Опубликовано: Декабрь 4, 2015

Боевая колесница: Кавалерия на колёсах

В глубокой древности, когда на поле боя царил лишь один вид вооружённых сил — пехота, полководцы пытались найти новый и непривычный для их противников способ ведения боевых действий. Так появились боевые колесницы — предшественницы кавалерии и боевой техники.

Александр Македонский научил свою пехоту побеждать персидские колесницы!

Фото: боевая колесница — история появления

Сейчас историки спорят: где и когда впервые люди додумались запрячь в повозку одомашненную лошадь и использовать это новшество в военном деле. Некоторые считают, что это произошло в Передней Азии в конце 4-го тысячелетия до нашей эры, другие указывают на степи Евразии в начале того же тысячелетия.

Такие разные

Первые колесницы, появившиеся на поле боя, были двуосными и четырехколесными. Судя по изображениям, датированным 3-м тысячелетием до нашей эры и найденным в Двуречье, они были запряжены не конями, а одомашненными куланами и онаграми — подвидами диких ослов. Поскольку узда тогда ещё не была изобретена, управляли такой повозкой с помощью кольца, продетого в нос животного, и двух бежавших рядом с повозкой пехотинцев с заострёнными палочками.

Использовались такие повозки в качестве не боевого, а транспортного средства. На них подвозили запасы дротиков, стрел для лучников и камней для пращников. А вот боевые колесницы, которые непосредственно принимали участие в сражении, появились лишь во 2-м тысячелетии до нашей эры. И произошло это сразу в нескольких странах. Они отличались друг от друга конструкцией, размерами и количеством запрягаемых лошадей.

К примеру, хетто-египетские колесницы были лёгкими повозками. Ось, на которой вращались два колеса с четырьмя-шестью спицами, изготавливалась из самых твёрдых пород дерева и была сдвинута к задней части кузова. «Экипаж» такой боевой колесницы обычно состоял из двух человек — колесничего и воина, вооружённого луком и дротиками.

Именно на таких боевых колесницах сразились египтяне и хетты во время знаменитой битвы при Кадеше в 1274 году до нашей эры. Ассирийские и вавилонские боевые колесницы, напротив, были массивными, с большим кузовом. Лошади, запряжённые в них, защищались войлочными попонами с нашитыми металлическими бляхами. Были прикрыты щитами и боковины боевой колесницы.

Колесницы древнего Китая (2-е — начало 1-го тысячелетия до нашей эры) выглядели как обычные одноосные телеги, в которых, стоя во весь рост и держась за специальный поручень, мчались навстречу врагу колесничий и три воина. Лошади были прикрыты защитными попонами, а вот воины стояли в кузове совершенно открыто.

Настоящими боевыми машинами были боевые колесницы древних ариев — с «бронированными» лошадями, закрытым со всех сторон и кузовом. Они перевозили до шести (по некоторым данным даже до десяти) воинов. В такую колесницу запрягали четырёх лошадей.

От Одиссея до Кухулина

Боевые колесницы участвовали в сражениях, происходивших не только на бескрайних просторах степей Евразии, но и в таких лесистых и гористых странах, как Эллада и Ирландия.

Колесницы времён гомеровского Одиссея можно назвать лёгкими. Ось крепилась по центру кузова, колёса были сравнительно небольшие, обычно с четырьмя спицами. Кузов представлял собой коробку, имеющую свободный вход сзади и два съёмных поручня по бокам. Конструкция кузова давала возможность легко соскакивать с колесницы, вступать в рукопашную схватку с вражескими пехотинцами. А в случае опасности снова запрыгнуть на колесницу и покинуть поле боя.

Запрягалась такая повозка обычно парой лошадей, ничем не защищённых от стрел и дротиков. В бессмертной поэме Гомера «Илиада» подробно описана тактика использования боевых колесниц того времени. Именно на них сражались друг с другом легендарные Одиссей, Гектор, Ахиллес, Патрокл и Парис.

Боевые колесницы широко использовались и на другом конце Европы. Речь идёт о кельтах. Свои колесницы они называли «эсседы». По сути это была большая платформа, совершенно открытая со всех сторон, по бокам которой располагались две деревянные рамы, обитые полосками металла или обтянутые кожей. Они были достаточно высокими, чтобы за них держаться руками во время скачки. Подробное описание кельтских колесниц даётся в ирландском эпосе о деяниях богатыря Кухулина. Кстати, в этом же эпосе упоминаются и так называемые «косящие» боевые колесницы кельтов, очень смахивающие на персидские.

Опасное оружие

Нельзя сравнивать боевые колесницы с чем-то вроде «танка» Древнего мира. Их не бросали на плотный строй пехоты, ощетинившийся копьями и прикрытый щитами. Дело в том, что, несмотря на защиту лошадей и «экипажа», они были уязвимы и легко выводились из строя. Ведь достаточно было ранить или убить колесничего, или одну из лошадей, как быстрый бег повозки прекращался, постромки перепутывались, а сам кузов переворачивался. Опрокинувшиеся колесницы врезались друг в друга, и на поле боя образовывалась «куча мала», из которой могли выбраться лишь немногие.

Гораздо эффективнее боевые колесницы действовали против бегущего врага, или против вражеской кавалерии. Лошади пугались грохота повозок и лязганья оружия воинов, сидящих в кузове.

Правда, боевые колесницы могли действовать только на абсолютно ровной местности. Любые неровности почвы, а уж тем более ямы и овраги совершенно расстраивали атаку колесниц.

В описаниях античных авторов часто упоминаются персидские боевые колесницы, к осям которых привязаны остро заточенные косы, а к дышлу — копья с железными наконечниками. Например, атака персидских колесниц очень ярко описана в «Анабасисе» Ксенофонта. Римский историк Курций Руф рассказывает об атаке боевых колесниц на фалангу Александра Македонского в сражении при Гавгамелах. Но там же описывалось «противоядие», которое гениальный полководец античности нашёл против атак боевых колесниц.

Историк Диодор пишет: «Отбивать атаку колесниц с серпами царь придумал следующим образом: солдатам было приказано при приближении четверни сомкнуть щиты и сариссами ударить в них, чтобы лошади, испугавшись шума, понесли назад; если они все же будут стремиться вперёд, то расступиться на такое расстояние, чтобы колесница проехала, не нанося вреда македонцам».

Определённого результата достигала атака боевых колесниц на строй лёгкой пехоты врага или кавалерию. Но чаще всего на повозках к месту боя доставлялись отборные воины, которые, сойдя с колесниц, начинали сражаться в пешем строю. Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» рассказывал, что кельты никогда не нападали своими эсседа-ми на римские легионы. Они с помощью конницы нападали на кавалерию Цезаря, причём во время рукопашного боя воины спешивались. А колесничие старались вывести эсседы с места сражения.

Из всех этих описаний можно сделать следующий вывод: колесницы были оружием маневренного боя. Атакуя вражеский строй, лучники или метатели дротиков на ходу поражали противника, расстраивали его ряды, постоянно маневрируя на большой скорости. Если у противника не было лёгкой пехоты и воинов, готовых отразить атаку колесниц с помощью метательного оружия, то ему приходилось туго. Если же лёгкая пехота и отряды лучников прикрывали свою пехоту и конницу, то сами «экипажи» боевых колесниц несли большие потери.

Битва при Кадеше

Наибольшее распространение боевые колесницы получили в Египте и Хеттском царстве, которые постоянно враждовали друг с другом. Решающее сражение между двумя противниками произошло в 1274 (по другим подсчётам — 1312 или 1296) году до нашей эры. Это сражение стало первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II. А также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми — по 20000 воинов и порядка двух с половиной тысяч колесниц. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Правил колесницей возница, возле него стоял воин из знатного рода.

Египетские повозки были более манёвренными, в то время как хеттские — более мощными. Египтяне едва не были разбиты. Лишь своевременный ввод в бой фараоном Рамсесом II свежего отряда колесниц из резерва помог исправить положение. Историки склоняются к мысли, что сражение при Кадеше закончилось «вничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости.

Журнал: Загадки истории, №36 — 36 сентябрь 2015 года
Рубрика: Забытые знания
Автор: Виктор Сергеев

bagira.guru



От: NevzlinaT  







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

« Развалины древнего ПянджикентаПянджикенсткий шахристан доделать »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад
Окно в студии художника
Проклятые места Москвы

Боннар, Пьер (Bonnard, Rierre)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне