Опубликовано: Декабрь 4, 2015

Пистолеты: роковые стволы Лепажа

Появление пистолетов устранило главную проблему дуэлей на шпагах — разницу противников в возрасте и физической подготовке. Любой дворянин мог попасть из них в цель с десяти шагов. В 18-м веке дуэли на пистолетах становятся преобладающими, а роковые стволы для полного уравнивания шансов дуэлянтов изготавливаются попарно, абсолютно идентичными друг другу.

Новинка из Пистойи

Фото: пистолет — история создания

В начале 16-го века французский кардинал Жан дю Белле пытался запретить поединки между представителями знатных родов: «Отвратительный обычай дуэлей, произошедший от самого дьявола, чтобы одновременно погубить душу и тело, должен быть полностью выкорчеван с христианской земли».

Брат кардинала, военачальник Мартен дю Белле, в своих мемуарах упоминает о новом короткоствольном огнестрельном оружии — пистолях, завезённых в 1540-е годы во Францию из итальянского города Пистойя, где они изготавливались в огромном количестве. Это оружие быстро распространилось в офицерской среде и стало тайно использоваться при разрешении возникающих споров.

Для осуществления выстрела пистолям требовался фитиль, который нужно было держать постоянно тлеющим в левой руке, что создавало дуэлянтам серьёзную помеху и часто являлось причиной промаха даже с близкого расстояния.

Механизмы убийства

Великий учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи предложил блестящую идею усовершенствования огнестрельного оружия. Это был колесцовый замок, в котором фитиль менялся на кремень и металлическое кресало. Нажатие спускового крючка приводило в движение заведённую ключом пружину, раскручивающую рифлёное металлическое колесо, которое высекало из кремня сноп искр, воспламеняя запальный пороховой заряд. Такой замок просуществовал на пистолетах почти два столетия. Подобный принцип работы используется и сейчас в зажигалках.

Сложность колесцового замка, боящегося дождя и грязи, заставила оружейников искать более простое решение. В 17-м веке французский механик шевалье д'Обиньи предложил зафиксировать кремень между зубьями ударника. Нажатие на спусковой крючок приводило к удару взведённого курка с зажатым кремнём о стальную пластинку, расположенную у запального отверстия, с высечением искр, воспламеняющих порох.

Для проведения дуэлей стали изготавливаться специальные наборы. Пара одинаковых пистолетов с кремниевым замком помещалась в ящик вместе с сопутствующими принадлежностями — шомполами, молоточком, пороховницей и инструментами. Особенно важным элементом была пороховая мерка для зарядки стволов. Секунданты отмеривали нужные дозы пороха на глазах друг у друга, следя за тем, чтобы они были равными. Иногда по условиям дуэли пистолеты заряжались оружейным мастером в присутствии секундантов, после этого ящик опечатывался и вскрывался только перед самым началом поединка.

Дуэльные пистолеты постепенно достигли совершенства, превратившись в произведение искусства. Они украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром.

Англичанин Хамфри Ховарт явился на дуэль абсолютно голым, так как, будучи хирургом, знал, что смерть часто наступает от занесённой с кусочком одежды инфекции. Его противник отказался стрелять в голого человека.

Стволы выковывались из лучших сортов Дамаска и подвергались глубокому воронению в чёрный, коричневый или голубой цвета. Рукояти покрывались красивыми желобками — каннелюрами. Ящик с парой пистолетов стоил дорого, но никто не торговался, приобретая орудие чести.

Многие дуэлянты предпочитали пистолеты с тугим спуском, чтобы при сильном волнении не произвести случайный выстрел до момента тщательного прицеливания. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 миллиметров и весом 10-12 граммов. Пороха обычно закладывалось от 4 до 8 граммов. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами.

Мастера смерти

В 18-м веке во многих странах имелись свои знаменитые оружейники. В Англии — Джозеф Ментон и семейство Мортимер, в Германии — род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, а во Франции — Николя Бутэ и Жан-Анри Ле Паж. Последнего прекрасно знали в России, его пистолеты считались идеальнымидля дуэлей. Смертельные комплекты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте.

Частое выживание раненых в дуэлях объяснялось особенностями выстрела из пистолета с кремниевым замком. После вспышки пороха на полке проходило около секунды, прежде чем воспламенялся заряд в стволе. Сильное волнение мешало удержанию пистолета в нужном направлении после поджога запального заряда, а облако дыма с полки заслоняло цель.

В начале 19-го, века шотландец Александр Форсайт изобрёл принципиально новый замок для воспламенения, который впоследствии назвали капсюльным. Загорающийся от удара химический состав помещали в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень — брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол. Капсюль работал в любую погоду практически без осечек.

Число жертв на дуэлях возросло, так как правила остались прежними и дистанция между стреляющими не стала больше. Из такого пистолета был убит Александр Сергеевич Пушкин. Похожие дуэльные пистолеты хранятся в музее маленького французского городка Амбуаз. Изготовлены они дрезденским оружейником Карлом Ульбрихом. Пистолеты, которые привёз с собой к Чёрной речке Пушкин, к сожалению, не сохранились.

Жребий и скорость

Любые общественные устои и порядки рано или поздно претерпевают изменения. Не избежал этой участи и традиционный поединок на пистолетах. Если в Европе вплоть до конца 19-го века существовали определённые правила проведения дуэлей в соответствии с кодексом чести, то на Диком Западе с изобретением револьвера поединки приобрели совсем другой характер. В среде колонистов Северной Америки строгий дворянский дуэльный кодекс никогда пользовался популярностью. Заряженный шестизарядный кольт висел на поясе у каждого ковбоя, и результат ссоры зависел от того, кто из противников на глазах у множества зрителей успеет быстрее вытащить своё оружие из кобуры и выстрелить первым.

Другой вид американской дуэли предполагал наличие лишь одного пистолета и двух лежащих в шляпе бумажек с надписями «жизнь» и «смерть». Вытащивший бумажку со словом «смерть» был обязан немедленно застрелиться. Анекдотичный случай произошёл с французским писателем Александром Дюма. Он проспорил «американку» и должен был застрелиться в течение часа. Секунданты мрачно ожидали у порога комнаты, когда, наконец, в ней раздался выстрел… А через несколько секунд к ним вышел живой и невредимый Дюма. «Я выстрелил и… промахнулся!» — заявил писатель, наливая в бокал шампанское.

В 20-м веке широкую популярность сначала в России, а затем и в других странах приобрела «русская рулетка». По её правилам в пустой барабан заряжался один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивался. По очереди поднося дуло револьвера к своей голове, противники нажимали на спусковой крючок…

Немые свидетели

Число жертв ковбойских поединков и списки погибших от «русской рулетки» неизвестны. Вышедшая из дворянской среды традиция в 20-м веке утратила свой романтический ореол и превратилась в простое убийство из любого имеющегося под рукой револьвера.

Но почти обо всех европейских дуэлях на пистолетах можно найти упоминания в исторических хрониках. Сохранились описания правил ритуала, указаны даты, места проведения и титулы участников. А в музеях лежат комплекгы пистолетов, изготовленные знаменитыми оружейниками и поражающие воображение посетителей красотой формы и отделки. Они напоминают о том, как люди чести подходили с ними к барьеру, предпочитая трагическую гибель смертельной обиде.

Журнал: Тайны 20-го века, №31 — август 2015 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru



От: NevzlinaT







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Живопись согдийских храмовОжила легенда о Сиявуше »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет женщины
Жницы
Камея Гонзага - гемма из трехслойного сардоникса

Тихая смерть (стрелы английских стрелков)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне