Опубликовано: Май 4, 2011

На пороге цивилизации (древний Алтын)

 В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «...цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой раз­деление труда, вытекающий из него обмен между от­дельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе». Именно на стадии перехода от родового строя к классовому происходит «дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом, следовательно, производство все возрастающей части продуктов труда непосредствен­но для обмена, тем самым превращение обмена между отдельными производителями в жизненную необходи­мость для общества».

Разбирая различные формы ремесла, В. И. Ленин в «Развитии капитализма в России» писал: «Домашние промыслы составляют необходимую принадлежность на­турального хозяйства... Первой формой промышленности, отрываемой от патриархального земледелия, является ремесло, т. е. производство изделий по заказу потреби­теля». Исторически ремесло как «первая форма про­мышленности» связано с рождением городов: когда воз­никли города, писал Ф. Энгельс в статье «Карл Маркс», то вместе с ними родились «обособленная ремесленная промышленность и торговый оборот...». А «закрепление противоположности между городом и деревней» Ф. Эн­гельс считает одним из «характерных» признаков циви­лизации».

Еще одна характерная черта перехода к цивилиза­ции - «введение завещаний, с помощью которых соб­ственник может распоряжаться своей собственностью и после своей смерти». Завещание же трудно написать, если общество еще не создало письменности, а письмен­ность - типичный признак зарождения цивилизации.

В эпоху цивилизации происходит «первое крупное разделение общества на эксплуатирующий и эксплуати­руемый классы»17. Появляются рабовладельцы и рабы. А так как в основе цивилизации лежит «эксплуатация одного класса другим, то все ее развитие совершается в постоянном противоречии»|8. Неизбежным результатом этого является появление государства, которое служит «связующей силой цивилизованного общества...»|9.

Итак, к характерным признакам цивилизации следу­ет отнести: первое - отделение ремесла от земледелия и превращение домашних промыслов в первую форму про­мышленности; производство продукции для обмена; пре­вращение товарного производства в жизненно необходи­мый процесс для общества. Второе - формирование крупных городских центров и закрепление противопо­ложности между городом и деревней. Третье - появле­ние письменности и введение завещаний. Четвертое - разделение общества на антагонистические классы и возникновение классовой борьбы. Пятое-рождение го­сударства.

Соответствует алтынское общество этим критериям или нет?

В Джейтуне, в каждом хозяйстве производилось все, что нужно для жизни, т. е. домашние промыслы составля­ли необходимую принадлежность натурального хозяйст­ва. Совсем не то в Алтыне: отделение ремесла от земле­делия зашло здесь настолько далеко, что гончары, на­пример, даже жили уже отдельно от остальных обита­телей поселения, рядом со своими печами. Работали они уже не столько для себя, сколько для обмена, т. е. у них было товарное производство, которое, наверняка, оказыва­лось «жизненно необходимым для общества», ибо в про­тивном случае незачем было создавать производствен­ные мощности, рассчитанные на изготовление миллиона сосудов в год, при наличии в Алтыне, всего лишь тысячи с небольшим семей.

В. М. Массой считает, что в эту эпоху именно гон­чарное ремесло было той формой промышленного произ­водства, которое и определило выделение городских центров из массы сельских поселений.

Очень большую роль сыграло развитие металлургии и строительного дела. Но чтобы изготавливать сложные и совершенные произведения искусства, такие, как золо­тые головки быка и волка; чтобы производить в столь больших количествах стандартную посуду высокого ка­чества; чтобы огромными массами выделывать бусы раз­личных типов из разного по механическим свойствам материала; чтобы сооружать стены, башни, большие до­ма, мавзолеи и зиккураты,- для всего этого нужны были профессионалы, занятые исключительно (или преиму­щественно) каким-то определенным ремеслом.

Следовательно, уже одно это говорит, что единой прежде массы свободных общинников, занятых каждый и земледелием, и скотоводством, и ремеслом, и охотой, больше не существовало. Из них выделились группы людей, занятые производством тех или иных орудий тру­да, оружия, украшений, посуды и т. д. Появление же такой социальной прослойки, как городские ремеслен­ники,- исключительно важный факт, ибо в дальнейшем они играли активную роль в историческом процессе.

Был ли поздний Алтын городом?

  Существует много определений понятия «город». Это объясняется тем, что функции городов многочисленны и к тому же они менялись во времени. Поэтому возьмем го­род только на стадии его становления и посмотрим, ка­кое определение дает ему такое фундаментальное изда­ние, как Большая Советская Энциклопедия (БСЭ).

В трех изданиях БСЭ достаточно полно отразились различные подходы к тем или иным социально-историче­ским явлениям за весь, по существу, период существо­вания советского общества. Но в оценке города на ста­дии его становления все три издания до удивления близ­ки друг другу.

Первое издание (1930 г.): «...город, рассматриваемый под углом зрения его генезиса, как определенного соци­ально-экономического целого, есть, прежде всего, рыноч­ное поселение, возникающее в результате общественного разделения труда и появ­ления классов». Второе издание (1952 г.), по су­ществу, повторяет - в несколько расширенной форме - характеристику первого, но поясняет, что постоянный рынок обеспечивает «обменные связи города с его сель­ским окружением». Третье издание (1972 г.) не дает чего-либо принципиально нового по сравнению с пре­дыдущими.

Изучая возникновение городов и переход общества от первобытнообщинного строя к раннеклассовому, В. М. Массон счел необходимым указать еще на одну характерную черту раннего города, но уже не вообще, а в конкретном регионе, на Ближнем Востоке: «...стрем­ление к монументальности и к строгой, можно сказать, геометрической регулярности плана... Видимо, в данном случае архитектура откликнулась на социальный заказ, уходящий корнями в имущественную дифференциацию общества, в выделение племенной аристократии и про­тивопоставление ее массе рядовых общинников».

Будем считать, что в совокупности три издания БСЭ вместе с соображением, высказанным В. М. Массоном, дали исчерпывающую характеристику рождающемуся городу на Востоке. Соответствует ли этой характеристи­ке Алтын? Да, ибо он давал продукцию на рынок; ре­месленники в нем уже отделились от остальной массы населения; явно происходил процесс социальной диффе­ренциации; был воздвигнут монументальный культовый комплекс. Следовательно, Алтын - типичный город, древнейший (наряду с Намазгой) из числа известных на территории нашей страны.

Как же обстоит дело с другими критериями, свиде­тельствующими о становлении цивилизации?

  О письменности мы уже говорили - она находилась, скорее всего, на стадии сложения; было ли государство, точно неизвестно, но, видимо, оно не успело еще сфор­мироваться. Остается разобраться в вопросе об иму­щественной дифференциации, о разделении общества па классы.

Чтобы нагляднее представить себе степень имущест­венного и социального расслоения алтынского общества, сравним результаты исследований не по раскопкам, не по кварталам, а по определенным показателям (дома, погребальный инвентарь, пища и т. д.).

Расположение кварталов. Квартал ремес­ленников находился в низкой части города, около горнов; квартал состоятельных горожан - на более вы­соком месте, вдали от дыма и копоти производственно­го центра; квартал знати занимал самую высокую часть холма.

Ширина улиц в квартале ремесленников-1 - 1,5 м; состоятельных горожан-1,7-2,1 м; знати - 2-2,5 м.

Характер и размеры жилых помещений. В квартале ремесленников «квартиры» общие; стены домов - в один кирпич; отделка помещений небрежная; на одну семью в среднем приходится по 27 кв. м жилой и хозяйственной площади.

В квартале состоятельных горожан каждая семья имела «отдельную квартиру»; отделка помещений более тщательная, на одну семью здесь приходится в среднем большая площадь, чем в квартале ремесленников, и меньшая, чем в квартале знати.

В квартале знати каждая семья имела свой дом; сте­ны домов - в два кирпича; отделка помещений исклю­чительно высокого качества; на одну семью приходилось по 43-102 кв. м жилой и хозяйственной площади, но некоторые дома имели, как уже говорилось, и большие размеры.

Погребальный инвентарь. В квартале ремес­ленников бедный, в квартале состоятельных горожан - уже богаче, в квартале знати и в жреческих погребени­ях - самый богатый.

Состав пищи. В квартале ремесленников среди костей животных преобладают кости куланов и джейра­нов; состоятельных горожан - овец и коз; знати - моло­дых баранов.

Итак, все говорит о том, что на Алтыне существова­ло несколько социальных групп, различающихся и по роду занятий, и по имущественному положению, и по социальному статусу. Из общей массы свободных об­щинников уже выделилась (или находилась на стадии выделения) светская и жреческая аристократия; ремес­ленники отделились от крестьян; были ли купцы, мы не знаем, однако, судя по достаточно обширным контактам с окружающими странами, такое предположение мож­но сделать. Но все это свободные люди. Что же касается рабов, то никаких сведений на этот счет Алтын пока не дал.

На чем же могло базироваться влияние племенной аристократии? Обратите внимание на характерную де­таль - обилие и разнообразие печатей на Алтыне, что обычно указывает на существование частной собствен­ности. К сожалению, на Алтыне пока что не обнаружены оттиски печатей. Возможно, что алтынская знать владе­ла крупными стадами скота, которые на протяжении ты­сячелетий у многих народов Евразии был мерилом бо­гатства, не случайно ремесленники употребляли в пищу мясо куланов и джейранов. У них, видимо, скота было мало, и недостаток мяса приходилось восполнять охотой. Можно предположить также, что племенная знать за­хватила управление ирригационными системами; могла она контролировать и торговлю. Исключительно важно, наконец, и то, что к знати,- а именно к той ее части, которая превратилась в особую, привилегированную об­щественную группу - жречество,- перешло отправление религиозных и погребальных церемоний, т. е., по су­ществу, в ее руках был теперь контроль над идеоло­гией.

Таким образом, если взять все критерии цивилизации, то мы увидим, что большая часть их характерна для Алтына. Это говорит о том, что общество Алтына и Намазги переживало процесс разложения первобытно­общинного строя и сложения классового общества. «Можно предположить,- замечает акад. Е. М. Жуков,- что процесс формирования классов, рождения государ­ства растянулся на весьма продолжительное время, ис­числяемое многими тысячелетиями».

Необходимо также учитывать, что процесс превраще­ния первобытного общества в классовое прошел через ряд переходных форм. Поэтому порой трудно, а подчас просто невозможно определить, куда следует относить то или иное конкретное общество: к первобытнообщин­ному строю или к классовой формации.

Очевидно, общества Алтына и Намазги в пору На­мазга V и VI находились уже не на стадии первобытно­общинного строя. В то же время, несомненно и другое: Алтын и Намазга эпохи бронзы - еще не сложившееся классовое общество, напоминающее, скажем, древнееги­петское царство или государства Месопотамии. Видимо, полагает В. М. Массой, это был особый этап истории человечества - раннеклассовое общество, в котором по ведущим, прогрессивным для той эпохи явлениям сле­дует видеть первый этап классовой формации.

Итак, алтынское общество - раннеклассовое, это фор­мирующаяся раннегородская цивилизация древневосточ­ного типа, наиболее древняя из числа известных на тер­ритории СССР. Раннеклассовое общество Южного Турк­менистана не было изолированным явлением на Ближ­нем Востоке - оно входило в зону раннегородских куль­тур, охватывающую Иран, Афганистан и Белуджистан. В Афганистане городом, подобным Алтыну, был Мундигак; в Сеистане-Шахри-Сохте. Но это - зона именно раннегородских цивилизаций, ибо, в, то время уже су­ществовали великие городские цивилизации Египта, Ме­сопотамии, Элама, Хараппы. Другими словами, зона раннегородских цивилизаций составляла как бы перифе­рию великих цивилизаций Востока с уже сложившейся государственностью, письменностью, резким классовым расслоением.

Раннеклассовые общества формировались на местной основе, но, безусловно, использовали достижения своих соседей - великих цивилизаций Востока, что особенно заметно в архитектуре, в зачатках письменности, в скульптуре. Вспомним хотя бы золотую головку алтынского быка с луной во лбу - связь бога Луны с обра­зом быка характерна для религиозных воззрений шу­меров.

Что же послужило причиной гибели или, вернее, за­пустения Алтына и Намазги? Почему эти раннеклассо­вые общества не превратились в классовые, почему в тот период в Южной Туркмении не завершилось сложе­ние цивилизации?



Раздел: История и археология Южной Туркмении

От: Noskov







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Забытый велодог (револьвер)Японское искусство владения мечом (цуба) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Художник на фестивале
Портрет Николая Глебова-Путиловского
Правители земли Русской

Чайковский: Роковая симфония номер 6



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне