Опубликовано: Ноябрь 23, 2014

Камея Гонзага

Камея Гонзага

Среди сокровищ Эрмитажа особое место занимает «камея Гонзага» - гемма из трехслойного сардоникса, которая, согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей русского музея...

Впервые камеи начали делать в конце IV века до нашей эры. Специфика их изготовления заключается в том, что на камне вырезается выпуклый рельеф с изображением самых разнообразных сцен и героев - реальных или мифологических. Но лучшие образцы камей, по общему мнению, изготавливались в египетском городе Александрия. Это было сложное и крайне кропотливое ремесло - ведь для того чтобы изготовить камею, в древности нужно было затратить столько же времени, сколько в период Средневековья требовалось на возведение готического собора. Камеи делали исключительно на заказ, и оплатить такую длительную и сложную работу мог только состоятельный человек.

На самой знаменитой камее Эрмитажа тоже изображены известные люди. Хотя по поводу этих изображений историки спорили в течение нескольких веков. Однако впоследствии установили, что на камее изображены эллинистические фараоны Египта, супруги, являвшиеся одновременно братом и сестрой, - Птолемей II Филадельф и Арсиноя II. Они жили в III веке до нашей эры. К сожалению, имя создателя знаменитого шедевра не известно. Первым ее хозяином, о котором осталось свидетельство 1542 года, был Франческо Гонзага, правитель итальянского города Мантуи. Правда, в том каталоге камея была описана как «большая камея... с рельефными портретами Цезаря и Ливии».

Потом она находилась в коллекции шведской королевы Кристины, оттуда попала в Ватикан, а в период наполеоновских войн оказалась во Франции - ее владелицей стала супруга Наполеона Жозефина Богарне. После разгрома Наполеона Александр I великодушно оставил его семейству все состояние и доходы. И Жозефина, покоренная этой щедростью, подарила «камею Гонзага» русскому императору. Так драгоценное изделие очутилось в Эрмитаже. Вряд ли мастер, изготовивший камею, стремился к воспроизведению портретного сходства. Изображения властителей Египта условны, но полны спокойной величавости и достоинства. Их лица запечатлены на сером фоне. Профиль Птолемея как будто подсвечен внутренним светом, а лицо Арсинои окружено тенью - мастер тактично намекнул на то, кто в этой паре является главным. Три цвета различных слоев камня мастерски передают все необходимые детали -блеск металлического шлема Птолемея, тонкие черты лица Арсинои, которые подчеркнуты сливочно-белым фоном, желтые полоски ожерелий на шеях величественной четы. В свое время камея была сломана пополам, и реставраторы скрыли след разлома коричневым завитком, который виднеется на ожерелье Птолемея. Высота камеи - 15,7 сантиметра, ширина - 11,8 сантиметра, высота рельефа - 3 сантиметра. Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук.


Журнал: Загадки истории, №15, 2014 год
Рубрика: Сокровища нации
Автор: Игорь Родионов
 
источник?:  http://bagira.nl/jewel/kameya-gonzaga.html
 
 
[ ювелирное искусство, история, Россия, Франция, Эрмитаж ] 



От: NabokovAl,  








Похожие темы:



    « Вернуться
    « Конвейерные печи с шагающим подомОбжиг фаянса »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Вокруг круга
    Набросок. Молящаяся (?)
    Детские куклы: друзья или враги?

    Броня для крылатой пехоты (ВДВ)



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне