От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Главные исторические лица

Гай Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.) - римский полководец и государственный деятель. В 60-х годах до н. э. составил вместе с полководцами Помпеем и Крассом триумвират, узурпировавший власть в республике. В 58-50-х годах до н. э. Цезарь завоевал Галлию и распространил власть Рима на территорию современной Франции, Англии и большей части Германии. В 49 году до н. э. Цезарь, встав во главе верных ему легионов, начал борьбу за единовластие, в результате которой оказался фактически монархом Рима.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Памятники и руины Рима

Среди европейских столиц Рим - если не самая прославленная, то, во всяком случае, самая древняя. Некогда само слово «Рим» означало не только название города, но и величие и славу, могущество и великолепие, богатство и культуру. «Все дороги ведут в Рим» - гласила поговорка, ибо со всего мира устремлялись туда представители союзных и завоеванных стран, данники, купцы, искатели приключений.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Римский амфитеатр

Нерон был, как известно, жесток и лицемерен, его тирания привела к восстанию, и, попав в безвыходное положение, он покончил с собой, бросившись на меч. Новый император Веспасиан Флавий велел разобрать Золотой Дом, застроить его сады и расплавить бронзового колосса.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Устройство Древнего Рима

Как и в Греции, в Древнем Риме труд считался занятием, недостойным свободного гражданина. В бесчисленных лавках, пекарнях, харчевнях Рима работали рабы и вольноотпущенники. Римлянин, не имевший своего участка земли, не занимавшийся ростовщичеством и не служивший в легионе, жил на хлебные и денежные раздачи, проводимые государством, а свой досуг заполнял зрелищами.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Римские храмы и божества

Однако не поэтическая атмосфера празднества, некогда увлекавшая скульпторов Парфенона, вдохновляла римлянина. Римский скульптор - отнюдь не поэт, он не стремился претворить исторический факт в иносказательный образ или придать ему некое общее значение. Римлянин трезво и деловито сообщал зрителю о событии и его обстоятельствах, месте и обстановке, подчеркивая достоверность рассказа точной передачей одежды, оружия, трофеев.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Римские форумы

На площади, граничившей с Римским форумом с севера, высился храм Венеры. Согласно легенде, знатный римский род Юлиев произошел от этой богини. Цезарь, принадлежавший к роду Юлиев, презрел обычаи и законы республики и захватил в 49 году до н. э. диктаторскую власть.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Форум Траяна

Самым грандиозным был форум Траяна, о котором говорилось, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Зарождение христианства

В отличие от Греции, Древний Рим нашел прочное место в системе христианских исторических представлений: христианство зародилось и окрепло в недрах Римской империи. Сам Христос, согласно Евангелию, был представлен римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату и был распят римскими солдатами.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Античность в представлении итальянских ученых

В XIV веке величайший поэт и ученый Италии Петрарка поднял голос против ненавистной феодальной анархии. Петрарка призвал к объединению мелких итальянских княжеств и республик в единое государство и к возрождению Рима как столицы Италии. Основу объединения Петрарка представлял себе туманно: он одинаково страстно жаждал возрождения и Римской республики, и Римской империи.


Читать дальше...







От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Создание археологической карты

Выявление древних памятников счел своей миссией «главный архитектор всех мраморов и других камней, которые впредь будут вырыты в Риме и его округе» - Рафаэль. Сразу по назначении на эту должность в 1515 году великий художник принялся зарисовывать и обмерять архитектурные памятники. Им был составлен также доклад об их сохранении, первый в европейской истории.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Французский классицизм

Во Франции XVII века отношение к античности имело иной характер. Античность представлялась эпохой господства Разума, а изучение истории и искусства Древнего Рима - путем познания природы абсолютистского государства. Перенесение на французского короля римского императорского декорума, отождествление главы абсолютистского государства с богами Марсом и Аполлоном придавали власти вневременной характер.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Перелом во взглядах на искусство Рима

Пока Версаль играл роль образца для всех дворов Европы, значение Древнего Рима как эталона государственного величия сохранялось. Не случайно в ознаменованиє победы над турками под Азовом Петр І в 1696 году сооружает в Москве первую триумфальную арку. По поводу успехов в строительстве новой русской столицы и постройки Зимнего дворца в середине XVIII века Ломоносов обратился к императрице Елизавете Петровне с такими словами:


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Борьба за объединение Италии

В литературе конца XVIII века это ниспровержение было частью критики социального неравенства и осуждения деспотического властолюбия. Английский историк Эдуард Гиббон в своем семитомном труде «История упадка и разрушения Римской империи», одной из самых популярных книг конца XVIII -начала XIX века, доказывал, что сама гибель Рима вызвана органическими пороками деспотизма.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Сравнение римского и греческого искусства

В семидесятые годы XIX века не только народные массы Европы, но и представители буржуазных верхов испытывали разочарование в парламентской системе. Официальная политическая мысль окончательно порвала с критикой общественного неравенства, с которой она когда-то начинала. Историческая литература отказывалась от фраз о гибельности властолюбия и выдвигала идеал сильной личности, соединяющей свои интересы с пониманием государственной необходимости.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Итало Джисмонди

Итало Джисмонди, архитектор и археолог, последний представитель плеяды учеников Фиорелли, составил себе имя в десятых - двадцатых годах нашего века как руководитель раскопок в портовом пригороде Рима - древней Остии. Именно Джисмонди удалось раскопать остатки многоэтажных жилых комплексов, в корне перевернувшие представление о характере застройки демократических районов Рима.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Реконструкция древнего Рима

Работа началась с района форумов, после чего приступили к реконструкции Палатинского холма с дворцов императоров. Для реконструкции жилых кварталов материалов все еще было недостаточно. Восстановление двух с половиной миллионного города, граждане которого почти все время находились на улице, площади, общественном месте, представляло огромные трудности, прежде всего в силу несходства с жизнью современных городов. Из-за немыслимой для современного человека тесноты одно время казалось, что улицы Древнего Рима непроходимы.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Империя ромеев

Свою новую резиденцию Константин вряд ли считал соперником Рима. Возможно, он собирался со временем возвратиться в Вечный город и явно не предполагал, что государство вскоре разделится, а Константинополь станет столицей Восточной Римской империи и просуществует еще около тысячи лет после того, как варвары сокрушат Западную империю.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Христианские храмы

Не только монах, но и мирянин, какое бы место в обществе он ни занимал, значительную часть своего времени проводил в молитвах под церковными сводами. Эту часть своей жизни он считал наиболее важной и наполненной, ибо храм представлялся ему подобием небесного царства, его «моделью», а мозаичные изображения бога и святых или писанные на досках иконы он наделял способностью видеть, чувствовать, сострадать.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Мастерские древнего Константинополя

Первоначально торговля в Константинополе, как и в любом другом античном городе, сосредоточивалась на просторных форумах. По мере роста столицы она перемещалась постепенно на затененные портиками улицы. Ремесленники работали здесь у дверей своих лавок, а разные товары либо выставляли в лавках, либо расстилали на проезжей части: для просушки, как это делали красильщики, для отбелки на солнце - как было принято у ткачей, или для закрепления узоров и выравнивания ворса на коврах, которые считались готовыми лишь после того, как по ним прошел не один караван вьючных верблюдов.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Сила христианского учения

Отсутствие логики, над которым когда-то издевались древние римляне, оказалось не слабостью, а силой христианского учения. В последние века Римской империи, когда непрерывные восстания, войны, конфискации, казни, грабежи рождали чувство всеобщей безысходности, когда земля приходила в запустение, торговля обрывалась, города безлюдели, надежда на чудо оказывалась едва ли не последним прибежищем человека.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Византийская каллиграфия

Утонченность, изящество, виртуозное мастерство византийских ремесленников ценились во всем мире, однако зарабатывать свой хлеб трудом считалось в Византии недостойным. Только лишь труд каллиграфа считался подвигом во имя божие.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Храм Святой Софии

Центр Константинополя не совпадал с планиметрическим понятием середины города, как это было в Афинах или Риме. Центром Константинополя считались дворец главы государства, носившего титул василевса, и храм святой Софии. Это место, по представлениям византийцев, было «пупом» всего мира.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Главный неф Софии

Древние римляне стремились зрительно подчеркнуть устойчивость и прочность постройки. В Византии своды и стены - всего лишь зыбкая оболочка, отделяющая священное пространство церкви от греховного города. Поэтому мраморная облицовка и ткани, драпировавшие промежутки между колоннами, должны были создавать впечатление «невесомости» архитектуры.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Важнейшие ритуалы

Важнейшей частью богослужения считалась литургия, посвященная рождению и смерти Христа. Священник с вином и хлебом в драгоценных сосудах входил в алтарное полукружие и возлагал сосуды на алтарь. Под пение хора за ним затягивался занавес, перегораживавший неф, с тем, чтобы ритуальные действия не происходили на глазах мирян. Затем занавес раздвигался, священник выходил к молящимся, но теперь вино и хлеб считались превратившимися в «истинную» кровь и «истинную» плоть Христа.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Влияние византийской культуры на Русь.

Византийская  культура оказала сильнейшее влияние на страны, в то или иное время входившие в состав империи (такие как Сирия или Болгария) или граничащие с ней (как Иран или Армения). Влияние Византии испытала и Древняя Русь, не имевшая общих границ с Византией, но принявшая от Византии христианство.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Влияние византийской культуры на Европу

В средневековой Европе византийское влияние было сильно в Италии, особенно в южной, с которой у византийцев велась торговля и были прочные политические связи. Впрочем, во всех европейских странах византийские иконы, мелкая пластика, ювелирные изделия, эмали и ткани высоко ценились и рассматривались как образцы высочайшего вкуса.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Провозглашение христианства

Хотя сведения по истории Византии уже в XVII веке были обширны, материальная культура, облик и быт византийцев отождествлялись с римскими вплоть до конца XVIII века. Когда Жак-Луи Давид в картине «Велизарий» изобразил византийского полководца, просящего милостыню у ворот Константинополя, он представил и Велизария и солдата, с ужасом узнающего в нищем слепце жертву императорского произвола, в римских костюмах.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Духовная жизнь средневековой Европы

В начале ХІХ века романтизм выдвинул новое представление о двух великих эпохах истории человечества. Вторая, христианская эпоха, к которой романтики относили и себя, не рассматривалась более в плане упадка по сравнению с первой - античной. Она представлялась эрой духовного подъема, результатом прозрения истины. Этот взгляд порождал интерес к христианским древностям и дал толчок к формированию первых коллекций предметов византийского прикладного искусства.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Незыблемые законы прекрасного

Отсюда следовало отрицание как попыток классицизма увидеть в искусстве незыблемые законы прекрасного, так и стремления романтиков обнаружить в образах искусства отблески сверхчувственного мира. Позитивисты считали задачей науки скрупулезное изучение конкретных процессов, происходивших в истории и культуре, и искали в каждом отдельном процессе присущую лишь ему логику.


Читать дальше...




От: Noskov
Опубликовано: Июль 29, 2011

Своеобразие византийской культуры

В начале XIX века в результате многочисленных открытий на Ближнем Востоке и в Азии в науку вошел новый обширный материал по истории архитектуры и прикладного искусства, использованный венским профессором Стшиговским.


Читать дальше...




« ПредыдущаяСледующая »