Опубликовано: Июль 29, 2011

Сравнение римского и греческого искусства

В семидесятые годы XIX века не только народные массы Европы, но и представители буржуазных верхов испытывали разочарование в парламентской системе. Официальная политическая мысль окончательно порвала с критикой общественного неравенства, с которой она когда-то начинала. Историческая литература отказывалась от фраз о гибельности властолюбия и выдвигала идеал сильной личности, соединяющей свои интересы с пониманием государственной необходимости.

Свой прообраз буржуазное общество начало искать уже не в античном полисе, а в эллинистических монархиях и в императорском Риме. Греция эпохи Перикла, которую с легкой руки Винкельмана более ста лет считали страной равенства, страной единства личных и общественных интересов, стала рисоваться теперь страной трагических конфликтов и враждующих властолюбцев, в то время как императорский Рим снова представлялся сильным и стройным общественным организмом.

Ригль и Франц Вихгоф выступили в это время с утверждением, что для исследователя равноценны все периоды истории искусства, что в каждом «продукте» искусства действует проявление некоей «художественной воли», которая по своей природе исторична и не может подвергаться ни восхвалению, ни осуждению, ибо в искусстве нет эпох расцвета и упадка и, стало быть, высшего и низшего.

Римское искусство, по мнению венских искусствоведов, будучи этапом развития европейской культуры, не только не подражательно, но по своей внутренней ценности и значению отнюдь не ниже греческого. Близость римского портрета к природе, точность и документальность римских рельефов, по Вихгофу, вовсе не вырождение греческого духа, а выражение иной - противоположной греческой - «художественной воли».

Художественная воля - это выражение духа народа. Ригль не отрицал связи искусства с социальными условиями, но считал, что при одинаковых условиях искусство может развиваться по-разному, в зависимости от художественной воли.

Венские искусствоведы считали, что традиционное выведение римской культуры из древнегреческой излишне прямолинейно. В то время как греческая культура, по их мнению, своими истоками тяготела к Древнему Востоку, римская культура уходит корнями и в прошлое варварской Европы.

Греческое искусство, в силу присущих ему тенденций, искало путей возвышенной идеализации, а римское - чаще шло по своему собственному пути конкретизации и детализации. Например, рельефы колонны Траяна с беспрерывным изображением действия и нагромождением реалий военного дела венские искусствоведы рассматривали не как результат забвения греческих принципов, а как воздействие на римскую пластику римской же исторической прозы. «Венская школа» пыталась установить особые внутренние законы, присущие римскому искусству, и оценивать его в соответствии с задачами, которые ставили себе древние римляне.

Алоиз Ригль жил в «веселой Вене». Однако Австро-Венгрия на рубеже веков была далеко не беспечной страной оперетт и вальсов Иоганна Штрауса. Империя Габсбургов, в течение столетий считавшаяся наследницей Древнего Рима, не смогла оправиться от ударов, нанесенных ей прусским милитаризмом, она находилась в процессе распада, в состоянии безысходного кризиса. Ригль, ощущавший этот кризис как «закат Европы», усматривал в римском искусстве пророческое ощущение грозящей катастрофы, сказавшееся в окончательной утрате веры в разумность мира. Венский профессор высоко ставил римское искусство и полагал, что никто не может оценить трагическое величие императорского Рима так глубоко, как европеец его времени.

Будучи великим эрудитом, Ригль доказывал, что каждая найденная в земле статуя, каждый архитектурный памятник, каждое произведение прикладного искусства должны быть использованы как источник, помогающий восстановить картину ушедшей эпохи. Не отвергая значения археологии, венские искусствоведы противопоставили ограниченности сведений, которые могут быть извлечены из археологической находки, неисчерпаемость памятника искусства. Безграничность глубины исследования - основное отличие искусствоведческой науки от археологической.

В XX веке наука отвергла ряд представлений венской школы. Однако мысль о том, что люди разных эпох по-своему воспринимают искусство разных периодов прошлого и что оценка отдельных произведений зависит от убеждений и взглядов, обстановки и атмосферы, господствующих в обществе, к которому принадлежит зритель, оказалась плодотворной. Возникал вопрос, чем же в своих взглядах, моральных нормах, системе поведения отличались от нас создатели древних культур? Это стало предметом исторической психологии, дисциплины, возникшей в конце 50-х годов XX века. Историческая психология впервые объяснила «слепоту», побуждавшую людей столетиями не ценить и даже не замечать великие памятники искусства, и помогла осознать историчность и подвижность любых оценок искусства прошлого.

Среди отвергнутых представлений венской школы оказалось ее объяснение особенностей римской культуры связью с культурой варваров, однако наука не вернулась и к представлению о том, что в искусстве Древнего Рима деградировали принципы греческой классики. Ученые стали теснее связывать Древний Рим с процессами, происходившими в эллинистическом мире после смерти Александра Македонского. Рим не столько предложил завоеванным областям культурные формы, сколько создал государственную систему, обеспечивавшую дальнейшее развертывание симбиоза западных и восточных элементов, начавшееся с символической свадьбы в Вавилоне. Город Рим был символом и воплощением этого симбиоза великих культур.



Раздел: Жизнь в веках

От: Noskov







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Борьба за объединение ИталииИтало Джисмонди »

Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Че Гевара без бороды
Оранжевый фиолетовый
Цирк
Нож для настоящего мужчины (наваха)

10 удивительных пистолетов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне