Опубликовано: Июль 28, 2011

Искусство портрета

Вошедший в Парфенон оказывался в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, где царил полумрак - свет проникал сюда только из распахнутой двери. Однако глаза быстро привыкали к неяркому освещению и обращались туда, где, встречая пришедших, стояла среди даров, венков, серебряных масок двенадцатиметровая статуя богини. Прекрасная голова Афины, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза из драгоценных камней были внимательны и испытующи. Богиня в образе прекрасной женщины - горделивое олицетворение Афин.

Желая изобразить покровительницу полиса помогающей каждому занять в жизни место, соответствующее его заслугам, способностям и склонностям, Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, которое греки называли справедливостью. Справедливость, считали греки, открывает дорогу разуму и добру. Без справедливости три добродетели - умеренность, мужество, мудрость - лишаются своего смысла.

Миф утверждал, что некогда Афина председательствовала в высшем судилище Греции Ареопаге, поэтому суд считался детищем Афины. Так же как на площади, где статуя богини была самим Вооруженным миром, так и здесь, в храме, статуя представлялась самой Справедливостью, которую можно было видеть, рассматривать, даже потрогать рукой.

Фидий не отлил Афину из бронзы и не высек из белого мрамора. Тысячи пластинок слоновой кости были им так искусно пригнаны к деревянной основе, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватая кость выглядела нежной и полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из чистого золота. Шлем, волосы и круглый щит, который Афина придерживала левой рукой, тоже были выполнены из покрытых чеканкой золотых пластин, общим весом более тонны.

На золотом щите невысоким рельефом была вычеканена битва греков с воинственными женщинами-амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, поднимающего камень.

Грекам было знакомо искусство портрета, но в V веке до н. э. автопортрет на щите богини казался святотатством. Художника обвинили в том, что он пытался приравнять себя к богам, и бросили в тюрьму. Со стороны этого выглядело так, будто демократия защищает себя от честолюбца, но на самом деле, осуждая Фидия, сподвижника Перикла, враги афинской демократии целили в него самого.

В V веке до н. э. греки считали всех негреков людьми низшего порядка. Не только полудикие народы севера, но и египтяне и вавилоняне с их тысячелетней культурой были для греков варварами. «Эллин рожден для свободы, варвар - для рабства»,- говорили они. Постепенно афиняне стали ставить себя выше не только варваров, но и греков - граждан других полисов. Во время персидских войн афиняне, выступив первыми среди равных, вынесли на себе основную тяжесть общей борьбы, однако спустя полвека они приписывали лавры победы только самим себе. Афинский патриотизм вырождался в чувство превосходства афинян над всем эллинским миром. Нашлись даже люди, мечтавшие о том, чтобы за каждым афинским гражданином ходили бы двое союзников для выполнения всех его прихотей. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживаемым возмущением.

В 431 году до н. э. началась война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами-государствами древней Эллады.



Раздел: Жизнь в веках

От: Noskov







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Главный праздник АфинГреческое зодчество во время Никиева мира »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж с двумя животными
Жадность к импровизации
Винчестер: Винтовка покорившая Дикий Запад

Шевченко Александр Васильевич



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне