Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Че Гевара без бороды
Живописная архитектоника
Автопортрет
Восстание декабристов в стиле абсурда 14 декабря 1825 года

«Милые создания»: Самые жестокие женщины истории



Опубликовано: Июнь 19, 2009

Индивидуальная религиозность символистов

В отличие от художников второй половины XIX века, символисты обращают искусство к проблемам, далеким от общественных. Индивидуальность, ее духовный мири страдания составляют нерв творчества символистов. Они ощущают себя сотворцами с богом. Они визуализируют божественные пророчества.

Религиозность следующего поколения российских художников — другого рода. Казалось бы, сама интенция авангарда, направленного на крушение всего традиционного и привычного, должна смести старые формы не только искусства, ной мировоззрения, заменив их чем-то совершенно иным. На деле же оказалось все гораздо сложнее. Начало XX века, когда в России родились и получили развитие новаторские, авангардные течения, парадоксально, но крепко связано с возрождением духовных основ христианства.

 

Н.С. Гончарова. Евангелисты. 1910 г., Холст, масло, Государственный Русский музей

 

Н.С. Гончарова. Евангелисты. 1910 г., Холст, масло, Государственный Русский музей

 

   И Гончарова, и Малевич, и Кандинский, и Филонов обращались к религиозным сюжетам не раз и не только отдавая дань иконным традициям, символистской или неопримитивистской стилистике. Для каждого из них религия всегда оставалась ориентиром, к которому они апеллировали на разных этапах творчества.

Внимание к религиозным темам особенно обостряется в русском искусстве в периоды катаклизмов. Первая мировая война породила "Богоматерь — Умиление злых сердец" (1914, ГРМ) Кузьмы Петрова-Водкина и другие его полотна, обращенные к образу Богоматери. Наталья Гончарова создала цикл литографий "Мистические образы войны" (1914. ГРМ), Павел Филонов написал картину "Германская война" (1914, ГРМ), в которой в падающих вниз фигурах усматривается христианский прототип — икона "Сошествие во ад".

Как правило, художники русского авангарда уже не вкладывали в произведения на религиозные сюжеты социального и общественного пафоса. Их обращение к Евангелию было связано скорее с вдохновением живописным и пластическим языком иконописи, деревянной резьбы, народных картинок ("лубок"), возвратом к архетипическим корням любого типа религиозности. Хотя среди художников русского авангарда были и искренне верующие (Наталья Гончарова, Ольга Розанова). Кто-то, начиная свою жизнь, как многие российские семьи, с соблюдения религиозных обрядов, потом пришел к отрицанию бога по причине общего нигилизма по отношению ктрадициям или в результате собственной гордыни (Павел Филонов). Нередко гротескное отношение к религии на каком-то этапе жизненного и творческого пути обращалось поисками в ней духовных христианских ценностей (Казимир Малевич).

   Так или иначе с религией художников русского авангарда сближало ощущение мира как целого, стремление открыть и передать фундаментальные основы сущего. Они осознавали себя новаторами, творцами нового художественного мира и в этом иногда всерьез или шуточно ассоциировали себя или своих персонажей с Богом ("Портрет Василия Каменского" Давида Бурлюка, 1917, ГРМ; автопортрет Святослава Воинова в "Голове Спасителя" (1919, ГРМ).

К. Малевич, Набросок. Триумф небес, 1907 г.,темпера, картон, ГРМ

 К. Малевич, Набросок. Триумф небес, 1907 г.,темпера, картон, ГРМ

Художники русского авангарда нередко шли к религиозным исканиям через интерес и любовь к народной архаике, через миф, символ, мифотворчество. Создавая новое искусство, они никому не подражали, разве что Богу! В письме к Михаилу Матюшину Казимир Малевич, к примеру, в 1916 году пишет: "Христос раскрыл на земле небо, создал конец пространству <. ..> Пространство больше неба, сильнее, могучее, и наша новая книга ( имеется в виду теория супрематизма ) — учение о пространстве пустыни".

Для объяснения своего нового представления о пространстве как космосе Малевич в 1916 году использует сопоставление с открытием Христа. В конце 1910-х, размышляя об искусстве вообще, Малевич пишет работу "Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика". Само название трактата, его фразеология пронизаны религиозным пафосом. Художник сосредоточен на теме взаимоотношений религии и общества во второй половине 1910-х годов, после революции 1917 года, когда религия и церковь фактически уже были под запретом. Выводы, к которым приходит Малевич, говорят о его собственной эгоцентрической религиозности в космическом контексте и прекрасно иллюстрируют творчество художника как до 1917 года, так и позднее, до самой смерти в 1935 году.

Апеллируя к Библии, Малевич в конце 1910-х годов так трактует тему создания Богом мира: "Бог задумал построить мир, чтобы освободиться навсегда от него, стать свободным, принять на себя полное ничто или вечный покой, как мыслящее, большое существо, ибо не о чем больше мыслить — все совершенно. Тем же хотел одарить и человека на земле. Человек же не выдержал системы ( имеется в виду общественное устройство ) и переступил ее (имеется в виду грехопадение), вышел из ее плена, и вся система обрушилась, и вес ее пал на него. Другими словами. Бог, чувствуя в себе вес, распылил его в системе, и вес стал легким и обезвесил его и поставил человека в безвесной системе". "Безвесная система", по выражению Малевича, это и есть Мир, Вселенная, в которой живет Человек. Супрематизм — художественное выражение существования человека во Вселенной. Вес, обозначенный цветом и формой, распределяясь в безвесной Вселенной (по холсту, закрашенному одним тоном), и составляет композиции супрематического характера.


    "Черный квадрат" — икона нового времени, как назвал ее сам художник, "Черный крест", "Черный круг", супрематические композиции на белом фоне, все эти образы имеют семантические связи с христианскими символами, что давно замечено исследователями. Однако остается загадкой многократное обращение Малевича в разное время к одним и тем же формам ("Черный квадрат"). Что это было? Элементарное тиражирование своего шедевра или все-таки в этих повторениях заключалась какая-то особая идея Малевича?

К. Малевич, Красный квадрат. х. м., 53 x 53 см., ГРМ

К. Малевич, Красный квадрат. х. м., 53 x 53 см., ГРМ

Из текстов самого художника следует, что на "Черный квадрат", впервые появившийся в его творчестве в конце 1913 года в занавесе к опере "Победа над Солнцем", в 1920 он смотрит совсем иначе. "Это форма какого-то нового живого организма <...>Это не живопись, это что-то другое".— пишет художник. И дальше поясняет свою мысль: "Мне пришло в голову, что если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть. Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала".

Из этого высказывания Малевича можно предположить, что он несколько раз повторял "Черный квадрат", так как на разных этапах эта форма и цвет, видимо, наилучшим образом выражали понимание Малевичем образа Бога во взаимоотношениях со Вселенной и человеком. По существу, Малевич создает новый тип иконы. В отличие от мастеров, писавших иконы для ортодоксальной церкви, используя тексты Священного Писания, Малевич исключает из своего искусства сюжетность. Он минимизирует изображения, сводя их к чистым формам и формулам.

Квадрат, круг и крест, используемые древнерусскими мастерами в орнаменте одежд святых, Малевич монументализировал, довел до самостоятельного, многозначного символа, обозначив тем самым не только выход современного ему искусства за пределы "нуля" или привычной сюжетной изобразительности. Икона, традиционно русский вид культового искусства, возвращается через творчество Малевича в ином, осовремененном виде. Судя по трактату "Бог не скинут", в конце 1910-х годов Малевич искал универсальный художественный язык для воплощения новой религии. Создав квадраты черный, красный и белый, Малевич, как он считал, пришел к воплощению мироздания в новых формах искусства. Они, как он себе представлял, помогут построить новую "архитектуру" (то есть структуру взаимоотношений.— Е. П.) Мира и Человека, а значит и новую религию.

    Публикация позиции Малевича и столь амбициозный его проект создания новой религии не прошли не замеченными. Один из идеологов конструктивизма, рецензируя книгу Малевича "Бог не скинут", писал: "Я неоднократно указывал, что супрематизм — это злейшая реакция под флагом революции, то есть реакция вдвойне вредная. Левое искусство в лице его подлинно революционной группы (конструктивизм) должно беспощадно оборвать ту нить, которая связывает его еще с супрематизмом. После откровенного выпада Малевича даже сомневающиеся, даже близорукие сумеют под маской красного квадрата разглядеть черное лицо старого искусства".

 

К. Малевич, Голова крестьянина, 1928-1932г., масло, фанера, ГРМ

К. Малевич, Голова крестьянина, 1928-1932г., масло, фанера, ГРМ

Критик был прав. Супрематизм для Малевича в 1920-х становится инструментом для создания художественной среды Новой Идеологии, называемой им Религией, которая ассоциируется у атеистически настроенных конструктивистов со старыми традициями, в том числе и религиозными. "Много лет,— пишет он в конце 1910-х.— я был занят движением своим в красках, отставив в сторону религию духа, и прошло двадцать пять лет, и теперь я вернулся или вошел в Мир религиозный. Не знаю, почему так совершилось. Я посещаю церкви, смотрю на святых и на весь действующий духовный мир, и вот вижу в себе, а может быть в целом мире, что наступает момент смены религии"

Размышляя о религии, художник приходит к выводу, что Церковь и Фабрика, под которой он понимает устройство социалистического общества с его дворцами и клубами — очень похожи. "Стены обоих украшены ликами или портретами также по достоинству и рангу: как в первом, так и во втором существуют мученики или герои, так же имена их заносятся в святцы: таким образом, разницы нет, со всех сторон все одинаково, ибо и вопрос одинаков, цель одинакова и смысл — искание Бога". Так пишет Малевич в 1920 году, после чего скоро практически прерывает занятия живописью и возвращается к ней только в конце 1920-х.

Персонажи, созданные им в конце 1920-х — начале 1930-х годов.— торжественны, величественны, намеренно безлики, чтобы быть включенными в некий иконостас новых героев и мучеников, подобных святым на иконах. Его "Голова крестьянина" (1928-1929. ГРМ) на фоне креста — бесспорно, воплощение привычного и знакомого публике образа Христа в виде крестьянина.

Так тема новой религии, нового народа, выводимого Богом к новой жизни, воплощается в крестьянском цикле, в котором супрематизм, открытый в середине 1910-х годов, преображается, как считал Малевич, в другую ипостась. Поиски новых тем и художественного языка одним из самых креативных мастеров XX века лежат, в том числе, и в поле реализации его религиозных представлений. В этом смысле Малевич — яркий продолжатель российской художественной традиции. Творческий максимализм Малевича, как и многих других художников XIX-XX столетий, в значительной мере связан с религиозным сознанием, принимающим разные формы, но глубоко пронизывающим их мировосприятие.


по материалам (1) см. Список литературы   


От: Бирюкова Ирина







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться


Последние статьи
Руководство по запуску qTranslate-X для сайта на WordPress

Правители земли Русской

Ручное оружие, статьи

Вредные вещества в косметике и бытовой химии

Прохоровка - битва на Курской дуге

Загрузка боеприпасов в самолёт Republic P-47 Thunderbolt

Mercedes-Benz 600 Pullman

Первые унитазы и современные - cмывайся кто может


Последние темы на кинофоруме
Ростов
Posted by Jonnny
Июль 5, 2017
Груз 200, Балабанова, отзывы
Posted by Арт
Июнь 19, 2017
Наполеон и Жозефина. История
любви (1987), отзывы

Posted by Арт
Июнь 13, 2017
Фильм Рождество плохих
мамочек, отзывы

Posted by PeppyLotta
Май 1, 2017
фильм Война с дедушкой, отзывы
Posted by PeppyLotta
Май 1, 2017




Кейдж горит
Кейдж горит


Февраль 2, 2010
Съёмки фильма "Кин-дза-дза",
1986 г.
Съёмки фильма "Кин-дза-дза",<br />1986 г.


Октябрь 26, 2016
Мочить в сортире
Мочить в сортире


Декабрь 22, 2015
Шерлок и Адлер
Шерлок и Адлер


Январь 29, 2010
Петля Смерти
Петля Смерти


Февраль 2, 2010

Статьи: Искусство, литература, наука
"Махабхарата"  наследие индийской литературы Мифология древнего Китая
"Дхаммапада"  Басни и сказки Индии Биографии художников начала 20 века
"Суттанипата"  Турсайты Джатака о Митравиндаке  
Драматургия древней Индии
  Декоративное искусство Текстиль и ковры
Северо-Восточный Китай
  Стекло Ювелирное искусство
Джатаки
  Оформительское искусство Архитектура и скульптура
Литература древнего Востока
  Декоративная пластика Костюм
"Типитака"  Литература Индии Интерьер декор
Теория индийской поэзии
  Философские школы Китая первые индивидуальные поэты Китая
Калидаса
  Филология и теория китайской поэзии Панчатантра
Самхит  Веды Сутта

Лучшее на форуме:

Топ 100 комедий 20 века

Топ 10 комедий 21 века

Лучшие фильмы о ВОВ

Топ 100 исторических фильмов

Топ 100 фильмов

Топ 10 рыцарских фильмов

Тёмный мир 3D отзывы

 

 

Карта сайта HTML/XML: