Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография

(1883, Москва - 1941, Ленинград). Живописец, график, художник театра.

Павел Николаевич Филонов


Галерея картин Филонова П. Н. ( картины Павла Николаевича Филонова)


Изображения:

Пейзаж. Ветер
Павел Филонов - Пейзаж. Ветер
Небольшой дом в Москве
Павел Филонов - Небольшой дом в Москве
Пейзаж с двумя животными
Павел Филонов - Пейзаж с двумя животными
Крестьянская семья
Павел Филонов - Крестьянская семья
Головы
Павел Филонов - Головы
Св. Катерина
Павел Филонов - Св. Катерина
Музыканты
Павел Филонов - Музыканты
Казнь
Павел Филонов - Казнь
Мужчина и женщина
Павел Филонов - Мужчина и женщина
Мужчина и женщина. Фрагмент
Павел Филонов - Мужчина и женщина. Фрагмент
Мужчина и женщина. Фрагмент
Павел Филонов - Мужчина и женщина. Фрагмент
Мужчина и женщина. Фрагмент
Павел Филонов - Мужчина и женщина. Фрагмент
Мужчина и женщина. Фрагмент
Павел Филонов - Мужчина и женщина. Фрагмент
Восток и запад
Павел Филонов - Восток и запад
Запад и восток
Павел Филонов - Запад и восток
Буржуа в коляске
Павел Филонов - Буржуа в коляске
За столом
Павел Филонов - За столом
Те, кому нечего терять
Павел Филонов - Те, кому нечего терять
Без названия (три фигуры)
Павел Филонов - Без названия (три фигуры)
Садовник
Павел Филонов - Садовник
Пасха
Павел Филонов - Пасха
Цветы
Павел Филонов - Цветы
Боров
Павел Филонов - Боров
Пир королей
Павел Филонов - Пир королей
Пир королей
Павел Филонов - Пир королей
Девушка с цветком
Павел Филонов - Девушка с цветком
Дворники
Павел Филонов - Дворники
Без названия ( Наездники)
Павел Филонов - Без названия ( Наездники)
Казнь (после 1905)
Павел Филонов - Казнь (после 1905)
Рыбацкая шхуна
Павел Филонов - Рыбацкая шхуна
Французский рабочий
Павел Филонов - Французский рабочий
Масленица
Павел Филонов - Масленица
Доярки
Павел Филонов - Доярки
Святое семейство
Павел Филонов - Святое семейство
Маги (Мудрецы)
Павел Филонов - Маги (Мудрецы)
Три человека за столом
Павел Филонов - Три человека за столом
Возрождение человека
Павел Филонов - Возрождение человека
Победитель города
Павел Филонов - Победитель города
Рабочие
Павел Филонов - Рабочие
Без названия. (Cd. Георгий Победитель)
Павел Филонов - Без названия. (Cd. Георгий Победитель)
Портрет Армана Францевича Азибера со своим сыном
Павел Филонов - Портрет Армана Францевича Азибера со своим сыном
Портрет Евдокии Николаевны Глебовой, сестры художника
Павел Филонов - Портрет Евдокии Николаевны Глебовой, сестры художника
Извозчики
Павел Филонов - Извозчики
Рабочие
Павел Филонов - Рабочие
Мать
Павел Филонов - Мать
Цветы (из цикла "Всемирный расцвет")
Павел Филонов - Цветы (из цикла "Всемирный расцвет")
Бегство в Египет
Павел Филонов - Бегство в Египет
Быки. Сцена из сельской жизни
Павел Филонов - Быки. Сцена из сельской жизни
Формула космоса
Павел Филонов - Формула космоса
Белая картина (из цикла "Всемирный расцвет")
Павел Филонов - Белая картина (из цикла "Всемирный расцвет")
Корабли
Павел Филонов - Корабли
Без названия (Головы, ботинок, рыба)
Павел Филонов - Без названия (Головы, ботинок, рыба)
Формула Вселенной
Павел Филонов - Формула Вселенной
Формула революции
Павел Филонов - Формула революции
Формула весны
Павел Филонов - Формула весны
Дома
Павел Филонов - Дома
Победа над вечностью
Павел Филонов - Победа над вечностью
Формула Вселенной
Павел Филонов - Формула Вселенной
Формула Петроградского пролетариата
Павел Филонов - Формула Петроградского пролетариата
Октябрь. Пейзаж. Формула
Павел Филонов - Октябрь. Пейзаж. Формула
Живая голова
Павел Филонов - Живая голова
Головы
Павел Филонов - Головы
Голова
Павел Филонов - Голова
Семейный портрет
Павел Филонов - Семейный портрет
Февральская революция
Павел Филонов - Февральская революция
Зверь (Волчонок)
Павел Филонов - Зверь (Волчонок)
Автопортрет
Павел Филонов - Автопортрет
Две головы
Павел Филонов - Две головы
Голова
Павел Филонов - Голова
Голод
Павел Филонов - Голод
Человек в мире
Павел Филонов - Человек в мире
Животные
Павел Филонов - Животные
Колониальная политика
Павел Филонов - Колониальная политика
Формула весны
Павел Филонов - Формула весны
Симфония Шостаковича
Павел Филонов - Симфония Шостаковича
Без названия (необъективная композиция)
Павел Филонов - Без названия (необъективная композиция)
Налетчик (грабитель)
Павел Филонов - Налетчик (грабитель)
Композиция
Павел Филонов - Композиция
Композиция
Павел Филонов - Композиция
Нарвские ворота
Павел Филонов - Нарвские ворота
Люди
Павел Филонов - Люди
Животные
Павел Филонов - Животные
Рабочий в кепке
Павел Филонов - Рабочий в кепке
Козел
Павел Филонов - Козел
Голова
Павел Филонов - Голова
Голова
Павел Филонов - Голова
Ударницы на фабрике "Красная Заря"
Павел Филонов - Ударницы на фабрике "Красная Заря"
ГОЭЛРО
Павел Филонов - ГОЭЛРО
Колхозник
Павел Филонов - Колхозник
Портрет Николая Глебова-Путиловского
Павел Филонов - Портрет Николая Глебова-Путиловского
Портрет Иосифа Сталина
Павел Филонов - Портрет Иосифа Сталина
Двое мужчин
Павел Филонов - Двое мужчин
Композиция ( Нападение)
Павел Филонов - Композиция ( Нападение)
Одиннадцать голов
Павел Филонов - Одиннадцать голов
После нападения
Павел Филонов - После нападения
Лица
Павел Филонов - Лица
Лица
Павел Филонов - Лица
Мужчина и женщина. Фрагмент
Павел Филонов - Мужчина и женщина. Фрагмент
  


П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. В семье было пятеро детей. Отец и мать рано умерли, и будущему художнику пришлось рано начать работать. Рисовать Филонов любил с детства. Окончив в Москве школу, он уехал в Петербург, где в живописно-малярных мастерских получил профессию маляра-уборщика. В 1903— 1908 он занимался в частной студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского, в 1908-1910 - в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского, Я. Ф. Ционглинского, П. Е. Творожникова, Г. Г. Мясоедова. Поступить в 1908 в Академию художеств вольнослушателем Филонову удалось лишь с третьей попытки. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых.

 В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Филонов был особенно близок с В. Хлебниковым, который оказал заметное влияние на творчество художника. Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. В этот период складывались основные темы и образы, которые затем прошли через все творчество Филонова. Одна из таких тем — тема современного города. Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ).

 В 1916-м году Филонов был мобилизован на Румынский фронт рядовым в Балтийскую морскую дивизию. Его избрали председателем Солдатского съезда, а затем председателем исполнительного военно-революционного комитета. После возвращения с фронта в 1918 Филонов активно включился в художественную жизнь Петрограда. Еще до призыва на фронт художник сделал первую попытку теоретически обосновать свои взгляды и объединит в сторонников нового направления — аналитического искусства. Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма - «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Укрупненные фигуры главных героев окружены условным пейзажем, декоративно-яркими цветами и травами. Художественная структура напоминает мозаику, изображения кажутся сложенными из мелких абстрактных деталей. Статичность, некая неуклюжесть главных персонажей противопоставлены подвижному пространству.

В 1919 Филонов участвовал в Первой государственной свободной выставке, открывшейся в Зимнем дворце. Он экспонировал цикл картин «Ввод в мировой расцвет».

В 1923 Филонов участвовал в организации в Петрограде Института художественной культуры вместе с К. С. Малевичем, Н. Н. Пуниным, П. А. Мансуровым, М. В. Матюшиным. В это время был создан цикл работ о гражданской войне, революции, петроградском пролетариате: «ФОРМУЛА ПЕТРОГРАДСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА» (1920-1921, ГРМ), «ФОРМУЛА ИМПЕРИАЛИЗМА» (1925), «ФОРМУЛА РЕВОЛЮЦИИ» (1920-е, ГРМ). Названные работы по сути своей пропагандистские. Советские лозунги, новая идеология трактуются Филоновым как абстрактные картины революционного преобразования мира.

 1920-1930-е - время расцвета аналитического искусства. По мнению Филонова, новое направление преодолевало неподвижность геометрических форм кубизма. Мир есть движение, и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». Формы состоят из «атомов и молекул», и живопись должна это передать. Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» - программном документе сторонников аналитического искусства.

В 1927 было создано общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). У Филонова в Ленинграде была самая многочисленная школа учеников и приверженцев. Он вел занятия в Академии художеств. Такой школы не было ни у одного из мастеров авангарда. В том же году в Доме печати состоялась выставка работ коллектива МАИ и был поставлен гоголевский «Ревизор» (режиссер И. Г. Терентьев) в оформлении художников школы Филонова. Филонов и его коллектив оказались в центре внимания общественности. Появились новые ученики.

Среди значительных графических работ художника — иллюстрации к «Калевале», выполненные совместно с коллективом МАИ. Как и во многих произведениях Филонова, в иллюстрациях совмещены два принципа изображения — фигуративный и беспредметный. Этот синтез позволил создать удивительно подвижный, сказочный образ.

 В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Филонов не продавал своих картин. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Художник умер в первые дни блокады от голода. Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла работы, хранила их все годы забвения и запретов, а затем согласно воле брата, подарила Русскому музею.

 

источники [ 1, 4, 6 ] см. Список литературы

 

Биографии других российских художников начала 20 века:





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.