Опубликовано: Май 4, 2011

Кризис древнеземледельческих культур

   Мы рассказали о работах советских ученых, открыв­ших одну из блестящих страниц всемирной истории. Свой рассказ мы не случайно начали с «России» П. П. Се­менова Тян-Шанского: сравнение с томом, посвящен­ным Средней Азии («Туркестанский край»), позволило, как нам кажется, с достаточной наглядностью показать, сколь существенно изменились наши познания по исто­рии этого региона с начала XX в. Однако, на многие вопросы ответа еще нет. Так, до сих пор неизвестны прародина древних земледельцев Южного Туркмениста­на и причины, вызвавшие кризис II тысячелетия до н. э.

Изучение древнеземледельческой культуры продол­жается, проявляются новые факты, позволяющие по-иному осветить различные периоды ее истории, пере­смотреть некоторые концепции, еще вчера представляв­шиеся бесспорными. Со временем будут, несомненно, по­лучены ответы и на те вопросы, которые остаются пока что нерешенными. Сейчас существуют лишь предположе­ния о том, что же послужило причиной (или причинами) запустения Алтына и Намазги.

Необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что во II ты­сячелетии до н. э., кризис отмечается не только на юге Туркменистана - он охватил обширные территории Ближ­него Востока и Северной Индии. Так, в Иране в первой половине II тысячелетия до н. э. замирает жизнь на Шах-тепе, Тюренг-тепе, Тепе-Гиссар. Раскопки на Гиссаре показали, что здания верхнего слоя этого поселения разрушены в результате пожара. В развалинах найдены скелеты людей, раздавленных рухнувшими крышами. В этот же период забрасываются и города цивилизации Хараппы - сама Хараппа и Мохенджо-Даро. В Вавило­нию во второй половине XVIII в. до н. э. вторгаются раз­личные племена, в том числе и кассеты, которые в XVI в. до н. э. захватывают всю страну. Словом, факты свидетельствуют о том, что в Средней Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Индии происходили какие-то гран­диозные для того времени события, оказавшие сильное воздействие на жизнь обитавших там племен.

Б. А. Куфтин, говоря о причинах упадка культуры древних земледельцев Южного Туркменистана, называет среди них наступление засушливого периода («ксеротермический максимум») и обострившуюся борьбу за вод­ные источники.

В. М. Массон полагает, что причиной упадка этой культуры послужило совокупное действие ряда факто­ров. Наступление засушливого периода сократило пло­щадь пригодных для обработки земель и тем самым уси­лило борьбу между общинами за пастбища и водные источники; переход части оседлого прежде населения к скотоводству; кризис общин подгорной полосы, достиг­нувших максимума возможного в развитии земледе­лия, базировавшегося на ограниченных водных источ­никах.

Можно указать и на другие причины, например за­соление почв и вырубку горных и тугайных лесов. Од­нако решить вопрос о причинах кризиса II тысячеле­тия до н. э. сейчас еще невозможно. Пожалуй, действие лишь одного из перечисленных факторов, послуживших, возможно, причиной этого кризиса, поддается более или менее рациональному объяснению - речь идет об ухуд­шении природной обстановки.

В главе о Джейтуне подробно рассказывалось о том, что относительно влажный период на рубеже III-II тысячелетий до н. э. сменился более сухим. Возможно, что как раз на середину II тысячелетия до н. э. и пришелся пик, максимум сухого периода. Если это действительно, что естественное уменьшение количества влаги долж­но было иметь поистине трагические последствия для части населения Ближнего Востока и Средней Азии. Ведь необходимо учитывать, что естественное ухуд­шение природных условий усиливалось разрушительной деятельностью человека.

Люди рубили леса, а это приводило к смыву почвы со склонов гор, к обмелению рек, а то и к полному пере­сыханию небольших речушек и ручьев. Люди орошал поля и, вымывая соль из глубоких пластов на поверх­ность, нередко превращали плодородные земли в мерт­вые солончаки. С обезлесенных, обнаженных склонов гор на поля древних земледельцев обрушивались сели; скот, выбивая пастбища, превращал закрепленные пески в подвижные барханы, засыпавшие при своем движении целые оазисы...

Видимо, совокупное действие осушения климата и разрушительной деятельности человека особенно сильно сказалось там, где крупных рек нет, где мало воды, где площадь плодородных земель невелика. Именно таким районом и является Южный Туркменистан.

Другое дело - долины великих рек Азии. Ресурсы воды в этих районах были (для той эпохи) неограничен­ными, а площади плодородных земель значительно больши­ми, нежели на юге Туркмении или на севере Афганиста­на. А так как развитие общества в долинах великих рек шло наиболее быстрыми темпами, то обитавшие там племена встретили кризис II тысячелетия до н. э. более подготовленными, чем, скажем, племена Прикопетдагской подгорной полосы. В этом, несомненно, сказалась положительная роль великих рек, роль географического фактора.

В свое время английский историк и социолог Г. Бокль утверждал, что «самое могущественное влияние на род человеческий» оказывают «климат, пища, почвы и общий вид природы...» И всю вторую главу книги «История цивилизации в Англии» он посвятил доказательству этой точки зрения, стремясь обосновать прямую зависимость развития человечества от природных условий.

Этот географический детерминизм не признается, ныне не только советскими учеными, но и большинством буржуазных. Однако отрицание такой крайности, как географический детерминизм, не должно бросать нас в другую крайность - к принижению роли природных ус­ловий в истории человечества.

По словам Ф. Энгельса, различия в природных ус­ловиях между Старым и Новым Светом привели к тому, что «население каждого полушария развивается с этих пор своим особым путем...»2. Речь тут идет о древних культурах, на которые географические условия оказы­вали наиболее сильное влияние. Эти условия в одних случаях могли замедлять развитие общества, в других - ускорять.

Огромное количество новых материалов, полученных археологами, историками, этнографами уже после смер­ти Ф. Энгельса, убедительно доказало особую важность учета воздействия географического фактора именно на ранних ступенях истории человечества, когда, как пишет акад. Е. М. Жуков, «роль географического фактора бы­ла, безусловно, гораздо более значительной, чем при по­следующих, классовых формациях».

Другой известный советский историк и археолог, акад. Б. Б. Пиотровский, писал: «На ранних ступенях истории человечества географические условия имели чрезвычайно важное значение, что отразилось в зональ­ном распределении начальных форм производящего хо­зяйства, классообразования и становления государств в определенной полосе земного шара. Так, первые госу­дарства возникли примерно между 20 и 40 параллелями северного полушария».

Переходя теперь от общих соображений к конкретно­му материалу, мы видим, что первые цивилизации не слу­чайно возникли между 20° и 40° с. ш., и не вообще в поясе, расположенном между 20° и 40° с. ш., а именно в долинах великих рек, пересекающих этот пояс.

Великие реки, о которых мы говорим,- это еще с детства знакомые нам, но учебникам истории и географии Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. Возникновение первых цивилизаций в долинах этих рек было в значительной мере обусловлено исключительно благоприятными при­родными условиями. Однако только благоприятных при­родных условий мало - нужны еще и коллективы лю­дей, находящиеся на определенном уровне социально-экономического развития и способные оптимально ис­пользовать те условия, которые их окружают.

Только сочетание этих двух факторов могут послу­жить толчком к более быстрому развитию культуры и сложению на ее базе цивилизации, классового общества, государства. Сами по себе природные условия, даже са­мые благоприятные, даже при наличии великих рек, ни к какой цивилизации привести не могут.

Роль, которую сыграли некоторые великие реки в истории человечества, объясняется тем, что аллювиаль­ные почвы в их долинах были исключительно плодород­ны и давали устойчивые высокие урожаи. В Шумере, например, урожаи ячменя достигали в среднем сам-36. Вот этот-то огромный рост прибавочного продукта и оказался той материальной базой, на которой стреми­тельно развивалось общество.

Племена же, обитавшие в стороне от великих рек, развивались более медленно, ибо их ирригационная ба­за - небольшие речки и ручьи - сдерживала накопление прибавочного продукта. Именно этим и объясняется, что городская цивилизация формируется в Южной Туркме­нии лишь на рубеже III -II тысячелетий до н. э., тогда как, в Египте и Месопотамии этот процесс проходил на тысячу лет раньше. Столь же замедленно, как и в Юж­ной Туркмении, происходило сложение раннеклассового общества в Малой Азии и Афганистане.

По расчетам В. М. Массона, в Южном Двуречье от появления первых земледельцев до сложения раннеклас­сового общества прошло около двух с половиной тысяч лет, а в Малой Азии - пять тысяч лет! Вот вам пример воздействия географической среды: не она определила путь развития человеческого общества, но в одном слу­чае замедлила его развитие, в другом - ускорила.

Поэтому-то кризис середины II тысячелетия до н. э., обрушившийся на народы Ближнего Востока и Средней Азии, застал их находящимися на разных уровнях раз­вития. Племена, уже достигшие стадии цивилизации, легче перенесли кризис, нежели племена, еще не достиг­шие этого уровня. Древние земледельцы Южного Турк­менистана, не успевшие создать своих государственных образований, обитавшие в условиях подгорной полосы с ее хрупкой экосистемой, не смогли найти выхода из тупика. Города и селения забрасывались, население мас­сами уходило в другие края - и на запад Туркмении, на Мисрианскую равнину, и на восток, в дельту Мургаба. Культурные традиции не прерывались (комплекс Намазга V сменился комплексом Намазга VI), но раз­витие общества в этом регионе замедлилось.

Еще раз подчеркиваем, что ухудшение природной обстановки не было ни главной, ни единственной причи­ной, вызвавшей кризис II тысячелетия до н. э. Возмож­но, некоторое ухудшение природной среды сыграло лишь роль спускового механизма, вызвав действие других факторов.

В Прикопетдагской подгорной полосе решающей при­чиной кризиса была, скорее всего, ограниченность водных ресурсов. Речки и ручьи, стекающие с Копетдага, не позволяли в силу своей маловодности увеличивать пло­щади пахотных земель, жестко ограничивали числен­ность населения и тем самым замедляли становление цивилизации и сложение государства.

За пять тысяч лет своего существования культура древних земледельцев Южного Туркменистана прошла путь от века камня до века бронзы. В течение этого длительного периода примитивное земледелие Джейту­на, основанное на лиманном орошении, сменилось более развитым земледелием Геоксюра и Алтына, которое ба­зировалось уже на относительно сложных ирригацион­ных системах. Но прогресс отмечается не только в зем­леделии - он заметен решительно во всем: в скотовод­стве и металлургии, в керамическом производстве и тка­честве. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль хозяйства, мелкие поселения превращаются в города. Эволюционируют семейные и общественные отно­шения, обычаи и культы; сменяются стили в искусстве; появляются имущественные и социальные различия, на смену первобытному обществу идет классовое, на основе древнеземледельческой культуры складывается цивили­зация древневосточного типа...

Вот, пожалуй, то основное, о чем мне хотелось рас­сказать в популярной книге, посвященной древнеземле­дельческой культуре Южного Туркменистана. Для того чтобы эта книга могла быть написана, нужны были де­сятилетия упорной работы многих ученых. За эти деся­тилетия было все: блестящие открытия и сказочные уда­чи, тяжкие разочарования и ошибки, подтвердившиеся гипотезы и предположения...

Но не меньше открытий ждет нас в будущем. Кто знает, какие сюрпризы преподнесут археологам не тро­нутый раскопками Илгынлы, малоизученный Песседжик, давно знакомые Анау и Кара-депе, нижние слои Алтына и неисчерпаемая Намазга... Исследования продолжают­ся, и можно с полной уверенностью сказать, что работы ближайших лет значительно расширят наши представления о древнеземледельческой культуре Южного Турк­менистана и заставят во многом по-иному взглянуть на те проблемы, о которых рассказывалось в этой книге.



Раздел: История и археология Южной Туркмении

От: Noskov







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Японское искусство владения мечом (цуба)Чудесный меч Жанны д'Арк »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Декорация к финалу балета "Алеко"
Сдержанный порыв
Боевые слоны в действии ( Задачи, достоинства и недостатки боевых слонов )

Военные проекты СССР: Несбывшееся



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне