Опубликовано: Март 11, 2011

Общественный строй скифо-саков

Общественный строй скифо-саков  

  Для скифо-саков характерно продолжающееся разложение родового строя при наличии родовых старейшин и военачальников. Это представление об общественном строе скифо-сакских народов вполне подтверждается исследованием курганов, найденных в долине Пазырыка. Там мы имеем и очень большие курганные погребения племенных и родовых старейшин или вождей, курганы, требовавшие большого коллективного труда при их сооружении; видим курганы и средней величины, принадлежавшие зажиточным семьям, и, наконец, рядовые погребения бедняков. Последнее указывает на несомненную имущественную дифференциацию, однако, не зашедшую еще так далеко, как у западных причерноморских, скифов, где наряду с малыми курганами мы знаем огромные курганные захоронения царей. В то время как в царских прикубанских курганах были захоронены вместе с погребенным сотни его лошадей, в Горном Алтае в самых крупных курганах не находилось более шестнадцати коней. Нет в горно-алтайских курганах и массового захоронения вместе с верховным вождем племени его слуг и дружинников.

О чем рассказали находки

  Курганы западных причерноморских скифов хорошо датируются главным образом по находимым в них глиняным сосудам греческой работы, отчасти по типу захоронения и особенностям погребального инвентаря местной работы. Несравненно труднее датировка курганов горно-алтайских, в которых до сих пор не находили ни монет, ни ввозных вещей, время производства которых было бы известно. Время сооружения горно-алтайских курганов до настоящего времени определялось по сходству материала и формы оружия, принадлежностей конской упряжи или по стилистическому сходству с подобными же, преимущественно западно-скифскими вещами, даты которых с большей или меньшей точностью установлены. До раскопок 1949 года я предполагал, что Пазырыкскую группу курганов следует отнести к V-IV векам до нашей эры главным образом по сопоставлению мотивов и стиля, найденных в них произведений искусства, аналогичных находкам в Семибратних курганах Прикубанья, с искусством ахеменидской Персии.

  После раскопок 1949 года, когда в пятом Пазырыкском кургане были найдены описанные выше переднеазиатские и китайские ткани, а в кургане шестом китайское зеркало типа цинь, можно с большой уверенностью утверждать, что захоронение племенных вождей в Пазырыкских курганах имело место в V веке до нашей эры.

  Значение открытой нами в Горном Алтае оригинальной и высокой культуры середины I тысячелетия до нашей эры выходит далеко за пределы истории собственно Алтая. Культура эта проливает свет на ряд важных вопросов, связанных с общей скифо-сакской проблемой, и вскрывает древние международные связи нашей страны с Передней Азией и Дальним Востоком.

  В настоящее время с большим основанием, чем до этих последних раскопок в Горном Алтае, можно говорить о единстве скифо-сакской культуры на огромном пространстве евроазийских степей и предгорий. Тем не менее, учитывая различное происхождение племен и народностей, которые мы объединяем под общим названием скифо-саки, и, принимая во внимание огромные пространства, ими заселенные, естественно, должны были наблюдаться местные этнические и культурные различия. Не говоря уже о том, что часть этих племен занималась земледелием и вела оседлый образ жизни, пастушеское скотоводческое хозяйство не везде было одинаково. Общественная организация у одних народностей была более развита, у других менее. В зависимости от местности, несомненно, варьировали и типы жилищ, и средства передвижения, и одежда, В то время как в. Азии поддерживались древние связи с переднеазиатским культурным миром, в Европе скифские племена вошли в соприкосновение с культурой греческой. Алтай в это время, как мы видели бы, связан, непосредственно или через соседние сакские племена, с Передней Азией, а также с Китаем. Связи с последним осуществлялись, по-видимому, при посредстве центральноазиатских пастушеских народов.

Но связи скифо-сакского культурного мира с югом и востоком не были односторонними. Особенно четко прослеживается влияние скифской культуры на последующее развитие культуры гуннов и в известной мере - Северного Китая. Значение рассмотренной нами культуры все же не столько в тех влияниях, какие она оказала на культуру соседних народов Востока, сколько в тех преемственных связях, которые можно проследить у народов, и. поныне занимающих территорию северных саков.

  В результате сложного исторического прошлого у современного коренного населения Алтая с трудом улавливаются следы былой культуры скифского времени. Их можно видеть в системе скотоводческого хозяйства, бытовавшего до его социалистической реконструкции, в технике обработки меха, кож и шерсти, в некоторых элементах орнамента, в бытовавших еще не так давно захоронениях с конем. Несравненно ярче наследие древней скифской культуры прослеживается среди восточных казахов и киргизов. Еще в середине XIX века у этих народностей мы наблюдаем ту же примерно, что и у скифо-саков, родоплеменную организацию, развившуюся на основе пастушеского скотоводства, с привилегированной верхушкой, родоплеменной знатью, ту же, по существу, систему скотоводческого хозяйства, тот же, в основном, хозяйственный инвентарь с преобладанием изделий из кожи, меха и шерсти. Особое внимание обращают на себя многочисленные пережитки в искусстве, в частности, в орнаментальном.

  Сравнительно недавно начатые систематические раскопки курганов скифского времени в Горном Алтае уже и в настоящее время вскрыли исключительно богатую и самобытную культуру, унаследованную тюркскими племенами Южной Сибири и Средней Азии. Эта раскопки дали нам ценные документы к познанию жизни древних племен, населявших Алтай еще в V веке до нашей эры. Документы эти можно было бы сравнить только с самой добросовестной летописью современного историка. Мы узнали о быте и верованиях древнего населения Алтая, об искусных скотоводах, которые умели выращивать породистых овец и выводить лучшие породы верховых коней, о мастерстве строителей, умевших сооружать превосходные рубленые дома. Мы увидели прекрасное искусство меховщиков, ткачей, вышивальщиц, резчиков по дереву и ювелиров.

  Пазырыкские курганы Алтая хранили тайны, которые до последнего времени не удавалось раскрыть ни одному археологу. История и археология, за исключением египетских пирамид, не знает другого случая находок такого множества вещей, сделанных из дерева, меха, войлока и тканей, сохранившихся в течение тысячелетий. Только курганы Горного Алтая, в которых образовалась вечная мерзлота, сохранили нам эти, единственные в своем роде, исторические сокровища.

  Особое чувство охватывает исследователя, когда он открывает изумительно красочные войлочные аппликации, чудесную деревянную резьбу и тончайшие узорные ткани. Не верится, что все это было сделано в те времена, когда железо было дороже золота.

  Многое из того, что казалось нам сказочным в записях античных авторов, ожило благодаря этим поразительным находкам. Мы нашли бесспорные подтверждения удивительным сообщениям древних историков и ценнейшие документы, позволяющие заполнить ряд страниц недописанной истории народов нашего отечества.

  Дальнейшее изучение курганов Горного Алтая, несомненно, еще более расширит и углубит наши знания об одном из замечательных периодов в истории народов СССР.

ещё:

СОКРОВИЩА ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ С. И.РУДЕНКО

СКИФО-САКИ

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ - золотые вещи из курганов, раскопанных в южной Сибири, между Уралом и Алтаем

В ДОЛИНЕ ПАЗЫРЫК - древние курганы с памятниками давно забытой и малоизученной скифосакской культуры

Хозяйство алтайских скифо-саков

Оседлые скотоводы

Верховой конь

Одежда и украшения скифо-саков

Этим тканям 2500 лет - ткани скифо-саков

Искусство древних мастеров

О религиозных представлениях скифо-сакских народов



Раздел: Сокровища пазырыкских курганов


От: Noskov  







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

« Пулемёт Мадсена: Ветеран с родины ГамлетаДитя двух Наганов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Мясник
Кладбище и дом священника в Кочеле
У истоков полярной археологии

Двухстворчатая наружная дверь с фрамугой в форме коробообразной арки



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне