Опубликовано: Апрель 3, 2011

Анаусцы - кто же они?

  В результате раскопок на Монджуклы находки джейтунского типа впервые были обнаружены под сло­ем Анау I А. Казалось бы, все ясно: джейтунская культура сменяется анауской, а последняя, в свою очередь, - комплексом Намазга I (см. стратиграфические колонки в предыдущем разделе). Но внимательный анализ находок с Монджуклы, подтвердив именно такую последовательность смены культур, вновь (уже в который раз!) поставил под сомнение их генетическую связи на основании следующих фактов.

Анаусцы - кто же они?

артефакты анауской культуры

 

Первое, Джейтунцы не знали металла - это куль­тура чисто неолитическая; в верхнем же слое Монджук­лы, относящемся ко времени Анау I А, найдены медные изделия, свидетельствующие к тому же о достаточно высоком уровне металлургии.

Второе. Поселения джейтунцев представляли хао­тические скопления небольших домиков. На поселениях же Монджуклы и Чакмаклы, существовавших во время Анау I А, мы видим нечто иное: и то и другое четко разделены на две части узенькой улочкой, да и дома на них крупнее джейтунских. Интересно, что ни до, ни пос­ле времени Анау I А такого четкого деления поселения на две части мы не находим ни на одном из поселений древних земледельцев Южного Туркменистана.

Третье. Керамика джейтунцев отличается от анауской с Чакмаклы и Монджуклы своей фактурой: у джейтунской посуды черепок толстый, в глину подме­шан саман; у анауской - тонкий, в глине - мелкий пе­сок. Отличается и роспись на сосудах. Разница настоль­ко существенная, что О. Бердыев, проводивший раскоп­ки на Чакмаклы, пришел к выводу: керамика Чакмаклы-депе (Анау I А) генетически почти не связана с керамикой как предыдущего периода (джейтунского), так и последующего (Анау I Б).

Четвертое. Джейтунцы, скорее всего не знали мотыги, так как, несмотря на тщательные раскопки, ни на одном из их поселений не было найдено ничего по­хожего на это орудие труда. На Чакмаклы же найдены две мотыги - и именно в комплексе Анау I-А.

Пятое. Сравнение орудий труда из нижних (джейтунских) и верхних (анауских) слоев Монджук­лы, проведенное Г. Ф. Коробковой, показало, что нали­цо резкие различия: в нижнем слое - типично джейтунские микролиты, в верхнем - их нет совсем; различна техника обработки камня и изготовления орудий.

Шестое. В то время, как уловить связь между ке­рамикой джейтунцев и анаусцев почти невозможно, связь между джейтунской и намазгинской керамикой настолько очевидна, что, как считает В. М. Массон, керамику типа Намазга I (Анау-I Б) с ее массивными формами и обильной примесью в глине самана, легче вывести прямо из джейтунских комплексов, минуя посуду типа Анау I-А. О чем все это говорит? Еще в 1960 г, т. е. за несколько лет до раскопок на Монджуклы и находок мотыг на Чакмаклы, И. Н. Хлопни, с характерной для него обстоятельностью, писал: «...современная наука еще не располагает достаточным количеством фактов, чтобы отстаивать авторность или привнесение стиля росписей, выделенных в этап Анау I-А, но, учитывая незначительное количество фрагментов керамики с росписью стиля Анау I-А, её локализацию только в районе Ашхабада и, как бы, выпадение этих орнаментов из об­щей линии развития мотивов росписи от Чопан-депе и Анау I-Б, а также появление некоторых иных мотивов росписи на ранних ступенях Анау I-Б, вряд ли, имеющих свои корни в джейтунской культуре... Возможность столь ранних влияний культур иранского круга, вероятнее всего, за счет инфильтрации их носителей не может быть отвергнута».

Если к этому добавить, что мотыги с Чакмаклы очень похожи на мотыги из Сиалка и Хассуны, что индустрия Анау I А вообще имеет много общего с индуст­рией иранских поселений, что посуда Анау I. А. очень близка расписной керамике раннего Сиалка, что уже во время Сиалка I жители этого поселения использовали орудия из меди, то мы с достаточной долей уверенности можем сделать вывод о появлении в подгорной полосе Копетдага переселенцев из Ирана, где-то на последней стадии джейтунской культуры. О том же свидетельствует и необычная планировка Монджуклы и Чакмаклы во времена Анау I А. «По-видимому, такая планировка поселков, - пишет В. М. Массон - отражает деление их обитателей на две фратрии... Подобная планировка поселений, не находящая себе аналогий... возможно, отражает черты этнического и социального своеобразия».

На основании всех этих соображений мы можем за­ключить, что джейтунская культура действительно сменяется анауской, но последняя не является прямые развитием первой. Комплекс же Намазга I возник, возя можно, в результате слияния джейтунской и анауской традиций. Видимо, пришельцы из Ирана, хорошо знакомые с металлом и ткачеством, вытеснили с некоторых поселений (например, с Монджуклы) джейтунцев, также основали ряд новых, например Анау. Возможно, что какое-то время переселенцы сосуществовали с чжейтунцами, ибо во время, соответствующее верхним, анауским слоям Монджуклы и Чакмаклы, продолжало существовать такое чисто джейтунское поселение, как Чагыллы-депе.

Со временем пришельцы были ассимилированы мест­ным населением, позаимствовавшим у них секреты ме­таллургии. На базе этих двух культур и возникла куль­тура Намазга I (Анау I Б). Необходимо, однако, ого­ворить, что вопрос о переходе от джейтунской культуры к комплексу Намазга I остается во многом неясным из-за недостатка материалов. Во всяком случае, мы зна­ем, что переселение произошло где-то на рубеже VI- V тысячелетий до н. э. (культура Анау I А существо­вала в V тысячелетии до н. э., после чего начался пе­риод Намазга I). Можно, пожалуй, сказать, что Анау I А это время, переходное от неолита к энеоли­ту, которому и посвящается следующий раздел книги.



Раздел: История и археология Южной Туркмении

От: Noskov







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Недобрая слава стилетаКопьё: На турнире, войне и охоте »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Оранжевый фиолетовый
Французский петух (Галльский петух)
Святослав Всеволодович: На поклон к Орде

Дед советского спецназа (Илья Старинов)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне