Опубликовано: Октябрь 10, 2011

Приехал из Мюнхена «Синий всадник»

Выставка

Кандинский и «Синий всадник»


Москва, Музей личных коллекций, до вс 15 января 2012 

Музей личных коллекций приглашает ценителей искусств на выставку «Кандинский и «Синий всадник», которая будет проходить до 15 января 2012 года. Впервые в нашей стране будут представлены произведения этого художественного объединения, внесшего существенный вклад в творческое наследие прошлого столетия. В названии выставки не просто так отдельно отмечается художник Василий Кандинский, ведь добрая половина работ, привезённых на выставку из Мюнхена, написана им.

Зачастую ремонтные работы движут гастрольными процессами. И нынешняя выставка стала возможной благодаря ремонту. Мюнхенский музей Ленбаххаус приступил к масштабной реконструкции здания и предоставил для выставки в Москве свой фонд. История самого музея берёт свое начало с деятельности семьи художника-портретиста Ленбаха. После того, как сам Франц Ленбах умер, его жена сделала для Мюнхена щедрый подарок: передала городу здание их виллы с работами её покойного владельца. Ленбах был не последним художником Мюнхена, но широкой славы так и не получил. Музей с его работами, скорее всего, так и не стал бы всемирно известной достопримечательностью, если бы не завещание Габриэлы Мюнтер, подарившей ему богатую коллекцию. Подарок был действительно сенсационным: несколько десятков работ самой госпожи Мюнтер, В Кандинского и их творческих единомышленников П. Клее, А. Макке, А. Явленского, Ф. Марка. Такая сногсшибательная подборка в один миг превратила Ленбаххаус в музей мирового значения.

Интересно отметить, что московская выставка представленных работ могла бы пройти ещё сто лет назад. Страстной мечтой Кандинского была организация международной кооперации объединения «Синий всадник», и он планировал показ наследия своей творческой группы на родине. Однако участие в выставочной жизни российской столицы остановилось лишь на представлении отдельных работ.

За прошедшее с тех пор время российскому зрителю так и не было представлено цельной экспозиции феномена «Синего всадника», хотя поодиночке художники этой группы, конечно, появлялись на отечественной арт-сцене и не один раз.

Наиболее часто в центре внимания оказывался именно Василий Кандинский, работы которого имеются и российских музеях художественного авангарда. Но коллекция произведений из Мюнхена особенно ценна, поскольку хорошо отображает становление творческих взглядов автора от фигуративного восприятия до абстрактного видения. Хронологическая череда работ периода 1900-х - 1910-х годов представляет, как ничто другое, художественную эволюцию Кандинского. Такой подборки в наших коллекциях, конечно, не отыскать.

С работами других участников «Синего всадника» дело в России обстоит ещё хуже, их полотна весьма редко можно встретить в отечественных коллекциях. Хотя с недавнего времени патриотические стремления состоятельных русских ценителей искусств побуждают их охотно приобретать на аукционах Лондона произведения и Марианны Верёвкиной и Алексея фон Явленского. С полотнами из Германии пока ещё всё не так активно, но порой и они привлекают внимание наших коллекционеров, понимающих, что целиком представить явление «Синего всадника» без Ленбаххаус не представляется возможным.

Начало объединения «Синий всадник», по словам самого Кандинского, произошло от непринуждённой иронии. Василий Васильевич говорил, что Ф. Марку нравятся лошади, ему самому - всадники, а синий цвет любим ими обоими. Хотя в деятельности объединения всё было далеко от ироничного восприятия, его члены были настроены весьма серьёзно и представляли себя как начальных творцов новой эпохи «Великого Духовного». Скорее всего, именно бескомпромиссность убеждений (каждый из участников группы был убеждён в своей правоте) явилась причиной скорого распада объединения. Ни в коем случае ни материальное свело на нет существование «Синего всадника», в этом виноваты исключительно идейные разногласия. Довершило этот распад начало Первой мировой войны. А. Макке и Ф. Марк погибли, а остальные художники разъехались.

Василий Кандинский вернулся в Россию. Вскоре его женой стала юная барышня по имени Нина. Таким образом, разорвались многолетние отношения Кандинского с госпожой Мюнтер, которая не смогла простить измены. Всё раннее наследие лидера «Синего всадника» так и осталось у неё. Не меньший драматизм был присущ и расставанию А. Явленского с возлюбленной соратницей по творчеству М. Верёвкиной, которая вынуждена была доживать жизнь в одиночестве и в отрыве от всего в Швейцарии.

Но несмотря на все перипетии жизни «Синий всадник» всё же был и был вполне состоявшимся объединением, которое по сравнению с другими мюнхенскими группами просуществовал не так уж и мало. Несомненно, что оно навсегда вошло в мировую историю художеств. Село Мурнау, где творили Кандинский и его друзья, стало не просто местом их планеров, а колыбелью эстетической революции, которую произвёл в искусстве «Синий всадник».

Пожалуй, одной из самых известных работ Василия Кандинского можно назвать «Концерт III (Впечатление)». Вдохновлённый музыкальными произведениями А. Шёнберга, художник создал не просто эмоциональное полотно, он шагнул в беспредметность! И зрителю не стоит смущаться тем, что прошло уже целое столетие. Живые чувства и неудержимая устремлённость членов творческого объединения «Синий всадник» легко приходят к нам сквозь время.








Похожие темы:



« Вернуться

« "Художники Серебряного века" из собрания Харьковского музея«Парижская школа» ждёт своего зрителя в Пушкинском »