Опубликовано: Июль 29, 2011

Изучение византийской культуры Д.В. Айналовым

Айналов, в отличие от Кондакова, противопоставлял религиозную направленность византийского искусства, то есть выраженное в нем общее стремление к спасению души, непосредственным дидактическим задачам, ставившимся церковью перед живописью и архитектурой. Интерпретации сюжетов, лежавшей в основе иконографического метода Кондакова, с точки зрения Айналова, было недостаточно. Он предложил изучение памятника не только в связи, но и независимо от роли, предназначенной ему церковью, это открывало перспективу определения художественных достоинств данного памятника, его места в искусстве и места самого искусства в византийской культуре в целом.

После падения султаната и установления в Турции республики (1923) ученым было разрешено исследовать византийские церкви, превращенные в мечети, раскрывать в них древнюю стенопись, а также производить раскопки в мусульманских святынях. Расчистка византийских икон в музеях и частных собраниях Европы и Америки, переатрибуция известных ранее памятников и кропотливая историко-филологическая работа, проводившаяся особенно интенсивно во второй четверти XX века, также ввели в обиход науки огромный арсенал новых фактов.

Неизмеримо разросшийся материал обобщил в своей «Истории византийской живописи» (1947) В. Н. Лазарев. Для него кардинальным вопросом было не исследование происхождения искусства или влияний, следы которых оно несет. Главным для Лазарева было раскрыть в качестве последовательного и закономерного процесса драматизацию изобразительного языка византийской живописи. Развитие, которое Кондаков проследил на примере отдельных иконографических рядов, в трудах Лазарева приобретает обличье неуклонного возрастания духовности, а условность, плоскостность, иносказательность, отличающие византийское искусство, оказываются языком этого искусства, построенного на иных принципах, нежели античное.

Лазарев считал первые два с половиной столетия после основания Константинополя эпохой, в которой византийское искусство оперирует еще пластическими схемами, выработанными в античности, осмысливая их, однако, по-новому. Время, когда Византия существует в границах Восточной Римской империи и охватывает почти весь эллинистический мир, символизирует, по его мнению, святая София.

В VII веке Сирия, Палестина, Египет отходят арабам, и территория империи сокращается вдвое. В этот период античная система уже оказывается преодоленной новой средневековой художественной системой, продолжавшей развиваться вплоть до захвата Константинополя турками. Эта средневековая система с наибольшей полнотой нашла воплощение в архитектуре и мозаичном убранстве крестово-купольных храмов IX-XII веков.

Лазарев перевернул свойственное началу века представление о византийской культуре как сплаве живописи, архитектуры, литературы и декоративного искусства, в лучшем случае подчиненных общей цели. Он раскрыл общие закономерности в художественном творчестве ромеев и в развитии их эстетических взглядов. В свою очередь это дало возможность показать, что одна и та же иконографическая схема по-разному истолковывалась не только на разных этапах истории (что открыл еще Кондаков), но по-разному понималась в одно и то же время. Изображение духовного средствами материального, раскрытие небесного средствами земного в столичном Константинополе оказывалось иным, нежели в провинциях Византии. Представление о местных художественных школах, существовавших в разных районах империи, введенное Лазаревым, потребовало пересмотра и взглядов Айналова, оказавшихся излишне прямолинейными, и взглядов Стшиговского, к тому времени не всегда обоснованно отвергнутых наукой.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Своеобразие византийской культурыНовые толкования »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Супрематизм
Свадебные свечи
Жестокая месть княгини Ольги

Метасеквойя глиптостробовидная



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне