Опубликовано: Апрель 19, 2013

В Омске открылась выставка работ художников-авангардистов


Как известно, одно из старейших культурных учреждений Сибири - Омский историко-краеведческий музей, вскоре будет праздновать свой юбилей -135-летие со дня основания. К этой замечательной дате приурочено открытие уникальной выставки живописи и графики художников-авангардистов, входивших в состав так называемой Червонной Тройки - Николая Мамонтова, Виктора Уфимцева и Бориса Шабль-Табулевича. Благодаря выставке любители живописи смогут ознакомиться с работами, которые в 1930-х гг. были спрятаны сотрудниками музея, пытавшимися спасти коллекцию от уничтожения, под … настилом пола в одном из помещений. Холсты были реставрированы, и экспонируются впервые.

Коллекция авангардной живописи была обнаружена рабочими, занимавшимися ремонтом музейных помещений в начале 1970-х гг. Реставраторам понадобилось несколько лет, чтобы восстановить около трех сотен рисунков, живописных холстов, эскизов и набросков.

Как сообщила главный научный сотрудник музея, Т. Назарцева, когда 1930-е гг., начались чистки музейных и библиотечных фондов, авангардное искусство, которое не вписывалось в рамки соцреализма, подлежало «изгнанию» в первую очередь. Однако предшественники нынешних работников музея, понимая ценность этих работ, поместили их в картонные папки, а сами папки спрятали под половицами в помещении научной библиотеки.

Одним из главных сокровищ этого клада является автопортрет ученика Репина - Алексея фон Явленского, который был последователем Кандинского и основоположником немецкого экспрессионизма. Художником были созданы более 3,5 тысяч полотен, однако у нас в стране хранятся не больше двух десятков его произведений. Половина из них была привезена в Омск из Петербурга братом художника. При реставрации автопортрета было обнаружено еще одно изображение: на обороте холста художник изобразил портрет Елены Незнакомовой – своей жены и музы. А вообще, как известно, писать картины на изнанке своих работ любили и сибирские авангардисты.

По словам заместителя директора музея, Е. Бежан, не только сами работы выполнены в стиле авангардизма, но в них присутствует настоящий авангардный дух. Многие работы написаны на листках из школьных тетрадей, на оборотах бланков различных учреждений и контор, на газетных и журнальных страницах.

Но даже такой бумаге были рады художники, посещавшие в 1919 г. особняк Антона Сорокина, которого они называли «писательским королем». Сорокин не жалел для талантливых художников ни дефицитной тогда бумаги, ни красок, ни карандашей, а талантливая молодежь дарила за это ему свои картины.

Из-за низкого качества бумаги и красок, используемых художниками в период Гражданской войны, а также экстремальных условий хранения, многие работы были сильно повреждены, и их восстановление стало для реставраторов довольно трудной задачей.

Как посетовала один из реставраторов, Т. Масюк, многие работы выполнены на оберточной или газетной бумаге, при изготовлении которых производители не закладывали свойства долговечности, так как для них такие свойства не нужны в принципе, и это стало большой проблемой, причем проблемой специфически российской, несвойственной для других стран.

Чтобы не нанести непоправимого урона этим редким произведениям авангардной живописи, специалисты разрешили их экспонировать только в дни торжеств, посвященных юбилею Омского историко-краеведческого музея.




От: Наталья Дваркова,  








Похожие темы:



« Вернуться

« Русские художники – связь временКлее и Явленский: дружба художников »