Опубликовано: Май 17, 2013

Винсент Ван Гог - такой, каким его не представляли

Картина «Спальня». Это знаменитое произведение искусства, изображающее интерьер его комнаты, Ван Гог написал в октябре 1888 года. Четкие контуры мебели, парные стулья, картины и подушки, усиливающие чувство покоя и уединенности, и, безусловно, главный предмет, изображенный на картине – медово-желтая кровать, уютно расположившаяся в углу комнаты лазурного цвета. Все эти детали так легко узнаваемы любителями искусства. Однако насколько изменилось бы наше восприятие этого полотна, если бы мы узнали, что изначально стены спальни были выдержаны художником в фиолетовом цвете, а само произведение искусства было призвано отразить внутреннюю борьбу художника с терзавшими его демонами и создавалось с совершенно определённой целью?

Винсент Ван Гог - такой, каким его не представляли

Такой мягкий внешний вид - жёлтая кровать и небесно-голубые стены - получился вовсе не благодаря желанию великого постимпрессиониста, а лишь в связи с разрушением с течением времени пигмента на картине. Именно к такому выводу пришли ученые после длительного изучения творчества Ван Гога его холстов, палитр, красок, писем и записок.

Результаты исследования, которое длилось на протяжении восьми лет, будут представлены широкой аудитории на недавно открывшейся юбилейной выставке «Ван Гог за работой» (Van Gogh at work), где представлены более двухсот полотен художника, выполненные в различные периоды его творчества.

Как рассказал Аксель Рёгер, директор музея Ван Гога, новые исследования дают возможность совершенно в новом ключе понять и переосмыслить темперамент и личность Ван Гога. Благодаря этим новым открытиям, можно сделать вывод, что Ван Гог был очень последовательным и методичным художником, что идет вразрез с общепринятым мифом о его маниакальной психике. Если раньше талантливого художника считали невменяемым и предполагалось, что в своей мастерской он просто кидал краски на холст, то теперь с уверенностью можно сказать, что в действительности он очень хорошо разбирался в свойствах материалов, которые использовал в своей работе, прекрасно знал, как их использовать, и очень тщательно строил композиции своих полотен. С помощью новейших технологий учёные обнаружили, что на ранних этапах своего творчества, Ван Гог применял специальную сетку для боле корректного построения перспективы изображения. Позднее, когда художник достиг высокой степени мастерства, он отказался от использования таких сеток, однако, как и многие другие художники, Ван Гог нередко перерабатывал некоторые картины, чтобы усовершенствовать желаемый эффект. Безусловно, эти выводы являются совершенно инновационными в понимании Ван Гога как художника. Он всегда заранее знал, что должно было получиться на холсте в конечном результате, планировал, изводил десятки эскизов и был весьма целенаправленным в своей работе.

Если взглянуть на историю развития красок, то мы увидим, что на границе 19 и 20-го веков, благодаря быстрым темпам роста химической промышленности, в продаже появлялись все возможные новые оттенки, но, к сожалению, детально предсказать, как поведут себя краски в дальнейшем, были не в состоянии даже сами производители. В то время художники только начинали приобретать готовые палитры в магазинах, а не смешивать их собственноручно. Таким образом, и сами художники не могли догадываться, как поведут себя новые краски, и как будут выглядеть их произведения спустя десятилетия. Так и произошло с фиолетовым цветом при написании спальни художника в Арле. Красная компонента фиолетового цвета с годами выцветала гораздо быстрее, и скорее всего, ещё при жизни автора в картине уже доминировал синий цвет. Куратор выставки «Ван Гог за работой», Нинке Баккер (Nienke Bakker), считает, что подобные метаморфозы с картинами художника не могли испугать самого Ван Гога, так как он, будучи в известной степени художником-самоучкой, и не считал свои картины идеальными и законченными. Он лишь хотел выразить и суметь преподнести всему обществу свой индивидуальный взгляд на мир и то, что его наполняет.

Маржи Веллекуп (Marije Vellekoop), глава отдела научных исследований музея Ван Гога, прокомментировала результаты новейших исследований так: «Такое, как кажется на первый взгляд, не очень значительное изменение оттенка картины, наделяет изображение совсем иными красками и настроением». Действительно, картина, давно ставшая классикой творчества великого художника, предстает перед нами в совершенно новой цветовой и эмоциональной гамме, наполняет нас совсем другими чувствами, дарит ощущение покоя. Возможно, именно такого эффекта и добивался Ван Гог.

От: Наталья Дваркова







Похожие темы


----------------------------



« Вернуться
« Рисунок Рафаэля должен остаться в ВеликобританииМузейное агентство Франции создает новый Лувр в ОАЭ по своему усмотрению »