиации Михаил не годен. Его отправили в полк ночных бомбардировщиков, затем в санитарную авиацию. И только после встречи в мае 1944 года с командиром гвардейского истребительного полка дважды (в будущем — трижды) Героем Советского Союза Александром Покрышкиным он вновь оказался в кабине истребителя.

За время войны гвардии старший лейтенант Девятаев сбил девять вражеских самолётов. Вечером 13 июля 1944 года он вылетел на очередное задание. В воздушном бою в районе Львова Девятаев был ранен в ногу, его самолёт загорелся. В последний момент Девятаев выпрыгнул из кабины с парашютом, но, приземлившись на территории противника, попал в плен.

Под чужим именем

Михаил оказался в лагере для военнопленных лётчиков — так называемый лагерь Геринга, что в польской Лодзи. Оттуда его переправили в общий лагерь под Кёнигсбергом.

Здесь он, сколотив группу надёжных товарищей, сразу же начал готовить побег. Ночами с помощью мисок и ложек они рыли подкоп под проволочное ограждение лагеря. Землю разбрасывали под полом барака. Когда до воли оставалось всего несколько метров, их выдал предатель.

После допросов и пыток беглецов отправили в лагерь смерти Заксенхаузен.

И тут Девятаеву сказочно повезло: парикмахер заменил на его робе бирку смертника на бирку погибшего в лагере Григория Никитенко, под именем которого теперь выступал Девятаев. Из барака смертников его перевели в общий, а вскоре в составе группы рабочих из 1500 человек отправили в Пенемюнде.

Местечко с этим названием располагается на северной оконечности острова Узедом. Сегодня этот солнечный остров, поделенный между Германией и Польшей, стал популярным курортом на Балтике, а в годы войны отсюда уходили в небо опытные образцы ракет, в том числе первая в мире боевая баллистическая ракета Фау-2. Здесь же размещалась самая большая в Европе аэродинамическая труба, а также крупнейший завод по производству жидкого кислорода. Численность основного персонала Пенемюнде в 1943 году составляла более 15000 человек. Но с учётом масштаба всего комплекса этого было недостаточно. Для работ на строительстве объектов полигона и их обслуживания сюда доставляли тысячи военнопленных и рабочих, угнанных из оккупированных фашистами стран. Если принять во внимание сверхсекретный характер зоны, в которой они оказались, было ясно, что никто из них не сможет выйти отсюда живым.

Однако в начале 1945-го фронт уже стремительно приближался к логову ракетчиков. 31 января из Берлина поступил приказ об эвакуации полигона. Оставшиеся ракеты, приборы и оборудование в спешке грузились на машины, баржи, поезда и отправлялись на запад. Для Девятаева и его группы наступил решающий момент — откладывать давно задуманный побег было смерти подобно.

Русские не сдаются

Девятаев выполнял на аэродроме различные работы. Как только Михаил оказался поблизости от самолётов, возникла дерзкая мысль о побеге на одном из них. Но сначала следовало изучить управление немецкими машинами.

Работая на аэродроме, Девятаев и его товарищи незаметно снимали таблички приборов с повреждённых самолётов. В бараках их переводили и изучали. Между участниками побега роли были чётко поделены: один должен снимать струбцины с рулей высоты и поворота, другим следовало убрать колодки от колёс шасси, кому-то — подкатить тележку с аккумуляторами и так далее. Немцы и не подозревали, что Никитенко-Девятаев является первоклассным лётчиком, потому особого надзора за ним не было.

Действовать решили 8 февраля. По пути на аэродром беглецы ударом припасённого ломика убили конвоира. Один из беглецов надел его шинель, забрал винтовку и стал изображать охранника, ведущего на работу группу пленных. Когда немецкие техники, обслуживающие самолёты, отправились на обед, группа подобралась вплотную к бомбардировщику He-111. Забравшись на крыло, Девятаев сбил закрывающий самолёт замок и проник в пилотскую кабину. Тем временем другие расчехлили моторы, которые Михаил тут же попытался завести. Но тщётно: на самолёте отсутствовали аккумуляторы. Остававшиеся пока на земле товарищи быстро отыскали и подкатили к самолёту аккумуляторную тележку.

Взревели моторы, Девятаев приказал всем забираться в самолёт и, когда вся группа разместилась в нём, вывел машину на взлётную полосу. Самолёт резво набирал скорость, но взлетать не хотел. Докатившись до конца полосы, Девятаев развернул машину. Он понял, что взлететь мешают триммеры руля высоты, установленные в посадочный режим. Тем временем на полосе собрались немецкие солдаты, не понимающие, что происходит. Девятаев решил предпринять вторую попытку взлёта и направил самолёт прямо на них. Те мигом разбежались. При второй попытке взлёта Девятаеву с помощью товарищей удалось силой оттянуть штурвал, после чего машина оторвалась от земли. Часы, снятые с убитого конвоира, показывали 12:15. После взлёта самолёт стал резко набирать высоту, теряя при этом скорость, но Девятаеву удалось найти на незнакомом самолёте штурвал триммера высоты и стабилизировать полёт.

Неуловимые

Тем временем штаб ПВО был оповещён об угоне. Объявили тревогу, зенитчики и лётчики получили приказ во что бы то ни стало сбить захваченный самолёт. К «хейнкелю» приблизился возвращавшийся с боевого вылета истребитель, но, к счастью, у него уже был израсходован боезапас, заканчивалось горючее. Девятаев направил самолёт в облака и оторвался от преследования. Ориентируясь по солнцу, самолёт шёл на север, в сторону Скандинавии. Убедившись, что в баке достаточный запас бензина, задумали повернуть на восток и лететь над морем, к Ленинграду. Однако, рассудив, что лететь на самолёте с немецкой символикой над советской территорией рискованно, решили повернуть на юг и сесть сразу же за линией фронта. Самолёт приблизился к береговой линии примерно в 350 км от Пенемюнде и сразу же был обстрелян советскими зенитками. Зенитчики оказались на высоте — машина загорелась. Девятаеву удалось сбить пламя, бросив самолёт вниз со скольжением. В результате жёсткой посадки часть беглецов были ранены. Приземление произошло примерно в восьми километрах за линией фронта. Вскоре прибывшие красноармейцы (поначалу принявшие их за немцев) доставили беглецов в расположение части, откуда они были переправлены в госпиталь. Так закончился этот уникальный полёт.

В марте 1945 года в Пенемюнде вошли советские войска. Вскоре туда для ознакомления с немецкой ракетной техникой прибыла группа специалистов. Был в её составе и Сергей Павлович Королёв (под псевдонимом Сергеев). Уже после завершения войны он вызвал в Пенемюнде Девятаева, чтобы тот помог разобраться со структурой «немецкого космодрома» советским специалистам. На самом Михаиле ещё долго висело несмываемое клеймо военнопленного, не позволяющее ему занять достойное место в послевоенной жизни. Всё изменилось после того, как по представлению уже достигшего высот на ракетно-космическом поприще С.П. Королёва 15 августа 1957 года Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Журнал: Тайны и загадки, №10 — 4 мая 2015 года
Рубрика: Совершенно секретно
Автор: Анатолий Буровцев, Константин Ришес

bagira.guru
категория: искусство войны




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Война войне рознь?Великая Отечественная война. Жизнь и любовь Николая Васенина »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Любовники в сирени
    Пловцы
    Турсайты июль 2010

    Орден Александра Невского (Полководческий орден для лейтенантов)



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне