Опубликовано: Июль 29, 2011

История Венеры Таврической

В IV веке до н. э., в эпоху, последовавшую за окончанием Пелопоннесской войны и утратой Афинами их традиционной роли, система греческих полисов клонилась к упадку. Мир целостный - распадался, мир неизменный и неподвижный - менялся, мир гармонический - являл свою неслаженность, и сознание отказывалось это признать. Древний грек не был в состоянии принять никакого другого мира, кроме полиса, и поэтому то, что происходило перед глазами, вело к всеобщей деморализации. Недавние граждане и бойцы стали содержать наемные военные отряды, охладели к общественной деятельности, углубились в частную жизнь.

Философы, которые во времена Перикла считали своим долгом «поучать правителей», призывали к поискам свободы внутри себя, воспевали семейные радости. Слава перестает представляться настолько привлекательной, чтобы ради нее жертвовать жизнью, подвиг теряет героический ореол. Одновременно теряет былую целостность искусство. Одни художники в статуях и портретах правителей создавали образ сверхчеловеческой личности, искусство других носило подчеркнуто приземленный характер.

В середине IV века до н. э. великий скульптор Пракситель воспевал героев уже не доблестных, а изящных. Идеал величия и естественной простоты не привлекал его больше. Его герои принадлежат уже не обществу, а самим себе. Они живут более сложной духовной жизнью, входят в гораздо более сложные связи с окружающим миром, нежели герои высокой классики, но при этом теряют и ясность духа, и преданность высоким идеалам.

«Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще всех, существующих во Вселенной, находится Венера его работы,- пишет римский историк.- Чтобы ее увидеть, многие плавали на Книд. Пракситель одновременно изготовил и продал две статуи Венеры, но одна была покрыта одеждой - ее предпочли жители

Коса, которым принадлежало право выбора. Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату, но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной; отвергнутую ими купили книдяне, и ее слава была неизмеримо выше. У книдян ее хотел купить впоследствии царь Никомед, обещая за это простить государству книдян все огромные числящиеся за ними долги. Но книдяне предпочли все перенести, чем расстаться со статуей. И не напрасно. Ведь Пракситель этой статуей создал славу Книду».

Римляне называли богиню любви Венерой, греки - Афродитой. Изображая ее обнаженной, Пракситель стремился утвердить божественность самой красоты. Как многие великие мастера, он опередил свое время. Граждане, считавшие скульптуру общественным достоянием и выбиравшие статую для храма, сочли красивейшей и, стало быть, достойнейшей ту, что казалась им более скромной. Век спустя, когда царь выбирал скульптуру для своего дворца, праксителевская статуя обнаженной Афродиты ценилась несравненно выше. Менялись времена, изменялись этические идеалы.

На развалинах державы Александра Македонского возникли новые государства. Один за другим бывшие сподвижники завоевателя провозглашали себя царями. В новых царствах государственным языком был греческий, значительную часть населения составляли греки, храмы чаще всего посвящались греческим богам, но смысл и содержание жизни стали теперь иными. Вместе с крушением полиса к грекам пришло осознание себя частицей человечества, населяющего пустыни Средней Азии, плоскогорья Ирана, долины малоазийских рек. В условиях нестабильности жизни и непрерывных общественных катастроф свободные люди не были уже гражданами, вершащими судьбы родины, они стали подданными, живущими щедротами и милостями монарха, требующего божеских почестей и объявившего себя выше законов и обычаев, выше клятв и договоров. Боги переставали казаться близкими и достижимыми, возникало сомнение в их существовании или по меньшей мере в том, что они заботятся о человеке. Поклоняться и молиться следовало носителю реальной силы - царю, и статуи богов превращались либо в повод для откровенной лести монарху, либо в воплощение вполне земных и часто отнюдь не возвышенных чувств. Единый и строгий стиль, присущий искусству классики, сменился множеством различных течений.



Раздел: Жизнь в веках

От: Noskov







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Античная коллекция ЭрмитажаАфродита, входящая в воду »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Зима. Из цикла 'Времена года'
Кацапская Венера
Гончарова Наталья Сергеевна, картины художника и биография

Винчестер: Винтовка покорившая Дикий Запад



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне