Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

(1870, Петербург - 1960, Париж). Живописец, график, художник театра, историк искусства, художественный критик.

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография


 
Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография
 Портрет работы Леона Бакста. 1898 год.
 
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. А. Н. Бенуа с детства был окружен атмосферой творчества. Он был самым младшим сыном Николая Леонтьевича Бенуа - академика архитектуры, профессора, председателя Петербургского общества архитекторов. Мать художника Камилла Альбертовна происходила из семьи Кавосов: ее дед К. А. Кавос был выходцем из Венеции и служил в императорских театрах дирижером и композитором. Еще в Италии он начал коллекционировать живопись, рисунки, мебель, и Александр Бенуа впоследствии гордился «фамильными» сепиями Гварди, перешедшими в его собрание. Отец Камиллы Альбертовны, А. К. Кавос, был архитектором и принимал участие в строительстве Большого театра в Москве и старого Мариинского театра в Петербурге.

Творческая деятельность Александра Николаевича стала блестящим продолжением традиций семьи Бенуа. Он оставил значительный след не только в области графики и живописи, но и художественной критики, истории искусства. Еще в гимназии К. А. Мая Бенуа с друзьями-одноклассниками К. Сомовым, В. Нувелем и Д. Философовым организовал кружок самообразования для изучения истории искусства, философии и музыки. На встречах члены кружка читали друг другу лекции, которые были самостоятельно ими подготовлены. С самого раннего детства Бенуа не сомневался, что станет художником. Осенью 1887 семиклассником-гимназистом он поступил «вольноприходящим» в вечерние классы Академии художеств, но занятия показались ему скучными. Бенуа оставил классы и больше не пытался получить систематическое художественное образование в каком-либо учебном заведении.

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография
 1905-1906. А. Н. Бенуа. Пейзаж со статуей. Версаль. Картон, темпера. 31x49. ГРМ

В 1890 Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета «для диплома», однако свое время посвящал главным образом изучению истории искусства. Он продолжал деятельность в кружке самообразования, состав которого расширился: в него вошли Л. Розенберг (Бакст), племянник Бенуа Е. Лансере, двоюродный брат Философова С. Дягилев. Впоследствии эти люди составили ядро объединения «Мир искусства». Дебют Бенуа на поприще отечественной культуры состоялся сразу же по окончании университета в 1894. Он предложил свои услуги по написанию главы, посвященной русскому искусству, Рихарду Мутеру для его издания «История живописи в XIX веке». Так, впервые в зарубежном издании статья о русском искусстве заняла место среди материалов о европейских школах.
В России глава, написанная Бенуа, вышла в 1902 отдельной книгой. Мастерство художника Бенуа осваивал самостоятельно. Первые художественные шаги, свободные от влияния какого-либо конкретного мастера, он сделал во время своего первого парижского сезона в 1896- 1899. В Париже он увлекся французским искусством конца XVII - XVIII в. эпохи Людовика XIV и Людовика XV. Творческие поиски Бенуа этого периода сосредоточены на проблемах формы художественных произведений. Для их решения он обращался к новейшим достижениям мастеров немецкого течения «югенд-стиль» и «художественным документам» - французским гравюрам XVII и XVIII вв. Первая версальская серия «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1899) явилась блестящим итогом этих исканий. Однако Бенуа никогда не ограничивался одной сферой деятельности. Из Парижа он вел активную переписку с С. П. Дягилевым о программе нового художественного общества. Сразу же после возвращения в Россию он стал творческим вдохновителем и бесспорным лидером объединения «Мир искусства» и редактором журнала этого объединения. Первый номер увидел свет уже в 1898. Издание призвано было знакомить читателей с новейшими течениями в русском и западноевропейском искусстве.

Значительным новшеством явилось его художественное оформление, поскольку мастера «Мира искусства» полностью разрабатывали макет журнала. В 1900 Бенуа стал редактором другого нового журнала - «Художественные сокровища России», каждый выпуск которого должен был стать, по словам самого Бенуа, «музеем на книжной полке». Мечту о работе в театре Бенуа удалось осуществить только в 1902: он оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Премьера состоялась в начале 1903, однако не только дирекция театра, но и С. П. Дягилев не приняли спектакль Бенуа. Несмотря на неудачу в театре, именно в это время, в 1903, Бенуа создал один из своих безусловных шедевров: цикл иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

В 1904 из-за финансовых сложностей был прекращен выпуск журнала «Мир искусства». Оказавшись на распутье, Бенуа уехал во Францию, где провел свой второй парижский сезон 1905- 1906. В этот короткий промежуток времени он серьезно увлекся живописью. Живописные произведения составляют самый малочисленный раздел в богатейшем творческом наследии лидера «Мира искусства», но это нисколько не умаляет их роли в отечественном искусстве. Художник много работал над этюдами видов сельской Бретани, основное внимание уделяя цвету и живописной фактуре произведения («ПРИМЕЛЬ», 1905). Полотно «БРЕТОНСКИЕ ТАНЦЫ» (1906, ГРМ) стало итогом его наблюдений за жизнью крестьян и окружающей их природой. Эта картина наиболее близка к современной французской живописи, так как ее выразительность основана прежде всего на пятнах цвета - головных уборах и одежде крестьян, стенах и кровле церквей. Картина была написана не без влияния французского друга Бенуа Люсьена Симона, который писал картины из жизни бретонских рыбаков. Однако впоследствии достижения французского постимпрессионизма не оказали столь же заметного влияния на творчество художника, и Бенуа продолжал искать свой путь самостоятельно. Одновременно с видами Бретани он писал виды Версаля, и этот дворцовый ансамбль полностью завладел его воображением.

Бенуа работал в парках Версаля преимущественно осенью и зимой, когда немногочисленные посетители не отвлекали его от рассказов «бронзового и мраморного населения». В видах парка художник не прибегал к особым изобразительным приемам, а только фиксировал увиденное: геометрическую форму бассейна и боскета, светотень на скульптуре и в то же время «живое» небо. Многочисленные этюды художник выполнял в основном в графических техниках, но порой прибегал и к маслу («ВЕРСАЛЬСКИЙ ПАРК», 1905; «"ЗЕРКАЛЬЦЕ" В ТРИАНОНЕ. ВЕРСАЛЬ», 1905).

 Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография


 А. Н. Бенуа. Бретонские танцы. 1906. Холст, масло. 69x102. ГРМ


 В этих работах Бенуа большое внимание уделял пленэрным наблюдениям камерных пейзажей парка и выступил достойным продолжателем традиций русского лирического пейзажа И. И. Левитана. Графические виды Версаля Бенуа не менее, если не более, живописны, чем выполненные маслом произведения. Художник работал в сохранившихся парках и садах следы проходившей когда-то придворной жизни, и каждый из его этюдов как бы наполнен ожиданием картин ожившего прошлого. Бенуа, мастерски владея живописными приемами, «оживлял» версальские статуи, передавая игру света и тени на старинной бронзе и возникающее от этого цветовое многообразие солнечных бликов.

Неслучайно одновременно с «портретированном» Версаля Бенуа работал над полотном-фантазией о театре восемнадцатого столетия «НЕСКРОМНЫЙ ПОЛИШИНЕЛЬ» (1906, ГТГ). При создании этого произведения он обращался к французским гравюрам XVIII в. с изображениями сцен спектаклей. В этой картине художник словно поставил спектакль о представлениях популярной итальянской комедии во Франции XVIII в. Мастерство Бенуа-живописца здесь проявилось в воссоздании сложной игры света и тени от масляных светильников в сумеречном боскете зрительного зала. Эта игра и создавала атмосферу старинного театра. В это же время он создал версальскую серию, состоящую из элегантно-утонченных работ («ПРОГУЛКА КОРОЛЯ», 1906, ГТГ; «ФАНТАЗИЯ НА ВЕРСАЛЬСКУЮ ТЕМУ»-, 1906, ПТ; «КУПАЛЬНИ МАРКИНЫ», 1906, ГТГ, повторение - ГРМ). Почти сразу после возвращения из Парижа Бенуа стал работать в театре.

Уже в 1907 он подготовил декорации и костюмы одного из самых знаменитых своих балетов «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Спустя несколько лет последовали не менее знаменитые «Жизель» (1910) и «Петрушка» (1911), которые стали украшением Дягилевских сезонов в Париже. Однако частые турне балетной труппы СП. Дягилева вскоре перестали устраивать художника, он искал «постоянной сцены», и итогом этих поисков стало его сотрудничество с Московским Художественным театром. Оно началось спектаклем «Праматерь» (1908), для которого Бенуа исполнил костюм В. Ф. Комиссаржевской, и продолжилось контрактом на оформление трех постановок в 1912: «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф».
Накануне 1910-х в России возникло большое количество новых течений в искусстве, появились футуристы, кубисты, лучисты, беспредметники. В этой ситуации Бенуа стал наиболее убежденным сторонником классического искусства. Он считал, что деятельность представителей новых поколений угрожает искусству и может привести к уничтожению искусства как такового. В этой связи пропаганда мирового художественного наследия заняла не менее важное место в деятельности Бенуа в 1910-х, чем собственное творчество. В 1908 была издана его монография «Франциско Гойя». В том же году Бенуа начал выпуск своего самого значительного труда «История живописи всех времен и народов».

После революции 1917 года Бенуа продолжал активно участвовать в общественной жизни и всецело посвятил себя вопросам сохранения художественного фонда России. В 1918 он был избран заведующим самым крупным отделом Эрмитажа - Картинной галереей и оставался на этом посту вплоть до конца 1920-х. В это же время художник продолжал работать в театре. В 1919 была возобновлена постановка «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, и уже в следующем, 1920, Бенуа создал новый спектакль - «Пиковая дама».

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

 А. Н. Бенуа. Итальянская комедия. 1906. Бумага на холсте, масло. 68,5x101. ГРМ


В начале 1920-х он начал сотрудничество с новым Большим драматическим театром, для которого оформил спектакли «Венецианский купец» по Шекспиру (1920), «Слуга двух господ» по Гольдони (1921) и др. Однако к концу 1920-х Бенуа начал ощущать себя чужим в изменившейся стране. Он единственный из объединения «Мир искусства» еще оставался в России. В 1924 Бенуа написал работу «Возникновение "Мира искусства", в которой словно простился со своим блистательным художественным прошлым в дореволюционной России. В 1926 художник уехал в Париж.

В 1927-1934 Бенуа работал в труппе Иды Рубинштейн, для которой оформил балет «Поцелуй феи» на музыку И. Стравинского и «Болеро» М. Равеля. Наиболее значительной работой Бенуа для театра в последний парижский период его творчества стала опера «Садко» на сцене Миланского королевского театра в 1930. Он продолжал писать виды Версаля, очень похожие на пейзажи его молодости. В 1934 Бенуа начал работу над, возможно, самым значительным литературным трудом своей жизни - книгой мемуаров «Мои воспоминания». Это не только рассказ о самом художнике, но и бесценная энциклопедия русской художественной жизни конца XIX - XX в. 

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

Художник Бенуа Александр Николаевич - Набережная Рей в Базеле в дождь.1902г

Набережная Рей в Базеле в дождь.1902г

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Художник Бенуа Александр Николаевич - Маскарад при Людовике 14. 1898г.

Маскарад при Людовике 14. 1898г.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Художник Бенуа Александр Николаевич - Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа 1906

Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа 1906, 62×48 см

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А. С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Художник Бенуа Александр Николаевич - Ораниенбаум. Японский зал 1901г.

Ораниенбаум. Японский зал 1901г.

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С. П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.


Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Масленица в Петербурге (1917 г.)

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Ночь на балаганах. Левый и правый фрагменты (1911 г.)

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Парад при Павле I (1907 г., Гуашь, бумага 59,6 х 82, Русский музей, Санкт-Петербург)

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Прогулка короля (1896 г.)

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Служба у капеллы св. Варвары (1900-е гг)


Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Ораниенбаум. (1901 г., Акварель, карандаш, бумага 27,7 х 42,5, Русский музей, Санкт-Петербург)

Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография

Карнавал на фонтанке (1900-е гг)

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. (1903) и другие

Биографии других российских художников начала 20 века:


по материалам [1] см. Список литературы


Играть в онлайн рулетку http://cozino-grand.com/games/ruletka/ бесплатно.



Скрыть комментарии (1)

UP
Водка-Балалайка   Активность: 850  Октябрь 26, 2019 [!]


Фото для "Художник Бенуа Александр Николаевич - картины и биография"


Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»
Александр Николаевич Бенуа 1905, 31.5×42 см

  1




Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.