Опубликовано: Декабрь 27, 2010

Место и роль искусства и философии в жизни человека

   Для нас особенно важно, что отныне в общий «круг», «собрание» включаются «свободные художества». А это означало, что и свободным художествам в свою очередь оказываются необходимы кроме узкопрофессиональных, практических предметов (математика, перспектива и т. п.), науки общественные, мировоззренческие. Попробуем понять, какие грани человеческого сознания оказываются теперь необходимы, как взаимосвязаны они с понятием «свободные художества», что превалирует, а что отходит на второй план. От всего этого, в свою очередь, начинает зависеть решение таких важных проблем, как место и роль искусства в жизни человека, тема наследия, соотношение видов и жанров, мастерство и т. п. Пока это ощущается больше в отдельных замечаниях, в общей художественной атмосфере, нежели в форме законченных сочинений, но процесс этот уже достаточно отчетлив.

Конечно, само русское искусство середины столетия, его высокий художественный уровень, обширные знания европейского искусства - более чем достаточный материал для подобных размышлений.

Но все же изменение представлений об искусстве отталкивалось не столько непосредственно от самих «свободных художеств», сколько было связано с более общими идеями, определившими, в свою очередь, развитие гуманитарных общественных наук - философии, истории и т. д. Именно эти науки приобретут важное значение во второй половине века, что, понятно, в очень сложной и опосредованной форме, скажется на характере архитектурно-художественной мысли, подобно тому как в свое время важным было преобладающее развитие естественных, точных наук, прикладных знаний.

50-60-е годы явились в этом смысле переходным периодом, и художественные взгляды той поры, как и сама художественная жизнь, достаточно четко отразила этот рубеж, эту постепенную смену идей.

Первым философским сочинением, прозвучавшим на русском языке, стала речь Поповского, опубликованная в том же 1755 г. И впервые здесь утверждается связь искусства не с прикладными науками, непосредственно практически необходимыми, а с теми областями знания, которые позволяют решать общие проблемы художественного мировосприятия и др. - с философией. По словам Поповского, философия - «мать всех наук и художеств... кто непосредственное старание приложит к познанию философии, тот довольное понятие, по крайней мере довольную способность, приобрящет и к прочим наукам и художествам».

Подобное отношение к искусству, его связь с высшими «свободными» - сугубо теоретическими науками не могли не менять представлений о содержании и задачах произведений изобразительного искусства. Нарушается классификация Татищева. Все «свободные художества» (а не только архитектура) из ранга «щегольских» переходят в разряд нужных, полезных, но не столько в практическом смысле, сколько в плане наук, необходимых для воспитания человека, просвещения его разума и т. д. «Науки и художества к одному увеселению служащие», начинают осуждаться.

Это, впрочем, было естественно, ибо так или иначе, но в большинстве своем науки и художества соотносились в 50-60-е годы с проблемой образования, воспитания. «Одни веселятся потому, что вкус и охоту имеют к  музыке, другие вкусу и охоте присоединяют знание и науку» последним отдается явное предпочтение. Сквозь призму просвещения воспринималось буквально все - от перевода книг до появления нового архитектурного направления - темы, казалось бы, бесконечно далекой.

Искусство теперь не мыслится без науки, подготовка будущих мастеров начинает трактоваться гораздо сложнее и, в свою очередь, искусство оказывается необходимо науке.



Раздел: Архитектурная теория в России 18 века ( отрывки )


От: Noskov  







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

« Александр Невский: Солнце земли русскойВладимир: Новая столица древней Руси »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Натюрморт с лимоном и яйцом
Анна Павлова
Широкая двухстворчатая дверь, разделенная на четыре части

Запорожский гетман Пётр Сагайдачный - гроза османов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне