Опубликовано: Март 27, 2011

САРКОФАГ СКИФСКОЙ ЦАРИЦЫ

  В мавзолее мы открыли более 70 погребений скифской знати. В числе их выделялся деревянный саркофаг скифской царицы, который был буквально воссоздан из земли. Вот как это произошло.

У восточной стены мавзолея слой глины был особенно плотным. При расчистке его ножами в одном месте открылась пустота, заполненная древесной трухой. Очистив ее, мы увидели, что в глине осталась как бы форма от деревянной резной колонки. Расчищая дальше, мы обнаружили еще ряд таких пустот, а также отпечатки деревянных досок с резными украшениями, окрашенными в розовый и голубой цвета с позолотой.

  Деревянный саргофаг царицы скифской ( реконструкция Домбровского О.И.)

 Деревянный саргофаг царицы скифской ( реконструкция Домбровского О.И.)

 

 По расположению этих остатков от деревянных колонок, столбиков и досок удалось решить, что здесь стоял саркофаг, разрушившийся и погребенной под обвалом сырцовых стен. Глина плотно осела на части саркофага. В течение столетий дерево истлевало, превращаясь в труху, а выпуклые изображения, краски и позолота отпечатывались в глине. Трудная задача была воссоздать облик саркофага, от которого мы имели одни следы в земле. С большим терпением и упорством работали над этим художник и реставратор экспедиции. Был сделан план расположения всех остатков, затем из пустот осторожно вынималась древесная труха, она выдувалась мехами, а часто и собственными легкими. В очищенные отверстия заливался гипс. Через день, когда он просыхал, вокруг осторожно расчищалась земля, и вот перед нами лежали гипсовые отливки колонок, досок, резных фигур животных и других частей саркофага. На отливках отпечатались краски и позолота, когда-то, столетия тому назад, перешедшие с дерева на глину, а сейчас - с глины на гипс.

  Теперь можно было в чертеже реконструировать саркофаг и представить его облик.

 Он имел прямоугольную форму, резные фигуры фантастических животных - сфинксов и грифонов - служили ему ножками. Боковые стенки и крышка были сделаны из досок, украшенных резными гирляндами из листьев аканфа и лавра, шишек пинии и больших цветов, напоминающих подсолнух. Гирлянды перевивались лентами. У торцовых сторон саркофага находились фигуры льва и сфинкса. Все это погребальное сооружение было красиво окрашено, блестело позолотой и предназначалось, конечно, для знатного лица.

 Но саркофаг был разграблен еще в древности. Сохранился женский костяк и несколько золотых вещей и бус. Однако можно себе представить, какое это было богатое погребение, если после кражи остались золотое массивное витое кольцо с двумя камнями, медальон с изображением солнца, большая золотая игла, золотые подвески, бусы и другие украшения.

 Ясно, что в саркофаге была похоронена знатная скифская женщина, вероятнее всего царица.

  18 ноября было расчищено последнее погребение внутри мавзолея, и работа экспедиции 1946 года закончилась. В 1947-1948 годах раскопки велись вокруг мавзолея, и мы уже могли ответить на многие вопросы, не разрешенные в предыдущие годы.

  Мавзолей Неаполя-Скифского «был выстроен в конце II века до нашей эры. Он был сооружен к западу от центральных городских ворот и стоял перед городской оборонительной стеной, непосредственно примыкая к ней. В плане он почти прямоугольный (8,65X8,10), стены до 1 метра толщиной сложены из квадров белого известняка, скрепленных глиняным раствором. Лицевые - южный, западный и восточный - фасады тщательно облицованы плитами, северной своей стороной мавзолей примыкал к городской стене. Сохранились нижние каменные части стен до 3 метров высотой, верхние были сложены из сырцовых кирпичей, которые рушились внутрь мавзолея, тем самым сохранив погребения до наших дней. Пол мавзолея был утрамбован и посыпан белой известняковой крошкой.

  В восточной стене была видна деревянная дверь, следы которой также отпечатались в земле. Она была сделана из толстых дубовых, отесанных топором досок, скрепленных на поперечинах большими коваными железными гвоздями.

  Первоначально мавзолей стоял открытым с трех сторон, но когда стала угрожать опасность нападения со стороны понтийских, а затем и римских завоевателей, жители города заложили дверь большими каменными плитами и обнесли мавзолей мощным панцирным поясом.

  Мавзолей превратился из усыпальницы в боевую башню с погребальной камерой внизу и помещением для воинов вверху. Для того чтобы войти в мавзолей, вдоль западной стены его была построена каменная лестница, выходившая на городскую стену. Умерших вносили в усыпальницу по лестнице.

  В течение трехсот с лишним лет тут хоронили лиц царского рода с их семьями и слугами. Первым погребен был один из скифских царей. Для него сооружена каменная гробница, для него был воздвигнут мавзолей.

  Впоследствии рядом с гробницей, вдоль западной стены, в крупных деревянных ящиках на подстилках из кошмы и звериных шкур были погребены скифские военачальники. У одного из них у правого бедра лежал длинный железный меч для рубки с коня, у другого - секира. Кожаные их колчаны со стрелами были украшены бронзовыми и золотыми бляшками. В ногах лежали уздечные наборы с фигурками зверей. Четыре коня, по скифскому обычаю, были убиты и похоронены вместе с воинами в мавзолее,

  У одного из военачальников был найден резной камень из тёмно-красного сердолика в форме скарабея (египетского жука). На оборотной его стороне с необыкновенным искусством вырезана портретная голова бородатого скифа в высокой шапке. Его облик близок к образам древнерусских князей.

  Во многих ящиках были обнаружены семейные погребения - мужа, жены, ребенка, иногда двух детей. На глаза покойников накладывались золотые пластины в форме глаз и губ. Скифы верили, что это предохраняло покойника от воздействия злых сил. В ногах и головах погребенных ставились сосуды для вина и благовоний, чашки с жертвенной пищей, клались куски бараньего и конского мяса.

  В женских погребениях были найдены бронзовые полированные зеркала, иногда в деревянных футлярах, бронзовые браслеты на руках и ногах, кольца и серьги, деревянные гребни и тысячи самых разнообразных бус из тёмно-красного и желтого сердолика, янтаря и аметиста, черного блестящего агата и молочного халцедона, горного хрусталя, цветной египетской пасты и пестрого финикийского стекла. К ожерельям привешивались подвески в виде прозрачных стеклянных слезок, сжатых кулаков, сосудиков, человеческих фигурок или головок демонов с вытаращенными глазами и открытым ртом. Скифы считали, что эти амулеты могут отпугивать злых духов, преследующих человека. Они как бы оберегали его.

Одежда погребенных украшалась золотыми бляшками и бисерным шитьем. На головки детей надевались венчики из золотых розеток, а на шею - бронзовые гривны и ожерелья. В мавзолее было найдено свыше 1300 одних только золотых вещей.

 Местонахождение мавзолея с богатыми погребениями у стен скифской столицы, около центральных ворот, и то, что он стоял первоначально открытым, говорит о значении, которое он имел для жителей города

  Мавзолей с погребением скифского царя и его приближенных являлся своего рода святыней скифов: казалось, что, даже незащищенный еще стенами, он оберегал город, так же как и жители его были призваны оберегать священный прах своих властителей. Недаром еще во время нападения персов на скифскую землю, в конце VI века до нашей эры, когда персидский царь Дарий, утомленный отходом скифов, заманивавших противника в глубину своих степей, упрекнул их в трусости, скифский царь Агафирс гордо ответил ему: « ..Есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет, раньше мы не сразимся, если это для нас невыгодно».

 

КТО ЖЕ БЫЛ ПОХОРОНЕН В ГРОБНИЦЕ?

 

     Раскопки мавзолея окончились. В Москву увезли вещи, черепа и кости из погребений. Наиболее ценные находки были выставлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, они вполне заслуженно привлекали к себе внимание посетителей.

  В Музее антропологии Московского государственного университета сотрудники приступили к изучению черепов, найденных в мавзолее.

  Еще при раскопках нас интересовал вопрос, кто был погребен в каменной гробнице, самой древней и самой богатой. Ясно, что это был царь. Может быть, даже один из скифских царей, о которых сохранились отрывочные сведения древнегреческих писателей, надписи и монеты?

  1 М. М. Герасимов, лауреат Сталинской премии, разработал способы восстановления головы по черепу.

  Череп из каменной гробницы был передан известному антропологу М. М. Герасимову 1 без указания места его находки. М. М. Герасимов начал увлекательную, кропотливую работу по восстановлению портретного облика мужчины, погребенного в каменной гробнице. Следуя законам соотношения между мягкими тканями и черепом, он стал покрывать последний слоем воска и постепенно, миллиметр за миллиметром, воссоздавать голову скифского царя. И вот на постаменте мы увидели портретное воспроизведение скифа пожилых лет с гордым, волевым лицом. Характерный нос с горбинкой, глубоко сидящие глаза под слегка нависающими бровями, небольшой рот и высокий, слегка покатый лоб заставили нас вспомнить другое знакомое лицо, И мы вспомнили его. Это был скифский царь Скилур, неоднократно изображавшийся на древних рельефах и монетах.

 Ваза с изображением Эрота, найденная некрополе Неаполя-Скифского

 Ваза с изображением Эрота, найденная некрополе Неаполя-Скифского

 

  Когда мы поставили рядом эти изображения и голову, выполненную Герасимовым, для нас сомнений уже не было. В каменной гробнице был погребен Скилур.

  Но тождество головы, воссозданной по черепу, с древними изображениями воинственного царя нужно было доказать путем соответствующих антропологических измерений. М. М Герасимов с большой тщательностью выполнил эту работу, а сделал интересный доклад в Институте антропологии Московского университета. На заседание собрались специалисты антропологи, анатомы, работники медицины, археологи и художники.

  Сопоставления и результаты измерений М. М Герасимова были настолько убедительными, что не вызвали возражений. Это подтверждалось и временем погребения, и богатством гробницы, и тем, что неподалеку от мавзолея в 1827 году был найден рельеф с изображением Скилура и его сына Палака и надписи с именем Скилура. Таким образом, можно считать вероятным, что в каменной гробнице был погребен знаменитый скифский царь Скилур. Этот царь, понимая силу содружества народов Северного Причерноморья в общей борьбе против иноземных завоевателей, сумел объединить скифов. Взгляд Скилура на силу единения отражен в рассказе Плутарха. Скилур перед смертью призвал к себе своих многочисленных сыновей и, подав им пучок дротиков, предложил сломать их. Сыновья не смогли этого сделать. Тогда Скилур рассыпал дротики и, переломав их все поодиночке, сказал: «Если вы будете держаться вместе, вас никто не сможет одолеть. Если же вы будете действовать порознь, всякий вас сможет победить».
 
 

по теме:

О чем рассказали раскопки

НЕКРОПОЛЬ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГО

Открытие каменной гробницы

МАВЗОЛЕИ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГО

Общественные сооружения и жилища

ГОРОДСКАЯ СТЕНА, ВОРОТА И БАШНЯ ( Развалины Неаполя-Скифского )

РАСКОПКИ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГО

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ

Общественный строй скифо-саков

О религиозных представлениях скифо-сакских народов

Скифы и скифская культура ( продолжение 3 ) 

Скифы и скифская культура ( продолжение 2 ) 

Скифы и скифская культура ( продолжение )

Ранний железный век в европейской части СССР - Скифы и скифская культура

 


Раздел: Скифы


От: Noskov







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« «Стелс» ГитлераАннигилятор — «мечта гангстера» »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Супрематизм с восемью прямоугольниками
Рсвежеванный бык
Выставка киноплаката из собраний Русского музея

Чудо под Дюнкерком



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне