Опубликовано: Июнь 4, 2013

Бенжамин Бинсток развенчал миф о семи полотнах великого голландского художника Яна Вермеера

В издательстве Routledge вышла книга известного искусствоведа профессора Бинстока «Семейные тайны Вермеера», в которой он, со свойственной ему убедительностью, развенчал миф о семи полотнах Яна Вермеера, проданных вдовой живописца после его смерти.

Бинсток провел собственное расследование, изучил и проанализировал межличностные отношения в семье мастера и пришел к выводу, что семь полотен принадлежат кисти его дочери Марии.

Согласно концепции Бинстока дочь Вермеера – Мария Вермеер была моделью мастера и одновременно его ученицей, которая постоянно находилась рядом с отцом, видела, как он работает, как подбирает краски, как создает композицию.

Вполне естественно, что дочь переняла манеру написания картин отца, тем более, что она его боготворила и подражала во всем. А если учесть и вопрос генетической предрасположенности, то становится очевидным, что талант отца перешел к дочери. Остается вопросом только, сознательно ли выдавались семьей картины дочери за полотна самого Яна Вермеера, или это был вынужденный ход вдовы художника, которая расплачивалась картинами мужа с долгами. Большая семья (11 детей) Вермееров жила небогато и буквально меняла картины на продукты питания. Одними картинами прокормить такую семью было невозможно, и он вынужден был подрабатывать продажей картин других художников, вел дела гостиницы, доставшейся ему в наследство от отца. В этой ситуации вполне логично было предположить, что картины дочери выдавались за работы отца чисто с экономической точки зрения.

Бинсток в своем анализе пошел дальше простых предположений. Он моделирует ситуацию следующим образом. Представьте себе, что все члены семьи, включая многочисленных детей, супругу и прислугу живут вместе и являются моделями художника. В такой ситуации вполне логично, что дочь заражается творчеством отца и становится его ученицей, наблюдая за манерой художника–учителя и стараясь перенять все тонкости его мастерства. При этом интерьер и тематика картин не меняются. Отец и дочь творят в одной и той же атмосфере, пользуются теми же красками, холстами, творят при одинаковом освещении. В этой ситуации влияние учителя на ученика столь же велико, сколь влияние ученика на учителя. Они как бы взаимовдохновляют и взаимодополняют друг друга. Создается своеобразная замкнутая творческая система, в которой создаются картины.

Загадка картин Вермеера долгие годы будоражила умы искусствоведов всего мира. Никак не получалось найти достойного объяснения тому, что некоторые из работ Вермеера стоят как бы особняком, не вписываясь в общую картину созданных мастером полотен. Казалось бы, и тематика картин та же, и освещение, и композиция, и персонажи, изображенные на картинах, узнаваемы по другим работам, но уровень мастерства, определяемый едва уловимыми нюансами, энергетикой полотен, композиционностью и глубиной восприятия действительности, явно выбивался из общего ряда известных работ Вермеера.

Версия Бинстока оказалась простой и очень правдоподобной. Казалось, ответ лежал на поверхности, и идея витала в воздухе, и вот она опубликована в труде Бинстока, который не просто формулирует одну из причин несоответствия уровня семи работ, приписываемых Вермееру, но и вполне логично аргументирует свою версию.

Прежде всего, известно, что в семнадцатом веке дети и члены семьи художника могли не регистрироваться как ученики мастера. Кроме того, в те времена гендерного неравноправия женщина не имела права заниматься живописью после вступления в брак. Если присовокупить к этим фактам затруднительное финансовое положение многодетной семьи, то становится вполне логичным тот факт, что семья Вермееров намеренно могла скрывать авторство некоторых работ дочери Марии, и вдова Мастера могла сознательно пойти на фальсификацию авторства живописных работ дочери по той простой причине, что это было в интересах семьи.

Кроме того, Бинсток приводит факт, свидетельствующий о том, что на протяжении многих лет семья Вермееров умудрялась скрывать от церкви свое католическое вероисповедание. Сам Ян Вермеер был кальвинистом, но против законов церкви вступил в брак с католичкой.

По мнению Бинстока, работы Марии сами по себе прекрасны, в них есть и глубина, и мастерство. Однако их ни в коем случае нельзя считать работами Вермеера, и тот факт, что авторство «сомнительных» работ Вермеера может не подтвердиться, ставит под большой знак вопроса миллионные вложения, заплаченные владельцами картин на аукционах.

Книга Бинстока на английском языке будет в продаже с сентября этого года.


От: Наталья Дваркова







Похожие темы


----------------------------



« Вернуться
« Музейное агентство Франции создает новый Лувр в ОАЭ по своему усмотрениюНовое здание Государственного центра современных искусств должно быть сооружено к 2017 - 2018 годам »