Опубликовано: Апрель 3, 2011
Анаусцы - кто же они? В результате раскопок на Монджуклы находки джейтунского типа впервые были обнаружены под слоем Анау I А. Казалось бы, все ясно: джейтунская культура сменяется анауской, а последняя, в свою очередь, - комплексом Намазга I (см. стратиграфические колонки в предыдущем разделе). Но внимательный анализ находок с Монджуклы, подтвердив именно такую последовательность смены культур, вновь (уже в который раз!) поставил под сомнение их генетическую связи на основании следующих фактов.
артефакты анауской культуры Первое, Джейтунцы не знали металла - это культура чисто неолитическая; в верхнем же слое Монджуклы, относящемся ко времени Анау I А, найдены медные изделия, свидетельствующие к тому же о достаточно высоком уровне металлургии. Второе. Поселения джейтунцев представляли хаотические скопления небольших домиков. На поселениях же Монджуклы и Чакмаклы, существовавших во время Анау I А, мы видим нечто иное: и то и другое четко разделены на две части узенькой улочкой, да и дома на них крупнее джейтунских. Интересно, что ни до, ни после времени Анау I А такого четкого деления поселения на две части мы не находим ни на одном из поселений древних земледельцев Южного Туркменистана. Третье. Керамика джейтунцев отличается от анауской с Чакмаклы и Монджуклы своей фактурой: у джейтунской посуды черепок толстый, в глину подмешан саман; у анауской - тонкий, в глине - мелкий песок. Отличается и роспись на сосудах. Разница настолько существенная, что О. Бердыев, проводивший раскопки на Чакмаклы, пришел к выводу: керамика Чакмаклы-депе (Анау I А) генетически почти не связана с керамикой как предыдущего периода (джейтунского), так и последующего (Анау I Б). Четвертое. Джейтунцы, скорее всего не знали мотыги, так как, несмотря на тщательные раскопки, ни на одном из их поселений не было найдено ничего похожего на это орудие труда. На Чакмаклы же найдены две мотыги - и именно в комплексе Анау I-А. Пятое. Сравнение орудий труда из нижних (джейтунских) и верхних (анауских) слоев Монджуклы, проведенное Г. Ф. Коробковой, показало, что налицо резкие различия: в нижнем слое - типично джейтунские микролиты, в верхнем - их нет совсем; различна техника обработки камня и изготовления орудий. Шестое. В то время, как уловить связь между керамикой джейтунцев и анаусцев почти невозможно, связь между джейтунской и намазгинской керамикой настолько очевидна, что, как считает В. М. Массон, керамику типа Намазга I (Анау-I Б) с ее массивными формами и обильной примесью в глине самана, легче вывести прямо из джейтунских комплексов, минуя посуду типа Анау I-А. О чем все это говорит? Еще в 1960 г, т. е. за несколько лет до раскопок на Монджуклы и находок мотыг на Чакмаклы, И. Н. Хлопни, с характерной для него обстоятельностью, писал: «...современная наука еще не располагает достаточным количеством фактов, чтобы отстаивать авторность или привнесение стиля росписей, выделенных в этап Анау I-А, но, учитывая незначительное количество фрагментов керамики с росписью стиля Анау I-А, её локализацию только в районе Ашхабада и, как бы, выпадение этих орнаментов из общей линии развития мотивов росписи от Чопан-депе и Анау I-Б, а также появление некоторых иных мотивов росписи на ранних ступенях Анау I-Б, вряд ли, имеющих свои корни в джейтунской культуре... Возможность столь ранних влияний культур иранского круга, вероятнее всего, за счет инфильтрации их носителей не может быть отвергнута». Если к этому добавить, что мотыги с Чакмаклы очень похожи на мотыги из Сиалка и Хассуны, что индустрия Анау I А вообще имеет много общего с индустрией иранских поселений, что посуда Анау I. А. очень близка расписной керамике раннего Сиалка, что уже во время Сиалка I жители этого поселения использовали орудия из меди, то мы с достаточной долей уверенности можем сделать вывод о появлении в подгорной полосе Копетдага переселенцев из Ирана, где-то на последней стадии джейтунской культуры. О том же свидетельствует и необычная планировка Монджуклы и Чакмаклы во времена Анау I А. «По-видимому, такая планировка поселков, - пишет В. М. Массон - отражает деление их обитателей на две фратрии... Подобная планировка поселений, не находящая себе аналогий... возможно, отражает черты этнического и социального своеобразия». На основании всех этих соображений мы можем заключить, что джейтунская культура действительно сменяется анауской, но последняя не является прямые развитием первой. Комплекс же Намазга I возник, возя можно, в результате слияния джейтунской и анауской традиций. Видимо, пришельцы из Ирана, хорошо знакомые с металлом и ткачеством, вытеснили с некоторых поселений (например, с Монджуклы) джейтунцев, также основали ряд новых, например Анау. Возможно, что какое-то время переселенцы сосуществовали с чжейтунцами, ибо во время, соответствующее верхним, анауским слоям Монджуклы и Чакмаклы, продолжало существовать такое чисто джейтунское поселение, как Чагыллы-депе. Со временем пришельцы были ассимилированы местным населением, позаимствовавшим у них секреты металлургии. На базе этих двух культур и возникла культура Намазга I (Анау I Б). Необходимо, однако, оговорить, что вопрос о переходе от джейтунской культуры к комплексу Намазга I остается во многом неясным из-за недостатка материалов. Во всяком случае, мы знаем, что переселение произошло где-то на рубеже VI- V тысячелетий до н. э. (культура Анау I А существовала в V тысячелетии до н. э., после чего начался период Намазга I). Можно, пожалуй, сказать, что Анау I А это время, переходное от неолита к энеолиту, которому и посвящается следующий раздел книги.
Раздел: История и археология Южной Туркмении От: Noskov

Похожие темы
----------------------------
Скрыть комментарии (0)
« Вернуться
|