Опубликовано: Февраль 19, 2019

Правление Ивана Грозного было тяжелейшим испытанием для жителей Московской Руси. Великий государь опустошил страну опричниной и борьбой с крамолой, уничтожал целые боярские семьи. Однако в то же самое время строились величественные соборы и писались красивейшие иконы. И именно по приказу Ивана Грозного было затеяно невиданное дело — составление иллюстрированного свода всемирной истории.

Лицевой летописный свод: Царь-книга


Историю переписали по приказу Ивана Грозного?

Книги Иван Васильевич любил. Он владел самой крупной библиотекой во всём государстве, причём лишь меньшую её часть получил по наследству, а большую собрал сам. И хотя царь ориентировался в основном на религиозные тексты, в его коллекцию входили и географические, и научные, и исторические сочинения, и, уж конечно, отечественные летописи.

 

 

Лицевой летописный свод: Царь-книга

С пользой для государства

Но летописи с очень большой натяжкой можно считать историческими трактатами. Из них было совершенно непонятно, какое место в истории занимает Россия. А ведь, по мысли Ивана Васильевича, на смену мировым державам древности — Египту, Вавилону, Израилю, Греции, Риму — с падением Византии пришло время для величия Московского царства. Недаром именно в его время появилась доктрина о том, что Москва — преемница Византии (второго Рима). В своём собственном родословии Иван Васильевич отыскал легендарного римского предка и выводил свой род не от варяга Рюрика, а от цезаря Августа. Разумеется, в тот момент, когда его царство по праву стремилось войти в число ведущих мировых держав, диктующих правила для всех остальных стран, царю желательно было иметь не путаные летописания, а подробную историческую хронику — от Адама до дней его, Ивана IV, царствования. Притязания на мировое господство — материя тонкая, тут требуется полный пересмотр истории.

Существует мнение, что эта огромная иллюстрированная книга по мировой истории была создана для царских детей — чтобы учить их, как правили древние, почему развалились их царства и как следует править, чтобы держава становилась сильнее и сильнее. Нет, на самом деле Иван Васильевич имел другую цель — богато изукрашенное сочинение можно было предъявить иностранным послам, дабы поняли они, несведущие, с каким правителем имеют дело.

Создание шедевра

Отечественные исследователи очень любят повторять, что Лицевой летописный свод — едва ли не первое в мире сочинение по всемирной истории. Они лукавят. Аналогичные трактаты создавались и до царствования Ивана Васильевича. Единственное отличие — там, в других книгах, были представлены все европейские и азиатские страны, за исключением Московии. Учитывая размеры этого государства, его расположение и незначительную роль в мировой экономике, на сколько-нибудь серьёзную роль в мировой политике претендовать оно не могло. А потому и не было никому дела до царства московитов. Но и у Ивана Грозного, и у его окружения по этому поводу было иное мнение.
Молодой царь и его тогдашний друг Алексей Адашев поставили перед составителями текста и иллюстраторами очень непростую задачу — превратить Московию в страну с великим прошлым, подразумевая для неё и великое будущее. Сведения о русской истории и её связи с историей мировой предлагалось черпать из Ветхого Завета, средневековых романов о Троянской войне, византийских хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, жизнеописания Александра Македонского, исторических трудов Иосифа Флавия, материалов семи Вселенских соборов и тому подобной литературы. Картинок в книге должно было быть столько же, сколько и текста. И от них требовалась историческая точность. Это очень хорошо видно в изображениях деталей быта, одежды, украшений, оружия, церковной утвари.
Иллюстрировали текст миниатюристы так называемого макарьевского круга, живописцы из мастерских тогдашнего митрополита Макария, а также государевы мастеровые из Александровской слободы — 15 художников. Именно Макарий разработал для 16-летнего царя ритуал венчания на царство и вложил в его голову идеи о богоизбранности, роли Московии в мировой истории, т. е. Все то, что нашло отражение в Лицевом летописном своде.
Переписывали текст для свода 10 писцов. Составление текстов и работа над иллюстрациями заняли чуть ли не 30 лет. Начатый в 40-е годы XVI века, этот труд был закончен лишь к 1576 году. За все время было изготовлено на лучшей тряпичной бумаге французского производства 10 томов истории, от Сотворения мира до 1567 года. Сохранилось около 10 тысяч листов книги с 17 744 богато изукрашенными миниатюрами. Однако историки считают, что с того времени один том был утерян, поскольку между датами существует лакуна, и в XVI веке было выпущено 11 томов.

Кладовая знаний

Дошедшие до нас тома рукописного свода хранятся не в одном музее, а в нескольких местах: первая, девятая и десятая книги — в Государственном историческом музее, вторая, шестая и седьмая книги — в Библиотеке Российской академии наук, третья, четвёртая, пятая и восьмая книги — в Российской национальной библиотеке. Каждый сохранившийся том свода имеет ещё одно, дополнительное название: том первый — Музейский сборник, том второй — Хронографический сборник, том третий — Лицевой хронограф, том четвёртый — Царственный летописец, или Голицынский том (назван так по имени его владельца князя Голицына). Том пятый — Лаптевский том (назван по имени купца Лаптева, в 1827 году передавшего книгу в Публичную библиотеку в обмен на алмазный перстень императора Николая I). Тома шестой и седьмой — Древний летописец, или Остермановские первый и второй (принадлежали канцлеру эпохи Анны Иоанновны Остерману, причём второй Остермановский том достался канцлеру после смерти Петра I). Том восьмой — Шумиловский том (назван по имени купца Шумилова из Томска, он передал книгу в Публичную библиотеку в 1814 году). Том девятый — Синодальный том (получил название от Патриаршей, или Синодальной библиотеки, где очень долго хранился). Десятый том — Царственная книга (названа так из-за того, что целиком посвящена Ивану Грозному).
Первые три тома содержат информацию по древней истории. В первый том попали ветхозаветные тексты (Пятикнижие, Книги Иисуса Навина и Судей Израильских), история Троянской войны с огромным числом батальных сцен. Во второй — ещё несколько ветхозаветных текстов, включая все Книги Царств, жизнеописание Александра Македонского, средневековые византийские хроники, сказания о первых христианских мучениках и падении Иерусалима. В третий — практически вся история Древнего Рима и Византии (как его наследницы) — от Тита до Константина Багрянородного. Четвёртый-восьмой тома посвящены отечественной истории с XII по XVI век. Они изложены по спискам летописей. Однако главной из них, Повести временных лет, в содержании нет. И возникает закономерный вопрос: могли ли составители пропустить столь важное описание истории Руси, если ради возвеличивания этой истории все и затевалось? Разумеется, нет. Следовательно, между третьим и четвёртым томами существовал ещё один, ныне утраченный.
Собственно временам Ивана Грозного посвящены два последних тома — девятый и десятый. В них даётся изложение событий с 1533 года (болезнь и смерть отца Грозного) до 1567 года. Причём отечественные события идут вперемешку с текстами из римской и византийской истории, многие миниатюры не раскрашены, а тексты в десятом томе имеют многочисленные приписки на полях.

Зримое прошлое

После смерти Ивана Грозного в 1584 году и последовавших затем событий рукопись была разделена на тетрадки, которые переходили от владельца к владельцу. Все 10 томов были некогда написаны на полноформатной бумаге, но, поскольку они по несколько раз переплетались заново, бумага обрезалась. Поэтому рукописные тетрадки имеют разную величину листов. От этих манипуляций ни сами тексты, ни рисунки не пострадали — с ними всегда обращались очень и очень бережно.

Для историков Лицевой летописный свод имеет огромное значение. Мало того, что он содержит некоторые утраченные средневековые документы, так ещё и иллюминирован. И по картинкам можно проследить развитие некоторых старинных технологий — например, отливку пушек или изготовление различного холодного оружия. Мастера-иллюстраторы постарались сохранить для потомков и портреты современников грозного царя. Так что «лицевым» этот литературный памятник называется не случайно — на его страницах живёт огромное количество персонажей, как легендарных, так и исторических. И надо полагать, что портреты, написанные при жизни этих людей, весьма близки к оригиналам.

 

Журнал: Загадки истории №7 февраль 2019 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Михаил Ромашко

bagira.guru

1.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


2.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


3.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


4.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


5.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


6.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


7.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


8.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


9.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


10.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


11.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


12.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


13.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


14.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


15.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


16.
Лицевой летописный свод: Царь-книга


17.
Лицевой летописный свод: Царь-книга




От: Якин,  








Скрыть комментарии (1)

dana    Февраль 19, 2019


Фото для "Лицевой летописный свод: Царь-книга"


Герман Стерглигов делал переиздание на современном русском языке.1


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Как США установили в Чили фашистский режим в 1973 годуТяжёлый танк ИС-3, фото и обзор »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Спикеры на трибуне
Девочка на софе (Марьяска)
Покупка автомобиля в СССР

«Коса смерти» - артиллерия



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне