Опубликовано: Май 4, 2011

Кризис древнеземледельческих культур

   Мы рассказали о работах советских ученых, открыв­ших одну из блестящих страниц всемирной истории. Свой рассказ мы не случайно начали с «России» П. П. Се­менова Тян-Шанского: сравнение с томом, посвящен­ным Средней Азии («Туркестанский край»), позволило, как нам кажется, с достаточной наглядностью показать, сколь существенно изменились наши познания по исто­рии этого региона с начала XX в. Однако, на многие вопросы ответа еще нет. Так, до сих пор неизвестны прародина древних земледельцев Южного Туркмениста­на и причины, вызвавшие кризис II тысячелетия до н. э.

Изучение древнеземледельческой культуры продол­жается, проявляются новые факты, позволяющие по-иному осветить различные периоды ее истории, пере­смотреть некоторые концепции, еще вчера представляв­шиеся бесспорными. Со временем будут, несомненно, по­лучены ответы и на те вопросы, которые остаются пока что нерешенными. Сейчас существуют лишь предположе­ния о том, что же послужило причиной (или причинами) запустения Алтына и Намазги.

Необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что во II ты­сячелетии до н. э., кризис отмечается не только на юге Туркменистана - он охватил обширные территории Ближ­него Востока и Северной Индии. Так, в Иране в первой половине II тысячелетия до н. э. замирает жизнь на Шах-тепе, Тюренг-тепе, Тепе-Гиссар. Раскопки на Гиссаре показали, что здания верхнего слоя этого поселения разрушены в результате пожара. В развалинах найдены скелеты людей, раздавленных рухнувшими крышами. В этот же период забрасываются и города цивилизации Хараппы - сама Хараппа и Мохенджо-Даро. В Вавило­нию во второй половине XVIII в. до н. э. вторгаются раз­личные племена, в том числе и кассеты, которые в XVI в. до н. э. захватывают всю страну. Словом, факты свидетельствуют о том, что в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Индии происходили какие-то гран­диозные для того времени события, оказавшие сильное воздействие на жизнь обитавших там племен.

Б. А. Куфтин, говоря о причинах упадка культуры древних земледельцев Южного Туркменистана, называет среди них наступление засушливого периода («ксеротермический максимум») и обострившуюся борьбу за вод­ные источники.

В. М. Массон полагает, что причиной упадка этой культуры послужило совокупное действие ряда факто­ров. Наступление засушливого периода сократило пло­щадь пригодных для обработки земель и тем самым уси­лило борьбу между общинами за пастбища и водные источники; переход части оседлого прежде населения к скотоводству; кризис общин подгорной полосы, достиг­нувших максимума возможного в развитии земледе­лия, базировавшегося на ограниченных водных источ­никах.

Можно указать и на другие причины, например за­соление почв и вырубку горных и тугайных лесов. Од­нако решить вопрос о причинах кризиса II тысячеле­тия до н. э. сейчас еще невозможно. Пожалуй, действие лишь одного из перечисленных факторов, послуживших, возможно, причиной этого кризиса, поддается более или менее рациональному объяснению - речь идет об ухуд­шении природной обстановки.

В главе о Джейтуне подробно рассказывалось о том, что относительно влажный период на рубеже III-II тысячелетий до н. э. сменился более сухим. Возможно, что как раз на середину II тысячелетия до н. э. и пришелся пик, максимум сухого периода. Если это действительно, что естественное уменьшение количества влаги долж­но было иметь поистине трагические последствия для части населения Ближнего Востока и Средней Азии. Ведь необходимо учитывать, что естественное ухуд­шение природных условий усиливалось разрушительной деятельностью человека.

Люди рубили леса, а это приводило к смыву почвы со склонов гор, к обмелению рек, а то и к полному пере­сыханию небольших речушек и ручьев. Люди орошал поля и, вымывая соль из глубоких пластов на поверх­ность, нередко превращали плодородные земли в мерт­вые солончаки. С обезлесенных, обнаженных склонов гор на поля древних земледельцев обрушивались сели; скот, выбивая пастбища, превращал закрепленные пески в подвижные барханы, засыпавшие при своем движении целые оазисы...

Видимо, совокупное действие осушения климата и разрушительной деятельности человека особенно сильно сказалось там, где крупных рек нет, где мало воды, где площадь плодородных земель невелика. Именно таким районом и является Южный Туркменистан.

Другое дело - долины великих рек Азии. Ресурсы воды в этих районах были (для той эпохи) неограничен­ными, а площади плодородных земель значительно больши­ми, нежели на юге Туркмении или на севере Афганиста­на. А так как развитие общества в долинах великих рек шло наиболее быстрыми темпами, то обитавшие там племена встретили кризис II тысячелетия до н. э. более подготовленными, чем, скажем, племена Прикопетдагской подгорной полосы. В этом, несомненно, сказалась положительная роль великих рек, роль географического фактора.

В свое время английский историк и социолог Г. Бокль утверждал, что «самое могущественное влияние на род человеческий» оказывают «климат, пища, почвы и общий вид природы...» И всю вторую главу книги «История цивилизации в Англии» он посвятил доказательству этой точки зрения, стремясь обосновать прямую зависимость развития человечества от природных условий.

Этот географический детерминизм не признается, ныне не только советскими учеными, но и большинством буржуазных. Однако отрицание такой крайности, как географический детерминизм, не должно бросать нас в другую крайность - к принижению роли природных ус­ловий в истории человечества.

По словам Ф. Энгельса, различия в природных ус­ловиях между Старым и Новым Светом привели к тому, что «население каждого полушария развивается с этих пор своим особым путем...»2. Речь тут идет о древних культурах, на которые географические условия оказы­вали наиболее сильное влияние. Эти условия в одних случаях могли замедлять развитие общества, в других - ускорять.

Огромное количество новых материалов, полученных археологами, историками, этнографами уже после смер­ти Ф. Энгельса, убедительно доказало особую важность учета воздействия географического фактора именно на ранних ступенях истории человечества, когда, как пишет акад. Е. М. Жуков, «роль географического фактора бы­ла, безусловно, гораздо более значительной, чем при по­следующих, классовых формациях».

Другой известный советский историк и археолог, акад. Б. Б. Пиотровский, писал: «На ранних ступенях истории человечества географические условия имели чрезвычайно важное значение, что отразилось в зональ­ном распределении начальных форм производящего хо­зяйства, классообразования и становления государств в определенной полосе земного шара. Так, первые госу­дарства возникли примерно между 20 и 40 параллелями северного полушария».

Переходя теперь от общих соображений к конкретно­му материалу, мы видим, что первые цивилизации не слу­чайно возникли между 20° и 40° с. ш., и не вообще в поясе, расположенном между 20° и 40° с. ш., а именно в долинах великих рек, пересекающих этот пояс.

Великие реки, о которых мы говорим,- это еще с детства знакомые нам, но учебникам истории и географии Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. Возникновение первых цивилизаций в долинах этих рек было в значительной мере обусловлено исключительно благоприятными при­родными условиями. Однако только благоприятных при­родных условий мало - нужны еще и коллективы лю­дей, находящиеся на определенном уровне социально-экономического развития и способные оптимально ис­пользовать те условия, которые их окружают.

Только сочетание этих двух факторов могут послу­жить толчком к более быстрому развитию культуры и сложению на ее базе цивилизации, классового общества, государства. Сами по себе природные условия, даже са­мые благоприятные, даже при наличии великих рек, ни к какой цивилизации привести не могут.

Роль, которую сыграли некоторые великие реки в истории человечества, объясняется тем, что аллювиаль­ные почвы в их долинах были исключительно плодород­ны и давали устойчивые высокие урожаи. В Шумере, например, урожаи ячменя достигали в среднем сам-36. Вот этот-то огромный рост прибавочного продукта и оказался той материальной базой, на которой стреми­тельно развивалось общество.

Племена же, обитавшие в стороне от великих рек, развивались более медленно, ибо их ирригационная ба­за - небольшие речки и ручьи - сдерживала накопление прибавочного продукта. Именно этим и объясняется, что городская цивилизация формируется в Южной Туркме­нии лишь на рубеже III -II тысячелетий до н. э., тогда как, в Египте и Месопотамии этот процесс проходил на тысячу лет раньше. Столь же замедленно, как и в Юж­ной Туркмении, происходило сложение раннеклассового общества в Малой Азии и Афганистане.

По расчетам В. М. Массона, в Южном Двуречье от появления первых земледельцев до сложения раннеклас­сового общества прошло около двух с половиной тысяч лет, а в Малой Азии - пять тысяч лет! Вот вам пример воздействия географической среды: не она определила путь развития человеческого общества, но в одном слу­чае замедлила его развитие, в другом - ускорила.

Поэтому-то кризис середины II тысячелетия до н. э., обрушившийся на народы Ближнего Востока и Средней Азии, застал их находящимися на разных уровнях раз­вития. Племена, уже достигшие стадии цивилизации, легче перенесли кризис, нежели племена, еще не достиг­шие этого уровня. Древние земледельцы Южного Турк­менистана, не успевшие создать своих государственных образований, обитавшие в условиях подгорной полосы с ее хрупкой экосистемой, не смогли найти выхода из тупика. Города и селения забрасывались, население мас­сами уходило в другие края - и на запад Туркмении, на Мисрианскую равнину, и на восток, в дельту Мургаба. Культурные традиции не прерывались (комплекс Намазга V сменился комплексом Намазга VI), но раз­витие общества в этом регионе замедлилось.

Еще раз подчеркиваем, что ухудшение природной обстановки не было ни главной, ни единственной причи­ной, вызвавшей кризис II тысячелетия до н. э. Возмож­но, некоторое ухудшение природной среды сыграло лишь роль спускового механизма, вызвав действие других факторов.

В Прикопетдагской подгорной полосе решающей при­чиной кризиса была, скорее всего, ограниченность водных ресурсов. Речки и ручьи, стекающие с Копетдага, не позволяли в силу своей маловодности увеличивать пло­щади пахотных земель, жестко ограничивали числен­ность населения и тем самым замедляли становление цивилизации и сложение государства.

За пять тысяч лет своего существования культура древних земледельцев Южного Туркменистана прошла путь от века камня до века бронзы. В течение этого длительного периода примитивное земледелие Джейту­на, основанное на лиманном орошении, сменилось более развитым земледелием Геоксюра и Алтына, которое ба­зировалось уже на относительно сложных ирригацион­ных системах. Но прогресс отмечается не только в зем­леделии - он заметен решительно во всем: в скотовод­стве и металлургии, в керамическом производстве и тка­честве. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль хозяйства, мелкие поселения превращаются в города. Эволюционируют семейные и общественные отно­шения, обычаи и культы; сменяются стили в искусстве; появляются имущественные и социальные различия, на смену первобытному обществу идет классовое, на основе древнеземледельческой культуры складывается цивили­зация древневосточного типа...

Вот, пожалуй, то основное, о чем мне хотелось рас­сказать в популярной книге, посвященной древнеземле­дельческой культуре Южного Туркменистана. Для того чтобы эта книга могла быть написана, нужны были де­сятилетия упорной работы многих ученых. За эти деся­тилетия было все: блестящие открытия и сказочные уда­чи, тяжкие разочарования и ошибки, подтвердившиеся гипотезы и предположения...

Но не меньше открытий ждет нас в будущем. Кто знает, какие сюрпризы преподнесут археологам не тро­нутый раскопками Илгынлы, малоизученный Песседжик, давно знакомые Анау и Кара-депе, нижние слои Алтына и неисчерпаемая Намазга... Исследования продолжают­ся, и можно с полной уверенностью сказать, что работы ближайших лет значительно расширят наши представления о древнеземледельческой культуре Южного Турк­менистана и заставят во многом по-иному взглянуть на те проблемы, о которых рассказывалось в этой книге.



Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Японское искусство владения мечом (цуба)Чудесный меч Жанны д'Арк »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Лица
Голова крестьянина
Бурлюк Давид Давидович

Призраки московских катакомб



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне