Опубликовано: Март 27, 2011

П. Н. Шульц и В. А ГОЛОВКИНА

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ

 

  • ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ
  • РАСКОПКИ НЕАПОЛЯ СКИФСКОГО
  • ГОРОДСКАЯ СТЕНА, ВОРОТА И БАШНЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ЖИЛИЩА
  • МАВЗОЛЕИ НЕАПОЛЯ СКИФСКОГО
  • ОТКРЫТИЕ КАМЕННОЙ ГРОБНИЦЫ
  • САРКОФАГ СКИФСКОЙ ЦАРИЦЫ
  • КТО ЖЕ БЫЛ ПОХОРОНЕН В ГРОБНИЦЕ?
  • НЕКРОПОЛЬ НЕАПОЛЯСКИФСКОГО
  • О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ РАСКОПКИ

 

ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ

Близ Симферополя, над рекой Салгир, на вершине Петровских скал, сохранились остатки древнего скифского города. Много веков тому назад здесь находилась столица могущественного государства поздних скифов. Мощная оборонительная стена с боевыми башнями защищала юрод от нападений греческих войск, римских легионов и набегов сарматских кочевников.

За городскими стенами были расположены жилые дома, построенные из камня, сырца и дерева. Крыши отдельных зданий украшались резными коньками. Стены богатых домов, крытых черепицей, штукатурились и расписывались яркими красками. К домам примыкали большие дворы с хозяйственными постройками и многочисленными зерновыми ямами. В подвалах хранились глиняные сосуды - скифские горшки и привозные греческие амфоры с вином и маслом. За пределами города паслись табуны лошадей и стада крупного и мелкого рогатого скота.

В домах было много разнообразной посуды, сделанной скифскими мастерами, а также привезенной из самых различных центров древнего мира: Пантикапея, Херсонеса, Ольвии, с островов Родоса, Книда и Коса, из Афин, Синопы, Гераклеи. Из Египта ввозились многочисленные украшения - бусы, резные камни, амулеты, подвески к ожерельям.

Общественные сооружения скифов украшались статуями и рельефами с посвятительными надписями на древнегреческом языке. Надписи высекались на камне.

Городские ворота, стены и башни защищались отважными скифскими воинами, вооруженными луками, мечами и копьями. Их кожаные колчаны украшались бронзовыми, а иногда и золотыми, искусно выделанными пластинками. С особой любовью скифские воины украшали своих боевых коней. Уздечные наборы, выполненные умелыми мастерами, отличались разнообразием бронзовых и золотых блях с изображениями различных зверей.

 

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ

За городскими стенами располагались селения и обширное кладбище с многочисленными погребениями: каменными склепами и земляными могилами, свидетельствующими о богатстве и длительной жизни скифского города.

Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский

Общий вид на историко-археологический заповедник сверху.

Vahe Martirosyan from Glendale, CA, USA - Simferopol, Scythian Neapolis, 2016.06.17 (05), лицензия CC BY-SA 2.0

Как же назывался этот город?

Древнегреческий писатель рубежа нашей эры Страбон и одна из надписей, найденная в Херсонесе, говорят о Неаполе-Скифском - главном городе поздних скифов. Неаполь в переводе на русский язык означает «Новый город».

Старая столица скифов находилась на Днепре, в тех районах, где жили так называемые царские скифы, о которых рассказывает древнегреческий историк V века до нашей эры Геродот.

Скифы представляли собой многочисленную и могущественную народность в Северном Причерноморье, жившую в степях и лесостепях между Дунаем и Доном. Скифские племена занимались земледелием и кочевым скотоводством. Скифы прославились с самых древних времен, как непобедимый народ, с которым не могли справиться многочисленные войска персидского царя Дария, вторгшиеся в районы Северного Причерноморья в конце VI века до нашей эры.

В Крыму скифы вначале жили по преимуществу кочевой жизнью. Но в конце IV века до нашей эры, после образования и укрепления скифского государства и расширения торговли хлебом с греками, скифы начинают переходить в Крыму на оседлую жизнь. В III и II веках до нашей эры здесь создаются многочисленные скифские города и селища, укрепления и приморские торговые пункты.

Столица скифского государства переносится в Крым, ближе к центрам морской торговли, в место, хорошо защищенное от набегов сарматских кочевников, появившихся в то время в причерноморских степях.

 Древнегреческий город близ нынешнего Севастополя.

 

Неаполь Скифский на карте и другие города Северного Причерноморья

 ( см. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ancient_Greek_Colonies_of_N_Black_Sea_rus.svg)

Здесь, на стыке древних путей, соединяющих степи и предгорья Крыма с горными районами и побережьем Черного моря, в III веке до нашей эры возникает новая столица поздних скифов - Неаполь-Скифский. На протяжении не менее шести веков он был центром скифского государства. Город прекратил свое существование в IV веке нашей эры, когда началось крушение рабовладельческих государств во всем древнем мире и когда в причерноморских степях появились полчища кочевников гуннов.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор, когда на крымских землях процветали скифские города. В течение веков стены их разрушались и покрывались землей. Десятки поколений прожили свой век на этих местах, не имея представления о людях, некогда здесь обитавших. И лишь в XIX веке начинаются первые, небольшие, от случая к случаю, раскопки скифской столицы. Развернутые археологические исследования древнего города начались в советское время. Советские археологи раскрыли перед нами новую страницу истории нашей Родины и полностью опровергли ложное представление о скифах, как о диких азиатских кочевниках, якобы не создавших своего государства и не знавших городской культуры.

 

РАСКОПКИ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГО

Более ста двадцати лет тому назад один из жителей Симферополя встретил на окраине города телегу, груженую камнями. Среди них он заметил две плиты: одну с высеченным изображением всадника и вторую с древнегреческой надписью. Он сообщил об этом директору Одесского и Керченского музеев археологу Бларамбергу. Бларамберг произвел раскопки в том месте, где были найдены эти камни, и обнаружил здесь еще две надписи на древнегреческом языке и обломок мраморного рельефа с изображением старика и юноши. В одной из надписей упоминался скифский царь Скилур, живший более 2000 лет тому назад. Бларамберг обратил внимание на сходство старика на рельефе с изображением царя Скилура на бронзовых монетах, которые чеканились в его царствование. С этого и началось изучение древнего городища, расположенного на окраине города Симферополя. Бларамберг считал, что эти развалины остались от Скифской столицы Неаполя, о которой писал греческий писатель Страбон на рубеже нашей эры. Бларамберг предположил, что изображение старика на рельефе - это портретное изображение Скилура, одного из самых известных скифских царей. О нем упоминают многие древнегреческие авторы. По их описаниям можно составить представление о Скилур е как о могущественном правителе скифской державы, жившем во II веке до нашей эры, стремившемся к объединению народностей Северного Причерноморья в общей борьбе с греческими колонизаторами и с вторжением заморских завоевателей из Понтийского царства в Крым.

Понтийское царство находилось на южном побережье Черного моря.

Часть ученых согласилась с мнением Бларамберга, часть категорически отрицала его выводы. Интересно, что те ученые, которые побывали на самом городище и даже произвели на нем небольшие раскопки, например выдающиеся русские археологи Уваров и Веселовский, - поддержали мнение Бларамберга. Другая группа ученых, по преимуществу немцев, никогда не бывавших на городище, - высказалась против предположений Бларамберга.

Вопрос о том, был ли здесь в древности город Неаполь-Скифский, и кто изображен на рельефе, оставался неразрешенным на протяжении целого века. К тому же в скором времени и сам рельеф с изображениями старика и юноши был утерян, и все ученые после Бларамберга пользовались крайне неточным его рисунком, не видя самого оригинала.

Прошло более ста лет после открытий Бларамберга. Вопрос об утерянном рельефе стал уже забываться.

И вот уже в советское время, в 1937 году, совершенно неожиданно археолог П. Н. Шульц в фондах Музея скульптуры Академии художеств обнаружил небольшой гипсовый слепок и увидел, что он представляет собой отливку с древнего мраморного рельефа, найденного Бларамбергом.

Это был точный слепок с утерянного памятника. И вновь возник вопрос: кто же изображен на рельефе?

На основании сопоставления головы бородатого скифа на найденном слепке с изображениями Скилура на монетах, которых к этому времени было найдено больше, чем при Бларамберге, можно было, наконец, решить, что на мраморном рельефе был изображен скифский царь Скилур.

Если старик был Скилуром, то кто же был юноша справа от него?

Мы знаем, по свидетельствам древних авторов, что у Скилура было

много сыновей и что один из них, Палак, отличившийся как военачальник, одно время был даже соправителем, а затем преемником своего отца.

Изображение молодого мужчины рядом с царем, одинаковые у одного и другого скифские шапки наводили на мысль, что юноша был Палаком, сыном Скилура. Изучение обломка рельефа и сравнение его с другими целыми рельефами того времени позволило П. Н. Шульцу установить, что наш обломок является частью рельефа с изображением двух всадников, едущих рядом!

Одновременно встал другой, более существенный вопрос: - где же находился Неаполь-Скифский, и каков характер культуры скифов этого времени? В самом деле, если в руинах городища были найдены мраморный рельеф с изображением скифских царей, постаменты от статуй с надписями, одна из которых упоминает Скилура, большой известняковый рельеф с изображением юноши на коне, по-видимому, скифского царя Палака, то все эти находки говорили, что перед нами действительно развалины древнего скифского города. Этот город был украшен статуями и рельефами скифских царей, в нем ставились плиты с надписями, в которых объявлялась благодарность военачальникам за удачные военные действия, и посвятительные надписи разным богам. Портретные рельефы, найденные на городище, в особенности героизированное изображение юного Палака на коне, отличаются самобытным характером. Они чем-то напоминают позднейшие скульптурные изображения Георгия Победоносца в древнерусском искусстве. Вокруг городища еще в прошлом столетии было найдено много погребений, что опять-таки указывало на длительную жизнь этого древнего города. Все говорило о том, что скифы достигли в те далекие времена уже высокого для своего времени уровня культуры.

А вместе с тем среди многих ученых долго держалась ошибочная точка зрения о том, что скифы не знали городской культуры и не создали своего государства. Особенно широко было распространено это ложное мнение за границей, где скифов изображали, как диких монгольских кочевников, якобы стоявших на низкой ступени развития.

Опровергнуть эти ложные взгляды можно было лишь путем планомерно поставленных длительных раскопок, в первую очередь скифского городища близ Симферополя. Кроме того, нужно было широко развернуть археологические разведки по всему Крыму, куда переместился центр скифского государства в III-II веках до нашей эры.

Еще в 1945 году Всесоюзное совещание советских археологов приняло решение об организации Тавро-скифской археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Государственного музея изобразительных искусств.

После окончания Великой Отечественной войны, экспедиция приступила к работам. Ее руководителем был назначен П. Н. Шульц. С 1948 года, наряду с названными учреждениями, экспедицию проводит созданный в том же году Крымский филиал Академии наук СССР, Деятельное участие в археологических исследованиях экспедиции принимают музеи Крыма.

Пятилетние раскопки скифского городища близ Симферополя неопровержимо доказали правильность предположения, высказанного Бларамбергом, что именно здесь находился Неаполь-Скифский, столица могущественной державы скифов.

Мы пошли в обход городища, определяя его границы. Оно занимает площадь около 20 гектаров и расположено на одном из выступов второй гряды Крымских гор, на левом высоком берегу реки Салгир.

С восточной стороны оно обрывается отвесными скалами, причудливо выветрившимися, отчего местами отделившиеся части скал напоминают громадные человеческие фигуры. Здесь, с этой стороны, городище было неприступно и не нуждалось в стенах. С запада его ограждала глубокая Петровская балка. С юга лежало степное плато. По холмистым возвышениям, по ямам от выборки камня мы увидели, что здесь проходила городская оборонительная стена и что здесь же должен быть въезд в город.

Столица скифов - Неаполь была построена в центре Крыма. Отсюда видны многочисленные скифские городища, лежащие на возвышенностях вокруг Неаполя и как бы охраняющие подступы к сердцу скифского государства. В случае опасности нападения вести об этом могли передаваться от младших городищ зажженными кострами, дымом. И городища одно за другим сразу включались в круговую оборону скифской столицы. Свыше 600 лет просуществовал Неаполь-Скифский, и, несмотря на большую давность, он донес до наших дней остатки своей былой мощи, скрытой под плотной, каменистой землей.

После осмотра городища был составлен план раскопок на пять лет. В первую очередь было решено исследовать район южной оборонительной стены, где, по всей вероятности, должны были находиться центральные городские ворота; затем были намечены участки к северу от стены, где мы предполагали жилые кварталы и, кроме того, намечались розыски некрополя - древнего кладбища. В течение пяти лет Тавро-скифская экспедиция работала, расширяя и уточняя этот план, и результаты исследований полностью его оправдали.


НЕКРОПОЛЬ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГО

По восточному склону городища и по обоим склонам Петровской балки тянутся цепочкой склепы, высеченные в скале. В каждый из них ведет коридор, который подходит к входному отверстию. Входы в склепы закладывались каменными плитами, коридор заваливался камнями и засылался землей. Невысокая погребальная камера обычно имеет прямоугольные очертания. В стенах вырублены небольшие ниши.

Обычно на поверхности нет никаких следов входа в склеп. Лишь по едва заметным оттенкам на растительном покрове, но почти неуловимом понижению почвы удавалось находить местоположение склепов. За пять лет работы их было открыто 28. Все они оказались ограбленными еще в древности.

Но, тем не менее, даже и разграбленные, они представляют большую научную ценность Дело в том, что до сих пор ничего не было известно о скифской стенной живописи, а из 28 каменных склепов Неаполя 5 сохранили древнюю роспись.

Самый замечательный из них склеп № 9. Он ничем не напоминает мрачную погребальную камеру. Небольшой, уютный, с белыми стенами с яркой росписью, с четырьмя пилястрами - подпорками, он скорее заставляет нас думать о внутреннем виде жилого скифского дома, в котором еще сохранились традиции убранства кочевой юрты.

Стены склепа в верхней части обрамлены резным и раскрашенным орнаментом в виде треугольников с красными стрелами и в виде широкого пояса из зигзагообразных разноцветных полос, напоминающих крестьянские ковры дорожки. Пилястры (столбики) расписаны ромбами, на одном из них сохранилось изображение красного петушка.

О жизни и занятиях главного хозяина этого дома рассказывает роспись на лицевой стене склепа. Слева - ковер с шахматным узором из желтых, черных и красных клеток, обрамленный красными стрелами. Около него стоит бородатый скиф в высокой шапке, в мягких сапогах. На нем широкополый кафтан с откидными рукавами, напоминающий древнерусские кафтаны. Скиф играет на греческой лире, изображение которой мы привыкли до сих пор видеть на чернофигурных и краснофигурных древнегреческих вазах.

Посредине стены, под нишей, мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, в правой руке держит повод, в левой - копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки - красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана. Он ранен, на боку у него кровь. Охота показана на фоне природы, внизу заметны изображения кустарников. Кабан водился в скифскую эпоху в Крыму, в частности в долине реки Салгира. Интересно, что среди костей в склепе № 9 был найден череп дикого кабана.

Роспись склепа исполнена с такой жизненностью, с таким зорким наблюдением природы, что нет сомнения в том, что сам художник был скифом, наблюдал охоту, вероятно и сам охотился. Ничего похожего на роспись склепа № 9 мы до сих пор не видели в известных нам росписях Крита и Микен, Этрурии, Греции и Рима. Стиль живописи и характер орнамента склепа № 9 отличаются ярко выраженной самобытностью. Но если в большинстве склепов Неаполя-Скифского роспись была сделана доморощенными художниками, то склеп № 9, несомненно, расписывал мастер профессионал.

Интересны в склепе № 9 и расписные ниши, которые дают нам представление о скифских постройках. Восточная ниша изображает жилище с двухскатной крышей, навесы которой защищают стены от стока воды. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее как бы вырезанные из дерева головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. Все это живо напоминает нам русскую избу с такими же резными коньками на такой же крыше.

Вторая ниша со стрельчатом сводом изображает скифскую юрту с каркасом, сплетённым из ветвей. На верхушке юрты та же стрела, а по ее сторонам конские головы на длинных шеях, обращенные мордами одна к другой. Внизу небольшая лесенка.

Возможно, что здесь мы видим изображение небольшого культового сооружения - капища, стоящего на деревянных столбах, с приставной лесенкой.

Склепы № 2, 4 и 8 расписаны не художниками профессионалами, но скорей всего родственниками умерших. Изображения здесь наивны, а иногда и беспомощны в техническом отношении. Но все, же и тут мы чувствуем живое наблюдение натуры. В одном из склепов изображен скиф в неуклюжих мягких сапогах, стреляющий из большого лука. Тут же и маленькая, но выносливая большеголовая скифская степная лошадка. Плакальщицы, заломив руки над головой, причитают над покойником. Скиф в перепоясанном кафтане, с большим мечом, ведет смешного коня, похожего на восьмерку. Ниши окружены орнаментом из завитков и лепестков, похожих на язычки пламени. Наивные рисунки эти рассказывают нам о жизни и погребальном обряде скифов.

В склепах Неаполя-Скифского хоронили членов знатных скифских семей. В одном из них мы нашли более 20 костяков. Рядом со склепом часто хоронили коня, боевого друга погребенного воина. По тем немногим вещам, что остались после грабителей, можно было установить, что склепы по времени относятся к первым векам нашей эры.

Население средних классов хоронило своих покойников в земляных склепах, которые выкапывались в твердом глинистом грунте. Вход в них так же закладывался каменными плитами, а коридор заваливался камнями. В погребальных камерах иногда встречаются вместе с рядовым инвентарем художественные привозные изделия.

Бедный люд хоронили в простых земляных могилах. Они не были разграблены. Покойников клали без гробов, иногда на подстилку из морской травы, иногда завернув в кошму, а то и просто на землю. В головах и ногах ставили какую-нибудь чашечку с жертвенной пищей, лепной горшочек, зачастую даже не целый сосуд, а часть его. В этих могилках нет золота, нет мечей и копий. У женщин украшений меньше и они проще.

Раскопки некрополя дополнили наши знания о погребальных обрядах скифов, об их вере в загробную жизнь, а вместе с тем дали нам представление и об их реальной повседневной жизни, их культуре и быте.

Мы узнали, "какое оружие носили воины, какую одежду они имели, какую посуду употребляли, чем украшали свой наряд женщины и дети. Мы установили, что членов царского рода, их приближенных погребали в мавзолее непосредственно у городских стен. Скифская знать хоронила своих покойников в каменных склепах поблизости от города. Средние и бедные жители хоронились подальше, уже на окраине кладбища, вдали от города, в простых земляных могилах. Все это говорит о том, что в Неалоле-Скифском в это время было уже значительное социальное и имущественное неравенство.

В последние века существования Неаполя-Скифского среди его жителей начинают появляться сарматы. Близкая к скифам сарматская народность, в которую входили аланы, в первые века нашей эры становится господствующей в Северном Причерноморье. Раньше сарматы жили к востоку от Дона, но затем их племена распространились как на юг, в районы Северного Кавказа, так и на запад, вплоть до буго-днепровских районов. О проникновении алан в Неаполь-Скифский говорят погребения аланских дружинников с их конями. В отличие от скифских погребений, которые мы находили за пределами города, аланские погребения были обнаружены в пределах городской черты, на площади, перед центральными городскими воротами.

Здесь в 1949-1950 годах в могиле, вырубленной в скале, было открыто погребение аланского военачальника. Он был положен на спину, с вытянутыми руками и ногами; у правого бедра лежал короткий железный меч, у головы стояла амфора и находилась кость от жертвенного животного.

В ногах покойника был положен железный уздечный набор с удилами, налобником и круглыми бляхами. Крупные халцедоновые бусы были предназначены для украшения головы коня. Здесь же лежали большие бронзовые бляхи, обтянутые листовым золотом, круглые, подковообразные и в виде лепестков. Эти бляхи, очевидно, украшали чепрак и седло коня военачальника. Подобные богатые конские наборы встречались в погребениях аланских воинов на Керченском и Таманском полуостровах. Рядом с военачальником были погребены кони. Около одного конского погребения находилась детская могила с интересными золотыми вещами. Один амулет изображал миниатюрную палицу Геракла, украшенную вставками из камней и цветного стекла.

Судя по количеству погребенных коней и богатым находкам, здесь был похоронен какой-то знатный аланский военачальник со своими конями и, может быть, со своим ребенком.

Аланские погребения в Неаполе Скифском относятся к III веку нашей эры. Они отражают изменение этнического состава господствующих слоев города в это позднее время, Впоследствии скифы, аланы и тавры, смешиваясь между собой, образовали то тавро-скифское население раннесредневекового Крыма, о котором сообщают нам византийские писатели.


Открытие каменной гробницы

6 сентября в северо-западном углу мавзолея, после расчистки одного из костяков, выяснилось, что под ним уже нет следующего погребения. Мелькнула надежда, что хоть в этом месте мы уже дошли до конца, Стали копать глубже, двое мальчиков болельщиков выбрасывали землю. Через несколько минут лопата стукнулась о камень, немного дальше - тоже камень, еще дальше - опять камень. Теперь все стали помогать выбрасывать землю, надеясь, что мы дошли до скалы. Но ею оказалась не скала. Перед нами лежали три большие массивные плиты, закрывавшие каменную гробницу. Средняя плита еще в древности опустилась вниз, и гробница была засыпана землей. Была ли она разграблена еще в древнее время или плита упала под напором насыпи? Чье это погребение? Что мы найдем в нем?

Расчистка была отложена до утра, но всю ночь мы думали об этом. И все же то, что мы увидели после расчистки, превзошло все наши ожидания.

Глубина гробницы была около метра. Не будем здесь подробно описывать, как расчищалось погребение, как засыпь снималась слой за слоем по сантиметрам. Работать было очень трудно, сидеть приходилось, согнувшись, страшно было опереться рукой, страшно было передвинуть за текшую ногу, чтобы не потревожить погребение. Сначала из земли показалась золотая спираль; расчищая дальше, мы дошли до кости левой руки, вокруг которой она была обвита несколько раз. Затем понемногу стали показываться самые разнообразные золотые бляшки; их положение тщательно фиксировалось на чертеже, делались фотографии и зарисовки. В земле были найдены обрывки золотых нитей. И вот здесь особенно пригодились глаза наших юных помощников. Часами они перебирали землю из гробницы, выбирая из нее каждую ниточку. Наконец, через неделю погребешь было расчищено, и вот что мы увидели.

В большой прямоугольной гробнице, сложенной из хорошо отесанных плит белого известняка, лежал костяк мужчины. Он был положен головой на запад, правая рука была протянута вдоль туловища, левая согнута. В ногах покойника лежали три железных наконечника копий со следами позолоты на втулках, меч с серебряной рукоятью и железный шлем с бронзовыми украшениями. Справа у бедра лежал второй меч в серебряных ножнах. От кожаного ремня сохранились железные пластинки и бронзовые пряжки с фигуркой зверя и головами уточек. На этих пряжках висел колчан для лука и стрел, украшенный на конце большой треугольной: золотой пластиной. От одежды сохранились остатки кожи. Она была расшита золотым шитьем и украшена множеством самых разнообразных бляшек из червонного листового золота. Свыше восьмисот золотых изделий скифской и греческой работы было найдено в могиле знатного скифа. На головном уборе были нашиты три круглые бляшки с изображением божества солнца, полы кафтана и концы рукавов украшены бляшками в виде звездочек, пчел, лепестков, завитками, изображающими морскую волну, и крошечными львиными головками, держащими в пасти цепочки с подвесками. Руки и ноги покойника были перевиты несколько раз длинными золотыми спиралями.

И, стоя вокруг белой каменной гробницы, мы мысленно старались себе представить, как в далекой древности скифы опустили в нее тело своего славного царя, быть может, погибшего в бою. Как они одели его в роскошный кожаный кафтан, сверкающий золотом, как заботливо снарядили его в дальний загробный мир, положив в могилу его боевое оружие: мечи, копья, лук и стрелы, все, что было необходимо воину здесь, на земле, и без чего, по их верованиям, он не смог существовать в другом мире.
 
Мавзолей Неаполя Скифского был исследован в 1946 году тавро-скифской экспедицией под руководством П. Н. Щульца. Мавзолей имеет вид четырехугольной каменной башни. Его стены сложены из квадратных каменных блоков. Дверь находилась в восточной стене. Напротив, двери, вдоль западной стены поднималась каменная лестница, выходящая на городскую стену.

Внушительность внешнего вида мавзолея позволяют считать, что он служил для захоронения особо влиятельных и выдающихся по своему положению жителей города. Это полностью подтверждается богатым инвентарем находившихся в нем.

Всего в мавзолее было похоронено 72 человека. Погребения датируются II-I вв. до н. э. – II-III вв. н. э. Основное и самое раннее погребение мавзолея было сделано в каменном ящике из хорошо отесанных известняковых плит, введенных в высеченное в скале прямоугольное углубление. Внутри был похоронен мужчина явно из знатного сословия. Инвентарь при нем выделяется своей пышностью. Нигде в других могилах не было найдено столько оружия и золотых украшений. У ног покойника были сложены два железных меча и три железных копья, железный шлем с бронзовыми украшениями и горит, от которого остались только бронзовые кольца для подвешивания, золотые накладные бляхи и железные стрелы. Один железный меч был найден у пояса с правой стороны. Исключительной роскошью отличалась одежда покойного, расшитая золотыми нитями и богато разукрашенная золотыми бляшками, нашитыми главным образом на полах кафтана; рукава и штаны перевиты золотыми спиралями. Одних только золотых украшений из каменного ящика было извлечено 821 (почти 2/3 всего золота, найденного в мавзолее). Золотые вещи из каменного ящика отличаются от инвентаря остальных погребений по типам и высокому качеству. Особенно привлекают внимание рельефные львиные головы с глазами из цветной пасты и колечком во рту, к которому на цепочке надета круглая подвеска. Большая часть украшений была сосредоточена на подоле кафтана: бляшки в виде мух, сердец, звезд, щитков с накладным орнаментом из цветной пасты в виде полумесяцев и др. Около черепа найдено много золотых бус и трубчатых пронизей и три крупные бляшки с изображением какого-то эллинизированного божества. Характер находок позволяет датировать погребение II — I вв. до н. э.

По всей вероятности, к погребению в каменном ящике имеют отношение 4 конских костяка и скелет собаки, уложенные на полу в центре мавзолея. Еще один конский костяк найден на нижних ступенях лестницы. У черепа одного из коней обнаружена громадная пастовая бусина (около 4 см длины и 3 см в диаметре) с цветным орнаментом и бородавчатыми налепами, которая, вероятно, относится к конскому убору. Рядом с конскими костяками в прямоугольном деревянном ящике обнаружено мужское погребение.

На полу мавзолея были расположены человеческие погребения в прямоугольных деревянных ящиках, поставленных в несколько ярусов один над другим. Большинство из них сильно пострадало из-за обвала перекрытия и больших камней, упавших со стен. Некоторые погребения были разграблены еще в древности. Нижние погребения, расположенные рядом с каменным ящиком, являлись семейными захоронениями и отличались обилием и наиболее интересными образцами вооружения у мужских захоронений и богатым ассортиментом бус и подвесок — у женских.

Особого внимания заслуживает погребение в роскошном деревянном саркофаге, расписанном голубой и розовой краской. Благодаря кропотливой работе художника экспедиции О. И. Домбровского и реставратора ГМИИ Е. А. Болотниковой, оказалось возможным реконструировать внешний вид саркофага. Заполняя гипсом пустоты, образовавшиеся в земле на месте сгнивших деталей. В результате получились отливки канеллироваиных столбиков, резных угловых ножек в виде сфинксов и грифонов, продольных стенок и крышки с рельефным орнаментом из шишек пиний и гирлянд с листьями и лентами, а также двух деревянных фигур, по-видимому, сфинкса и львиноголового грифона, обнаруженных у торцовых стенок саркофага. Погребение в саркофаге оказалось разграбленным, но археологам все же удалось обнаружить кое какие вещи: золотые подвески, игла и женский перстень. Эти находки свидетельствуют о том, что погребение принадлежало знатной женщине. Его датировали первыми веками нашей эры.

Погребальный обряд захоронений мавзолея отличался единством. Вместе с покойным клали заупокойную пищу. У головы или ног ставили керамические сосуды, в основном, греческого производства (бальзамарии, чаши, кувшины и др.), редко встречались лепные курильницы, которые использовали для сжигания благовоний. Интересной особенностью погребального ритуала в мавзолее являются обнаруженные во многих случаях около черепа золотые овальные пластинки разнообразной формы, служившие для наложения на глаза и рот покойного. На большинстве наглазников отмечены ресницы; иногда и глазное яблоко. Похожие пластинки были найдены и в других местах Крыма, например, в некрополе Пантикапея и в богатых склепах Херсонеса римского времени. Разбитые бронзовые зеркала, найденные в ряде могил, также связаны с погребальным ритуалом.

Инвентарь погребений исключительно богат. Могилы воинов дали интересный ассортимент оружия и воинского снаряжения: мечи, железная секира со втулкой, гориты (отделанные серебряными или бронзовыми бляшками), наконечники стрел. Кроме того, в воинских погребениях были найдены бронзовые части уздечных наборов (псалии, кольца и др.)

В погребениях нижних ярусов найдено много золотых предметов. У западной стены были расположены погребения знатных военачальников и их семей, захороненных в богато разукрашенных золотом одеждах. В основном, золотые вещи представлены разнообразными бляшками, нашивавшимися на одежду. Их типы иные нежели в каменном ящике, а стиль работы в большинстве случаев более грубый и небрежный. Кроме золотых было встречено много бронзовых вещей: колец, браслетов, фибул, зеркал и др. В женских погребениях часто встречались бусы.

по теме:

Список литературы


  • Зайцев Ю. П. Неаполь Скифский (II в. до н. э. – III в н. э.): Монография. – Симферополь: Универсум, 2003. – 212 с.
  • Погребова Н. Н. Погребения в мавзолее Неаполя Скифского // МИА. - 1961. - №96. - С.103-213.
    Шульц П. Н. Мавзолей Неаполя Скифского. - М.: Искусство, 1953. - 88 с.

Раздел: Скифы

1.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


2.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


3.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


4.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


5.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


6.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


7.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


8.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


9.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


10.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


11.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


12.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


13.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский


14.
Остатки древнего скифского города - Неаполь Скифский

по теме:

Мавзолеи Неаполя-скифского
Развалины Неаполя-Скифского - городская стена, ворота и башня
Общественные сооружения и жилища Неаполя-Скифского
Саркофаг скифской царицы в Неаполе Скифском
О чем рассказали раскопки - тавро-скифская экспедиция в Крыму



Раздел: Скифы




От: Noskov,  3864 просмотров






- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« История пистолета системы НаганМеч из рыбьего носа »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет Хелены Молоджецкой Члаповски (Helena Modjeska Chlapowski) :: Каролюс-Дюран Эмиль Огюст Шарль
Сенокос
Коллекция сибирского золота

Подвиг панфиловцев (ноябрь 1941-го)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне