Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова

К созданию и внедрению в массовое производство новых форм одним из первых приступает старейший завод страны - Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова. Поскольку этот завод, как и в довоенные годы, являлся своеобразной экспериментальной базой по созданию новых изделий художественного фарфора, именно там сохранился, хотя и сильно поредевший за годы войны, творческий коллектив опытных мастеров, скульпторов, живописцев.

На завод приходят Э. Криммер, А. Лепорская, В. Городецкий и другие, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами советского фарфора; продолжают успешно работать и представители старшего поколения завода - А. Щекатихина-Потоцкая, М. Мох, А. Воробьевский, С. Яковлева, В. Семенов.

В начале 50-х годов С. Яковлевой, А. Лепорской, Э.Криммером, В.Семеновым был разработан и внедрен в производство ряд новых ваз, восходящих по своим силуэтам к античным сосудам, отличавшихся строгостью и монументальностью. Таковы вазы «Кувшинка» Ленорской, «Амфорная» Семенова и др. Формы сервизов, выполненных на заводе, также отличались строгой продуманностью и функциональностью. Например, чайные сервизы Ленорской-«Московский» (1950), «Бортик» (1952), «Груша» и «Шиповник» (1953), чайный сервиз Яковлевой «Ленинградский» (1951), кофейный сервиз Семенова «Бутон» (1949). Появление их было закономерным результатом большой работы по созданию и освоению в производстве новых форм, начатой на Ленинградском заводе еще в 30-е годы.

В первые послевоенные годы художниками завода был разработан ряд новых образцов изделий, по нраву вошедших в историю советского фарфора. В частности, всеобщее признание завоевал хорошо известный чайный сервиз «Кобальтовая сетка» (форма «Тюльпан» С.Яковлевой, 1936, роспись А. Яцкевич). Удачно найденные пропорциональные соотношения шаровидных и полусферических форм предметов, выявление естественной белой поверхности фарфора, оживленной кобальтовой росписью в виде простого сетчатого узора, ритмично расположенного на поверхности каждой вещи, придавали сервизу оригинальное и современное декоративное решение, ощущение уюта, спокойствия и равновесия. Своеобразие украшения его заключалось также и в новом для того времени техническом приеме исполнения росписи, когда весь рисунок наносился не как обычно кистью, а специальным «кобальтовым» карандашом.

   Чайный сервиз «Русский лубок» (форма аналогичная, роспись А. Воробьевского) своими яркими, красочными изображениями на мотивы русского лубка с преобладанием ярко-красных тонов, вызывал ощущение праздничной приподнятости и жизнерадостности.

Среди других изделий, созданных художниками завода в начале 1950-х годов, следует упомянуть два кофейных сервиза: «Лани» (форма «Бутон» С. Яковлевой, роспись М. Моха) и «Кизил» (форма та же, роспись А. Щекатихиной-Потоцкой). Формы изделий очень устойчивые, стройные по силуэтам, с плавными переходами объемов и значительными резервами белой поверхности напоминают традиционные формы классического фарфора XVIII века. Что же касается росписи, то если в декоре первого сервиза автор использует манеру и сюжеты восточной миниатюры, решая колорит в мягких, пастельных тонах, то в сервизе А. Щекатихиной-Потоцкой роспись построена па контрасте ярких ягод и листьев кизила.

В 1950-е годы внимание художников Ленинградского завода все больше привлекают образы народного искусства. Они часто обращаются к интерпретации мотивов древнерусской орнаментики, таков, например, ряд больших ваз с росписями Воробьевского- «Русские узоры», «Синие узоры» и т. п.

В 1956 году В. Семенов создает на заводе вазу «Кристалл», которая в свое время вызвала много противоречивых суждений. Необычная черная окраска вазы и ее причудливая форма, напоминающая фантастический распускающийся цветок, как бы проводила незримую черту, отделяющую традиционный белый фарфор, с четкими пропорциональными членениями объемов и привычной орнаментальной или сюжетной росписью, от какого-то совершенно нового фарфора. Смело выполненная форма этой вазы воплощала исконные свойства материала - его пластичность, мягкость, податливость.



Лучшее решение это - http://letbefit.ru/. Доставка диет.





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Заводы и их изделия художественной промышленности в СССР (продолжение) фарфорПуть широкого использования в росписи мотивов русского фольклора, Дулевский и Дмитровский заводы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии