Опубликовано: Ноябрь 1, 2015

Покупка автомобиля в СССР

Приобретение машины было в нашей стране мечтой номер один. Каким же способом советский гражданин мог её осуществить?

Жильё в СССР, пусть и после долгого ожидания, давали бесплатно. Дачу, добираться до которой приходилось в переполненных и душных электричках, тоже жаждали иметь не все. А вот автомобиль, при отсутствии пробок и «смешной» цене на бензин, был настоящим символом свободы перемещения и роскошной жизни.

Сыграем в «Спортлото»? Существовало несколько способов купить машину, но ни один из них нельзя назвать лёгким.

Итак, первая возможность — стать героем, не больше и не меньше. Учёным мирового уровня, прославленным полярным исследователям и покорителям космоса в качестве поощрения предоставлялось право приобрести вне очереди по льготной цене (а в отдельных случаях и получить в подарок от государства) личный автомобиль.

Второй способ обзавестись «железным конём» — выиграть его в лотерею.

Звучит фантастично, но шанс всё же имелся.

Третий вариант — чинно занять очередь и копить деньги. Копить приходилось долго: даже маленький «горбатый» «Запорожец» стоил 1,6 тысячи рублей (это 12 окладов инженера!), «Москвич-412» — уже 4,5 тысячи рублей (по ценам 1970-х годов). В 1980-х годах «Жигули» стоили порядка 10 тысяч, а «Волга ГАЗ-24» — 14,5 тысячи рублей.

Бери что дают! В очереди за автомобилем, как и за жильём, можно было стоять годами. Но если для решения квартирного вопроса трудящийся, полжизни проживший в общежитии или бараке, теоретически мог зайти в партком и стукнуть кулаком по столу, то по поводу приобретения машины обращаться к чиновникам не имело смысла. Автомобиль — это уже роскошь. Желаете машину — готовьте справки о доходах и ждите: вас вызовут. Справки были необходимы, так как органы в любой момент могли поинтересоваться: откуда у продавца со сторублевой зарплатой деньги на покупку дорогущей «Волги»? Недаром герой Андрея Миронова из кинофильма «Берегись автомобиля» все свои крупные приобретения (дачу, авто и прочее) оформлял на жену и тестя — как раз для того, чтобы избежать подобных неприятных вопросов и судебного расследования.

Когда подходила очередь, по почте приходила открытка-приглашение. Согласно ей необходимо было с деньгами и документами приехать в указанное место и оформить покупку.

Не обходилось и без дополнительных затрат. К примеру, предложенный автомобиль имеет цвет «детской неожиданности», а вам бы хотелось «кофе с молоком». Сто рублей «на лапу» обслуживающему персоналу — и кто-то, кто опоздал или пожадничал, лишается вожделенного «кофе с молоком» и получает ваш автомобиль. Причину замены обделённому гражданину можно даже не объяснять. Достаточно любой стандартной фразы типа: «Берите что дают, а то и этого не будет», «Продаём то, что прислали с завода», или «Можете пропустить вашу очередь и ждать дальше». Этого хватало, чтобы пресечь на корню любые возмущения.

Подержанный — дороже Ну, и последний способ стать владельцем авто — купить подержанное в комиссионном магазине. Однако и тут были свои нюансы. Если сейчас выехавшая за ворота автоцентра новая машина моментально теряет почти треть своей стоимости, то 40 лет назад всё происходило с точностью до наоборот. Купленный в магазине автомобиль при перепродаже поднимался в цене в полтора-два раза, а то и ещё выше — в зависимости от модели, цвета и комплектации.

Купить машину — это ещё не всё, её надо как-то уберечь от воров и угонщиков. Помните фразу из фильма «Берегись автомобиля»: «Мало того, что тысячи рублей брошены на дороге, так к ним ещё и приделаны колёса»? И чтобы эти колёса не укатили в неизвестном направлении, необходимо было построить гараж. Но гараж — это отдельная тема. Безобразные сцены споров, торговли, нечистоплотности и деляжничества, соответствующие духу времени, лучше всего показаны в одноимённом фильме Эльдара Рязанова.

«Небожители» за рулём иномарки Наличие автомобиля давало советскому человеку высокий статус. А обладатель иномарки становился в глазах окружающих просто «небожителем». Но купить в СССР новую иномарку рядовому гражданину было невозможно из-за необычайно высоких таможенных пошлин. Да и у «не рядовых» тоже возникали свои трудности. Например, легендарная исполнительница русских песен Людмила Зыкина обратилась как-то к министру культуры Фурцевой с просьбой разрешить ей купить новенький «Пежо», не выплачивая при этом таможенных сборов. Фурцева отказала, заявив, что советская певица должна ездить на советских машинах, а не на «легкомысленных» французских авто.

Но были и исключения. К примеру, советский писатель Лев Гинзбург держал в своём гараже «Порше Тарга» 1968 года выпуска. А журналист-международник Виктор Луи имел целую коллекцию иномарок — почти как у Брежнева.

Плюс в его руках побывали разные модели «Мерседесов», «Порше», легендарный «Форд Мустанг» и даже невиданный в СССР «дом на колёсах» — на базе микроавтобуса «Фольксваген».

Получить в личное владение иномарку позволяли связи в посольствах. Через несколько лет службы в полпредствах разных стран их «Мерседесы» и «Вольво» поступали в свободную продажу и, разумеется, недолго оставались без хозяев. На таких экс-посольских авто ездили Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, космонавт Алексей Леонов.

Иномарку могли подарить и западные друзья. Балерина Галина Уланова получила в своё время от модельера Пьера Кардена «Ситроен» последней модели. А первый космонавт Юрий Гагарин — спортивную модель «Матра Боннэт» от французской компании-производителя авиационного оборудования и автомобилей.

Однако на ввоз в страну даже подаренной машины нужно было получить разрешение правительства. Справедливости ради следует заметить, что подобное разрешение обычно выдавалось.

На мёртвом якоре Ближе к 1980-м годам пошлины на ввозимые «бэушные» иномарки заметно снизились, и «иностранцы» несколько чаще замелькали на советских дорогах. Главными поставщиками самых дешёвых на Западе подержанных «Фордов Гранад» и «Опелей Кадетов» стали ходившие в загранплавание советские моряки.

Раз в год такой моряк мог беспошлинно привезти один автомобиль, и грех было этим не воспользоваться. Но без соответствующего обслуживания, запчастей, прописанного в техпаспорте моторного масла и качественного бензина все эти «Кадеты» и «Гранады» уже через пару-тройку лет становились «на мёртвый якорь». Продать такую машину было невозможно: даже самый рукастый автомеханик не восстановит автомобиль без запчастей. Некоторые хозяева привозили ещё одну такую же модель специально на запчасти, но это мало помогало. И ржавели во дворах «хрущёвок» и «брежневок» непривычные нам иномарки, пока юные пионеры не сдавали превратившихся в хлам заморских гостей на металлолом.

Журнал: Дарья Биография, №11 — ноября 2015 года
Рубрика: Как это было
Автор: Максим Тучин

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Литографские и шелкотрафаретные способы декалькоманииШелкография и фотокерамика для украшения фарфора »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Голубой всадник
Автопортрет с пилой
Двухстворчатая наружная дверь для виллы

10 удивительных пистолетов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне