Опубликовано: Ноябрь 6, 2015

Рейд на Токио

18 апреля 1942 года в Токио был спокойный светлый день. Шёл пятый месяц войны против США, однако сражения гремели за тысячи километров от японской столицы. Хотя тем утром о них напомнили гул самолётов в небе, выстрелы зениток и вой сирен на земле, никто не встревожился. Все знали, что проходят обычные учения ПВО с воздушной тревогой. Когда стало потише, все снова услышали по радио, что японская нация и император Хирохито находятся в полной безопасности.

Бомбы в полдень



Фото: налёт американских бомбардировщиков на Токио

Однако в полдень низко над домами на бреющем полёте вдруг понеслись тёмно-зелёные самолёты с белыми звёздами. Полетели бомбы. Токийцы впервые за войну услышали взрывы. Через 20 минут налёт прекратился так же неожиданно, как и начался. Отбомбившись, самолёты улетели. Ни один не был сбит.

Так прошёл первый за войну рейд американской авиации на Токио. Кроме Токио бомбы упали ещё в трёх городах. В тот день в небо Японии ворвались 16 средних армейских бомбардировщиков В-25 «Митчелл». Эту молниеносную операцию американское командование готовило четыре месяца. Её провела группировка из 16 кораблей с двумя авианосцами.

Удар оказался ошеломляющим. К этому времени Япония привыкла к победам. Начав войну с нападения на военную базу Пёрл-Харбор в декабре 1941 года, японцы одновременно высадились на островах Уэйк и Гуам, где располагались американские гарнизоны. Также японцы вторглись на Филиппины. Там войска США в апреле уже готовились капитулировать. У США в Тихом океане оставались только Гавайские острова. Одновременно были захвачены британские Гонконг, Малайя и Сингапур, оккупирована голландская Ост-Индия.

Как бомбить Японию

Япония всюду побеждала, а Америка терпела поражения и собирала силы для большой войны. Однако в Вашингтоне осознавали, что нужен быстрый ответ. Президент Рузвельт на каждой встрече с командованием требовал придумать, как подвергнуть бомбардировке Японию.

Идея родилась не в штабе и не в генеральской голове. Она озарила одного капитана при осмотре нового авианосца «Хорнет». Он подумал, что с его палубы могли бы взлетать не только самолёты морской авиации, но и бомбардировщики. Капитан доложил о своих соображениях наверх. Поникшие генералы и адмиралы ухватились за идею. Возник необычный замысел: пусть по Японии нанесут удар прилетевшие с моря сухопутные бомбардировщики.

Такого налёта в Токио и представить себе не могли.

План созрел к февралю. Началась подготовка операции. Командиром эскадрильи был назначен подполковник Джеймс Дулиттл. 45-летний лётчик происходил из «племени кожаных курток» — авиапионеров, которые начинали летать в открытых кабинах. Став лётчиком в 1917 году, к войне Джеймс получил почти все лётные призы.

Среди его достижений были несколько рекордов скорости. В 1922 году Дулиттл впервые за 24 часа пересёк США, в 1927-м первым в мире сделал обратную петлю. В 1929-м он тоже первым совершил слепой полёт, когда лётчик от поднятия в воздух до посадки ориентируется только по приборам. Про него говорили, что он мастер продуманного риска.

Дулиттл согласился без колебаний. Он составил план бомбардировки. Предполагалось использовать средние двухмоторные бомбардировщики В-25 «Митчелл» с экипажем из пяти человек. Они подходили для авианосца по своим размерам и весу. По плану самолёты должны были взлететь с авианосца на расстоянии примерно 900 километров от Японии.

10 марта 1945 года 300 американских «летающих крепостей» буквально залили Токио напалмом. Японцы считают, что в ту ночь погибли более 300 тысяч человек, американцы «скромно» занижают эту цифру в три раза.

После бомбардировки десятитонные машины не смогли бы сесть на авианосец, поэтому им нужно было лететь дальше до аэродромов в Советском Союзе или на Джеймс Дулиттл неоккупированной японцами территории в Китае. Шансы на успех Дулиттл оценивал как пятьдесят на пятьдесят. Себя он потребовал назначить пилотом самолёта наведения, чтобы подняться в воздух первым.

Советское руководство на прямое участие в операции согласиться не могло. Глава Китайской Республики, которая уже пять лет вела войну против японской агрессии, генералиссимус Чан Кайши ответил согласием.

Дулиттл отобрал 140 добровольцев. Он предупредил их, что они выбраны для совершенно секретной и очень опасной операции. Больше лётчики ничего от него не узнали. Каждый мог отказаться, но никто этого не сделал.

Начались тренировки на облегчённых бомбардировщиках. Для снижения веса инженеры сняли с машин всё, что могли. Пилоты отрабатывали взлёт с короткой, как на авианосце, полосы на военном аэродроме во Флориде. Над Мексиканским заливом они привыкали к морю вместо земли под крылом. Над сушей пилоты отрабатывали полёты на низкой высоте. Во время таких тренировок бомбардировщики пролетали даже под линиями высоковольтной передачи.

Путь через океан

22 марта эскадрилья вылетела на военно-морскую базу в Калифорнию. Там краны подняли бомбардировщики на полётную палубу авианосца «Хорнет». 2 апреля он вышел в океан в сопровождении шести боевых кораблей и танкера. Только теперь экипажу и лётчикам объявили, что они идут на Токио. Через несколько дней состоялась встреча со второй авианосной группой, которая вышла на операцию из Пёрл-Харбора. Теперь объединённая эскадра с двумя авианосцами насчитывала 16 кораблей.

Почти никто из лётчиков не видел войны. К своему первому боевому заданию они продолжали готовиться на борту. Пилоты изучали карты и цели. Дулиттл позволил им самим выбирать объекты, однако бомбить императорский дворец не разрешил никому, чтобы не распалить боевой дух японцев. Врач объяснял пилотам, как оказывать первую помощь, а офицер-разведчик повторял им на китайском слова «Я американец».

Японская разведка узнала об авианосной группировке из радиоперехвата. Императорское командование решило нанести упреждающий удар по эскадре на расстоянии, с которого американские авианосные самолёты ещё не смогут долететь до Японии. О бомбардировщиках В-25 «Митчелл» в Токио не подозревали. В операции против эскадры было решено использовать флотилию из 70 бомбардировщиков наземного базирования.

Рейд Дулиттла

С таким названием первая бомбардировка японской территории осталась в американской истории. 17 апреля, за сутки до налёта, бомбардировщики с полными баками, четырьмя бомбами каждый и снаряжёнными пулемётами были готовы. Им было тесно: хвост последнего свисал с полётной палубы.

На следующий день рано утром разведывательный самолёт эскадры обнаружил японское патрульное судно. Соблюдая радиомолчание, пилот сбросил донесение в чехле на палубу авианосца. Через полтора часа было замечено ещё одно судно. Его атаковали и утопили, но капитан успел передать в Токио донесение.

Стало ясно, что нужно поднимать самолёты в воздух, хотя до Японии оставались ещё 1200 километров, а до выхода на запланированный рубеж атаки — почти 300 километров. Было сомнительно, что потом самолёты долетят до аэродрома в Китае. Тем не менее в восемь утра эскадрилья получила команду на взлёт со словами «Удачи и да хранит вас Бог».

Дулиттл взлетел первым. За ним последовали остальные. Их почти сразу обнаружил японский воздушный патруль. Он доложил в Токио о группе двухмоторных самолётов, видимо, наземного базирования, которые направляются к Японии. Командование такому донесению не поверило.

10 самолётов на предельно малых высотах (до пяти метров над водой) вышли на Токио. Каждый экипаж знал свой сектор. Бомбардировщики проносились почти на уровне крыш над домами до объектов, чуть набирали высоту, чтобы самим не пострадать от взрывов, и сбрасывали бомбы. Их целями были танковые, автомобильные, сталепрокатные и химические заводы, фабрики военного снаряжения, портовые сооружения. Открыли огонь зенитки. Взмыли истребители. Отстреливаясь, бомбардировщики уходили от них к морю.

В других городах ещё шесть самолётов также бомбили военные предприятия. Налёты прошли без потерь. Все американские самолёты ушли в сторону Китая, но там никто удачно не приземлился. Никому не хватило топлива, чтобы долететь до аэродрома. Вдобавок на земле не работали обещанные радиомаяки для ориентировки. Только один самолёт, который направился в Советский Союз, сел на аэродроме под Владивостоком.

15 самолётов китайского направления утонули в море или разбились на суше.

Экипажи спасались на парашютах. Один человек погиб во время приземления, четверо утонули. Восемь оказались на оккупированной японцами территории и попали в плен. Из 80 лётчиков из рейда не вернулись 13 человек. Остальные ещё три недели добирались до столицы Китайской Республики города Чунцин, а потом были переправлены в США.

Через несколько дней после рейда президент Рузвельт рассказал о нём на пресс-конференции. Он не мог вдаваться в детали, поэтому на вопрос о том, откуда бомбардировщики прилетели в Японию, дал военно-литературный ответ: «…с нашей новой секретной базы в Шангри-Ла». Его поняли все, кто читал роман Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт», где упоминалась одноимённая база в Гималаях.

Несколько десятков бомб никак не сказались на военной мощи Японии, но по гордыне императорской армии был нанесён действительно сильный удар. Поставленная президентом Рузвельтом задача была выполнена в лучшем виде, а американцы избавились от шока Пёрл-Харбора и воспряли духом. Война пошла по-другому. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе был подписан акт о капитуляции Японии.

Журнал: Тайны 20-го века, №29 — июль 2015 года
Рубрика: Эхо войны
Автор: Виктор Горбачёв

bagira.guru
категория: искусство войны




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Хатынь — история трагедииИсторические примеры благородства в военных сражениях »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Большой цирк
Сен-Жанн
Трехстворчатая дверь с большой площадью остекления и фрамугой

Агния Барто: Переводчица с детского



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне