Опубликовано: Январь 26, 2012

В рамках программы «Открытие запасников Третьяковской галереи» Линия жизни Валентина Серова. Фонды Государственной Третьяковской галереи.

15 декабря 2011 — 20 мая 2012


Валентин Александрoвич Cеров (1865- 1911г.) - без тени сомнения его можно назвать одной из ключевых фигур в русском искусстве на рубеже ХІХ-ХХ веков. Для широкой публики Серов наиболее известен как талантливый живописец, портретист, хотя современникам была открыта и другая грань этого гения - это Серов-рисовальщик который был ценим ни капли не меньше чем Серов-живописец. В свое время совет Третьяковской галереи не упустил возможность и приобрел массу рисунков и акварелей и пастелей Серова, тем самым сделав свою коллекцию данного художника наиболее полной и уникальной.
Целых 750 авторских рисунков и офортов, из которых на экспозиции вы могли видеть лишь меньше половины. Данная же экспозиция идет в полном объеме, позволяя в полной мере насладиться творчеством гения Серова.

Валентин Серов картина <Натурщица с распущенными волосами. 1899>

Натурщица с распущенными волосами. 1899.

Крайне тесно переплетено имя художника и судьба галереи, все дело в том, что Серов был знаком с Третьяковым П.М., и дружил с его наследниками. Самый большой вклад в судьбу галереи был сделан в период с 1899 по 1911 года, когда Серов входил Совет галереи и вершил ее судьбу. Но, не смотря на близость к галерее, работы Серова начали стекаться туда только после его смерти, так как при жизни Серов не видел чести в том, чтобы продавать свои творенья галерее, в которой трудился не жалея сил.

Большую часть галерея получила в дар о наследников Серова, другие же работы попали туда из Цветковской галереи и Музея Инонoписи и Живoписи имени И.С. Остроухова.«Линия жизни» - это уникальная экспозиция, где благодаря графическим работам, а точнее отзывчивостью графики на движения творческой мысли, мы приближаемся к пониманию личности художника.

На этой выставке мы без труда прослеживаем путь развития творческой мысли на рубеже девятнадцатого двадцатого века, так как творческий путь Серова как нельзя лучше отражает этот процесс. Экспозиция приближает нас к творческой личности Серова, позволяя проследить ее динамику, увидеть истоки в реализме девятнадцатого века и понять, что готовит для нас век двадцатый.

Вся жизнь Серова - это постижение новых горизонтов, он не видел заслуги в том что мог сделать, наоборот его восхищало все то, что он не мог постичь. А потому путь саморазвития и принятие всего нового вознесли его над основной массой современников. Он учился всю жизнь, с самого детства, у Репина, обучался в Академии художеств у Чистякова, заочно постигал пути величайших мастеров всех стран и эпох - Тициан, Веласкес, Рафаэль вот его наставники на этом тернистом пути. Но как не странно, принимая великих Серов не страшился новаторов, наоборот, он стремится принять и осознать новейшие идеи. Так в пoртрете И.А. Морозова автор обращается к Матиссу, тщательно копируя его манеру плоскостного рисунка и интенсивного колорита. Но наверное ярчайшим примером страсти к обучению, и непризнанию собственного таланта является поступления Серова в парижскую академию Коларосси, где он признанный мэтр не считал зазорным, наравне с юными дарованьями, рисовать с натуры. Крайне интересно наблюдать эволюцию творчества мастера на примере работ с натурщиками в разные года. От традиционного академического рисунка путь лег до свободного рисунка к индивидуальному, практически портретному образу.

Серов работал всю жизнь, значительную часть собственного времени уделяя работе в пленере, создавая жанровые зарисовки и лирические пейзажи. На экспозиции будет возможность лицезреть известную на весь мир работу «В деревне. Баба с лошадью»(1898год).
Пик творчества Серова пришел на момент образования «Мира Искусств». Официально он не входил в это объединения, что не мешало ему работать, и строить дружбу с участниками объединения. Также, как и большинство «мирискусников» в начале двадцатого века, Серова привлекла историческая тематика. На экспозиции предоставлены работу на тему жизни русского императорского двора восемнадцатого века, такие как «Выезд Екатерины II», «Петр I» и другие полотна.

Любовь к русскому театру также был одним из мостов, ведущих к художникам «Мир искусства». На экспозиции предоставлены наиболее яркие и запоминающиеся образа, такие как Анна Павлова (1909г), Тамара Красавина (1909г) и, кончено же, Ида Рубинштейн (1909г), прима-балерина «Русских сезонов».Так же нельзя оставить без внимания и другую работу для театра. Занавес для балета «Шехеразада», а именно, «Выезд на охоту»(1910г). Интересен то факт, что заказ был личной инициативой мастера, а не просто заказ. Все дело в том, что атмосфера экзотической, древней сказки не отпускала Серова с 1907 года, когда он посетил Грецию. Но одно дело сказка, а совершенно другое -  работы автора на тему мифов и легенд древней Греции. Конечно же экспозиция не смогла обойтись без таких известнейших полотен, как «Похищение Европы» (1910г) и  «Одиссей и Навзикая» (1910) . По мимо них на выставке будут выставлены и другие рисунки на тему мифов античного мира, а также редчайшие экспонаты, натуральные наброски и альбомные зарисовки, выполненные в музеях Греции.

Экспозиция « Серов.Линия жизни», это не обыденная монографическая выставка. Это крошечное окошко, позволяющее нам заглянуть в прошлое, и проследить на примере таланта Серова, насыщенность и многообразие художественной жизни на рубеже ХІХ- ХХ веков.




От: Miranda,  








Похожие темы:



« Вернуться

« "БЕСКОНЕЧНАЯ ТАТЛИН ЧАША ВЕЛИКОГО". Посвящение Владимиру Татлинувыставка Портрет семьи - Надежда Удальцова и Александр Древин »