Шагал Марк Захарович - картины с описанием и биография художника

(1887, поселок Лиозно под Витебском - 1985, Сен-Поль де Ване, Франция). Живописец, график, художник театра.

 

Шагал Марк Захарович

Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. В то же время творческий мир Шагала неразрывно связан с миром его детства, которое прошло в еврейском квартале под Витебском. Сначала семья жила в деревянном доме, но он сгорел во время пожара и они переехали в кирпичный дом на Покровской улице неподалеку от Ильинской церкви. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. В ту пору многое определяла так называемая черта оседлости, обязанность иудеев по законам Российской Империи жить в ограниченных пределах гетто. Образование Шагала началось с традиционного изучения Торы, Талмуда и древнееврейского языка у раввина. Осенью 1900 он поступил в городское четырёхклассное училище с ремесленным уклоном, где преуспевал только по рисованию и геометрии. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. После этого Шагал работал ретушером у местного фотографа и учился рисованию у единственного в Витебске профессионального живописца Иегуды Пэна, который был учеником П. П. Чистякова и другом И. Е. Репина. Шагал принял решение стать художником и в 1906-1907 отправился в Петербург с бумагой о коммерческих целях поездки, которая давала ему возможность получить временный вид на жительство в столице.

(продолжение после галереи картин)


Картины Шагала Марка Захаровича


Изображения:

Старуха с клубком
Марк Шагал - Старуха с клубком
Девочка на софе (Марьяска)
Марк Шагал - Девочка на софе (Марьяска)
Окно. Витебск
Марк Шагал - Окно. Витебск
Сидящая обнаженная рыжая женщина
Марк Шагал - Сидящая обнаженная рыжая женщина
Небольшая комната для рисования
Марк Шагал - Небольшая комната для рисования
Дом в Лиозно
Марк Шагал - Дом в Лиозно
Семья или материнство
Марк Шагал - Семья или материнство
Русская свадьба
Марк Шагал - Русская свадьба
Автопортрет с кистями
Марк Шагал - Автопортрет с кистями
Натюрморт с лампой
Марк Шагал - Натюрморт с лампой
Рождение
Марк Шагал - Рождение
Женщина с букетом
Марк Шагал - Женщина с букетом
Натурщица
Марк Шагал - Натурщица
Мясник
Марк Шагал - Мясник
Обнаженная в цветах
Марк Шагал - Обнаженная в цветах
Набросок к картине "Дождь"
Марк Шагал - Набросок к картине
Посвящение Аполлинеру
Марк Шагал - Посвящение Аполлинеру
пьяница
Марк Шагал - пьяница
Святой кучер
Марк Шагал - Святой кучер
Мазин, поэт.
Марк Шагал - Мазин, поэт.
Поэт или половина четвертого
Марк Шагал - Поэт или половина четвертого
Моей нареченной
Марк Шагал - Моей нареченной
Интерьер 2
Марк Шагал - Интерьер 2
Сидящая обнаженная женщина
Марк Шагал - Сидящая обнаженная женщина
Я и деревня
Марк Шагал - Я и деревня
1911 г.,
х. м.,
191 x 150.5 см,
Музей современного искусства, Нью Йорк, США
В Россию с ослами и другими
Марк Шагал - В Россию с ослами и другими
Уличный скрипач
Марк Шагал - Уличный скрипач
1911-14 г.,
х. м.,
масло, гуашь, уголь, картон
94.5 x 69.5 см,
Коллекция Земли Северный Рейн и Вестфалии, Дюссельдорф, Германия
Солдат пьет.
Марк Шагал - Солдат пьет.
Голгофа
Марк Шагал - Голгофа
Рождение
Марк Шагал - Рождение
Адам и Ева
Марк Шагал - Адам и Ева
Понюшка табаку
Марк Шагал - Понюшка табаку
Скотопромышленник
Марк Шагал - Скотопромышленник
Уличный скрипач
Марк Шагал - Уличный скрипач
1912-13 г.,
х. м.,
188 x 158 см,
Городской музей, Амстердам, Нидерланды. Предоставлено временно из государственной коллекции
Горящий дом
Марк Шагал - Горящий дом
Париж из окна
Марк Шагал - Париж из окна
Автопортрет с семью пальцами
Марк Шагал - Автопортрет с семью пальцами
Зеленый еврей
Марк Шагал - Зеленый еврей
Автопортрет
Марк Шагал - Автопортрет
Молящийся еврей. (Раввин Витебска)
Марк Шагал - Молящийся еврей. (Раввин Витебска)
Смоленский вестник
Марк Шагал - Смоленский вестник
Праздник (Раввин с лимоном)
Марк Шагал - Праздник (Раввин с лимоном)
Портрет брата Давида с мандолиной
Марк Шагал - Портрет брата Давида с мандолиной
Старый Витебск. Набросок к картине "Над Витебском"
Марк Шагал - Старый Витебск. Набросок к картине
Автопортрет с мольбертом
Марк Шагал - Автопортрет с мольбертом
Часы
Марк Шагал - Часы
Зеленые любовники
Марк Шагал - Зеленые любовники
1910 г.,
масло, гуашь, бумага, картон
48 x 45.5 см,
Частная коллекция
Синие любовники
Марк Шагал - Синие любовники
1914 г.,
масло, картон
49 x 44 см,
Частная коллекция
Цирюльня (Дядя Зусман)
Марк Шагал - Цирюльня (Дядя Зусман)
Портрет сестры Марясинки
Марк Шагал - Портрет сестры Марясинки
Аптека в Витебске
Марк Шагал - Аптека в Витебске
Продавец газет
Марк Шагал - Продавец газет
Еврейская свадьба
Марк Шагал - Еврейская свадьба
Любовники
Марк Шагал - Любовники

чернила, ручка, бумага

23 x 18 см,

Государственный исторический и архитектурный музей, Псков, Россия

Мужчина с котом и женщина с ребенком
Марк Шагал - Мужчина с котом и женщина с ребенком
Раненый солдат
Марк Шагал - Раненый солдат
Война
Марк Шагал - Война
Группа людей
Марк Шагал - Группа людей
Старик и старуха
Марк Шагал - Старик и старуха
Красный еврей
Марк Шагал - Красный еврей
Вид из окна. Витебск
Марк Шагал - Вид из окна. Витебск
Окно в деревне
Марк Шагал - Окно в деревне
День рождения
Марк Шагал - День рождения
1915 г.,
масло, картон
80.5 x 99.5 см,
Музей современного искусства, Нью Йорк, США
Поэт лежащий на земле
Марк Шагал - Поэт лежащий на земле
Праздник кущей
Марк Шагал - Праздник кущей
Ландшыши
Марк Шагал - Ландшыши
Белла и Ида у окна
Марк Шагал - Белла и Ида у окна
Синий дом
Марк Шагал - Синий дом
Прогулка
Марк Шагал - Прогулка
Белла с белым воротничком
Марк Шагал - Белла с белым воротничком
Клубника. Белла и Ида за столом
Марк Шагал - Клубника. Белла и Ида за столом
Купание ребенка
Марк Шагал - Купание ребенка
Окно в сад
Марк Шагал - Окно в сад
Ворота кладбища
Марк Шагал - Ворота кладбища
Жизнь крестьянина (Конюшня, ночь, человек с хлыстом)
Марк Шагал - Жизнь крестьянина (Конюшня, ночь, человек с хлыстом)
Художник: на луну
Марк Шагал - Художник: на луну
Серые любовники
Марк Шагал - Серые любовники
1917 г.,
х. м.,
69 x 49 см,
Частная коллекция
Автопортрет и муза (Мечта)
Марк Шагал - Автопортрет и муза (Мечта)
Свадьба
Марк Шагал - Свадьба
Летний дом. Задний двор
Марк Шагал - Летний дом. Задний двор
Интерьер с цветами.
Марк Шагал - Интерьер с цветами.
Композиция с кругами и козлом
Марк Шагал - Композиция с кругами и козлом
Цирк
Марк Шагал - Цирк
Вечный жид
Марк Шагал - Вечный жид
Зеленый уличный скрипач
Марк Шагал - Зеленый уличный скрипач
1923/24г.,
х. м.,
198 x 108.6 см,
Музей Гуггенхайма, Нью Йорк, США
Окно
Марк Шагал - Окно
Жизнь крестьянина
Марк Шагал - Жизнь крестьянина
Корыто с водой
Марк Шагал - Корыто с водой
Белла в Мурийоне
Марк Шагал - Белла в Мурийоне
Стареющий лев
Марк Шагал - Стареющий лев
Три акробата
Марк Шагал - Три акробата
Наездница
Марк Шагал - Наездница
Фрукты и цветы
Марк Шагал - Фрукты и цветы
Петух
Марк Шагал - Петух
Любовники в сирени
Марк Шагал - Любовники в сирени
1930 г.,
х. м.,
128 x 87 см,
Частная коллекция
Акробатка
Марк Шагал - Акробатка
Вид на Пьера-Кава
Марк Шагал - Вид на Пьера-Кава
Наездница
Марк Шагал - Наездница
Невеста с синим лицом
Марк Шагал - Невеста с синим лицом
1932-1960 г.,
х. м.,
100 x 81 см,
Частная коллекция
Одиночество
Марк Шагал - Одиночество
Революция
Марк Шагал - Революция
Белое крещение
Марк Шагал - Белое крещение
Три свечи
Марк Шагал - Три свечи
1938-40 г.,
х. м.,
127.5 x 96.5 см,
Частная коллекция
Между темнотой и светом
Марк Шагал - Между темнотой и светом
Сон в летнюю ночь
Марк Шагал - Сон в летнюю ночь
Декорация к финалу балета "Алеко"
Марк Шагал - Декорация к финалу балета
Жонглер
Марк Шагал - Жонглер
Слушая петуха.
Марк Шагал - Слушая петуха.
Свадьба
Марк Шагал - Свадьба
дом с зеленым глазом
Марк Шагал - дом с зеленым глазом
Корова с зонтиком
Марк Шагал - Корова с зонтиком
Мадонна и сани
Марк Шагал - Мадонна и сани
Свадебные свечи
Марк Шагал - Свадебные свечи
Падший ангел
Марк Шагал - Падший ангел
Рсвежеванный бык
Марк Шагал - Рсвежеванный бык
Автопортрет с часами. Перед распятием
Марк Шагал - Автопортрет с часами. Перед распятием
Влюбленные у моста
Марк Шагал - Влюбленные у моста
Часы с голубым крылом
Марк Шагал - Часы с голубым крылом
Пламенеющие небеса
Марк Шагал - Пламенеющие небеса
Исход
Марк Шагал - Исход
Ночь
Марк Шагал - Ночь
Красные крыши
Марк Шагал - Красные крыши
Портрет Вавы
Марк Шагал - Портрет Вавы
На двух берегах
Марк Шагал - На двух берегах
Набережная Берси
Марк Шагал - Набережная Берси
Мосты над Сеной
Марк Шагал - Мосты над Сеной
Марсово поле
Марк Шагал - Марсово поле
Деревенский двор
Марк Шагал - Деревенский двор
Автопортрет с палитрой
Марк Шагал - Автопортрет с палитрой
Новобрачные и скрипач
Марк Шагал - Новобрачные и скрипач
1956 г.,
х. м.,
100 x 81 см,
Частная коллекция
Клоуны ночью
Марк Шагал - Клоуны ночью
Концерт
Марк Шагал - Концерт
1957 г. х. м., 140 x 239.5 см, Частная коллекция
Большое солнце
Марк Шагал - Большое солнце
Художник у мольберта
Марк Шагал - Художник у мольберта
Еврей с Торой
Марк Шагал - Еврей с Торой
Колено Вениаминово
Марк Шагал - Колено Вениаминово
Царь Давид
Марк Шагал - Царь Давид
Война
Марк Шагал - Война
Портрет Вавы
Марк Шагал - Портрет Вавы
Наездница на красной лошади
Марк Шагал - Наездница на красной лошади
Коровы над Витебском
Марк Шагал - Коровы над Витебском
Лунник
Марк Шагал - Лунник
Синее лицо
Марк Шагал - Синее лицо
Завет Одиссея. Фрагмент
Марк Шагал - Завет Одиссея. Фрагмент
Большой цирк
Марк Шагал - Большой цирк
Пасха
Марк Шагал - Пасха
Волшебник
Марк Шагал - Волшебник
Солнце Пороса
Марк Шагал - Солнце Пороса
Сервированный стол и вид на Сен-Пол де Ванс
Марк Шагал - Сервированный стол и вид на Сен-Пол де Ванс
Семья рыбака
Марк Шагал - Семья рыбака
Игроки
Марк Шагал - Игроки
Большой цирк
Марк Шагал - Большой цирк
Башня царя Давида
Марк Шагал - Башня царя Давида
Сен-Жанн
Марк Шагал - Сен-Жанн
Художник и его жена
Марк Шагал - Художник и его жена
Влюбленные над Сен-Полом
Марк Шагал - Влюбленные над Сен-Полом
Деревня
Марк Шагал - Деревня
Лестница Иакова
Марк Шагал - Лестница Иакова
Цветной клоун
Марк Шагал - Цветной клоун
Песня песен
Марк Шагал - Песня песен
Синяя деревня
Марк Шагал - Синяя деревня
Святое семейство
Марк Шагал - Святое семейство
Древо Иессея
Марк Шагал - Древо Иессея
Падение Икара
Марк Шагал - Падение Икара
Композиция
Марк Шагал - Композиция
Окно в студии художника
Марк Шагал - Окно в студии художника
Восход
Марк Шагал - Восход
Ребенок с голубем
Марк Шагал - Ребенок с голубем
Художник над Витебском
Марк Шагал - Художник над Витебском
Сен-Поль де Ванс на закате
Марк Шагал - Сен-Поль де Ванс на закате
Миф Орфея
Марк Шагал - Миф Орфея
Ангел над Витебском
Марк Шагал - Ангел над Витебском
Фаэтон
Марк Шагал - Фаэтон
Св. Джон
Марк Шагал - Св. Джон
Св. Марк и св. Мэтью
Марк Шагал - Св. Марк и св. Мэтью
Большой парад
Марк Шагал - Большой парад
Цирк
Марк Шагал - Цирк
Художник и его невеста
Марк Шагал - Художник и его невеста
Новобрачные на фоне Парижа
Марк Шагал - Новобрачные на фоне Парижа
Воспоминание художника
Марк Шагал - Воспоминание художника
Автопортрет с букетом
Марк Шагал - Автопортрет с букетом
Художник на фестивале
Марк Шагал - Художник на фестивале
Художник над Витебском
Марк Шагал - Художник над Витебском
Новобрачные на фоне Эйфелевой башни
Марк Шагал - Новобрачные на фоне Эйфелевой башни
Букет цветов
Марк Шагал - Букет цветов
Пара на красном фоне
Марк Шагал - Пара на красном фоне
Большой цирк
Марк Шагал - Большой цирк
Натюрморт с вазой цветов
Марк Шагал - Натюрморт с вазой цветов
Автопортрет, выполненный кистями
Марк Шагал - Автопортрет, выполненный кистями
Невеста
Марк Шагал - Невеста
Букет цветов
Марк Шагал - Букет цветов
Любовники и цветы
Марк Шагал - Любовники и цветы
Вид Парижа
Марк Шагал - Вид Парижа
Цирк
Марк Шагал - Цирк
Влюблённые под лунным светом
Марк Шагал - Влюблённые под лунным светом
Синий скрипач
Марк Шагал - Синий скрипач
Violoniste Bleue (Синий скрипач)

Зимой 1907 Шагал пытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, но неудачно. Тогда он начал посещать школу при Обществе поощрения художеств, но занятия не удовлетворили его, и в 1908 году он поступил в частную художественную школу Е. Званцевой, где преподавали М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Бакст был первым, кто заметил выдающийся талант начинающего художника, и принял его в свою мастерскую. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909).

В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт.

Однако решающее значение в развитии художественного мировоззрения Шагала имело знакомство с собранием Лувра, а также с работами импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров авангарда 1900-х. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям.

Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. В это время он познакомился с художниками Ж. Браком, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Модильяни, с поэтами Б. Сандраром и Г. Аполлинером. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. Годы на родине были насыщены событиями. Художник много работал над разными интерпретациями темы Витебска, писал портреты родных и близких, автопортреты, виды города и интерьеры. Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920; «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914).

Над Витебском - Марк Захарович Шагал. 191

 

Над Витебском - Марк Захарович Шагал. 1914. Масло, холст, натянутый на картон. 70,3 x 91

В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ. ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ; «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Одновременно с идеализацией природы война привнесла трагическую экспрессию в творчество художника, которая нашла выражение в его рисунках тушью («СОЛДАТ И ЕГО ЖЕНА», 1914; «НА НОСИЛКАХ», 1914; «УЛИЦА ВЕЧЕРОМ», 1914). В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера.

В 1915 художник женился на Белле Розенфельд, роман с которой начался еще до отъезда в Париж. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника; «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914; «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916; «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Обращение к теме брачного союза в творчестве Шагала не исчерпывалось бытовым аспектом, брак представлял для художника одну из основ мироустройства. Такая интерпретация имела национальные корни. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ; «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Единство и противоположность земного и небесного также проявились в образе Витебска в полотнах этого периода. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Несмотря на знакомство с самыми разнообразными авангардными течениями в России 1910-х, Шагал всегда сохранял самобытность.

Кубистический пейзаж. Марк Захарович Шагал. Живопись, 1918

 

Кубистический пейзаж. Марк Захарович Шагал. Живопись, 1918, 100×59 см.

Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. В 1918 Шагал по рекомендации А. В. Луначарского, с которым познакомился в Париже, был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске. Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. Среди них были Эль Лисицкий и В. Ермолаева, по приглашению которой в 1919 в Витебск приехал К. С. Малевич. Шагал не согласился с его методом коллективного творчества и оставил пост руководителя, после чего в конце 1920 года отправился в Москву. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. Все оформление театра и, в первую очередь, спектаклей было условным, мастер настаивал на непременном сохранении условности и порвал отношения с Грановским, который ее нарушил.

К 1920-м надежды художника по поводу свободы творчества, связанные с революцией, постепенно рассеялись, к этому времени оформился новый идеологический диктат, и в 1922 художник навсегда покинул Россию и отправился через Каунас в Берлин. В Германии его искусство снискало поклонников, и Шагал надеялся разыскать свои картины, оставшиеся в Берлине после выставки 1914 года. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». Работая над иллюстрациями, художник обратился к гравированию и овладел несколькими техниками этого искусства, в том числе офортом, литографией, ксилографией. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. Там он вновь встречался со многими знаменитыми деятелями искусства — Пикассо, Матиссом, Боннаром, Майолем — и много путешествовал по стране. При соприкосновении с творчеством этих мастеров искусство Шагала претерпело некоторые изменения. Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928; «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926; «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925; «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»).

Картины Шагала Марка Захаровича

 

Марк Шагал. "Влюбленные и Эйфелева башня" 1928

В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе, и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947). В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). К библейской теме Шагал впервые обратился в 1930-е, когда Воллар заказал ему иллюстрации на эту тему. Посещение Палестины в 1931, а также Сирии и Египта послужило толчком для создания 39 гуашей, а затем 105 офортов на библейские сюжеты. Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание».

В 1940 году Шагал получил приглашение из Нью-Йорка от Музея современного искусства, но решился на отъезд только после того, как Франция была оккупирована и новые власти приняли антиеврейские законы. В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника. В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943; «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944).

В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. В 1947-м художник отправился в Париж на открытие персональной выставки, проводившейся в Музее современного искусства. В 1948 году он окончательно поселился во Франции. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954; «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Цирк всегда привлекал Шагала свободой ассоциаций и отдаленностью от простого подражания действительности так же, как и музыка. Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. Эти произведения были написаны маслом на холсте. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо.

Картины Шагала Марка Захаровича

 

Две фигуры на синем фоне, 1973, 26.9×19 см

На протяжении 1950-х Шагал много работал гуашью, и мотивы этих работ перекликались с живописными произведениями. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее». В последние десятилетия своего творчества Шагал работал не только как живописец и график, но обращался также к скульптуре, керамике, мозаике, гобеленам и витражам. Для этого он изучал витражи собора в Шартре. В 1973 Шагал совершил поездки в Москву и Ленинград, прошла его персональная выставка в ГТГ. В 1970-е персональные выставки художника экспонировались в Нью-Йорке, Женеве, Ницце, Палермо, Цюрихе и других городах.

по материалам [1] см. Список литературы

 

Биографии других российских художников начала 20 века:






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.




Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне