Опубликовано: Декабрь 3, 2015

Японское искусство владения мечом

Наверное, все знают, что японские мечи значительно отличаются от европейских. И главное их отличие в том, что они разборные. Поэтому не только сам меч, но и многие его детали вполне могут послужить объектом для коллекционирования — собирают же люди пробки от бутылок? Но только надо знать, что для коллекционеров самая привлекательная после клинка деталь — это цуба. А вот о том, что такое цуба, мы вам сейчас и расскажем.

Чтобы на клинок не сползала рука

Фото: катана, цуба

По аналогии с европейским мечом или саблей очень многие называют цубу гардой, то есть приспособлением для защиты руки. Однако в Японии — стране, где исстари было всё не так, как в России и на Западе, цуба гардой никогда не являлась. Кстати, на древних европейских мечах гарда тоже отсутствовала, будь то оружие древних Микен, всадников-сарматов или римских легионеров. Позднее, уже в Средние века, на мечах появились перекрестия, которые служили для того, чтобы не дать воину костяшками пальцев удариться о щит врага. Начиная с 16-го века стали появляться круглые и чашеобразные гарды, защищающие кисть не только сверху, но и со стороны пальцев с помощью дужки. А вот японская цуба служила совсем для другой цели.

Дело в том, что японская фехтовальная школа не знала ударов клинка о клинок. То, что нам показывают в кино, — нечто вроде фантазии, причём даже не научной. Дело в том, что японские мечи делались из стали высокой твёрдости и были очень острыми, но довольно хрупкими. Стоимость их могла быть очень высокой. Поэтому самураи берегли мечи как зеницу ока, так как при встречном ударе оружие могло сломаться. А вот упором для кисти при колющих ударах была цуба. Эта и ряд других причин как раз и обусловили появление в кэндо (японском искусстве владения мечом) большого количества колющих выпадов. Хотя, конечно, от каких-то случайных ударов цуба вполне могла защитить.

Бывало, впрочем, что противники во время поединка упирались мечом в меч на уровне цуб и давили друг на друга, пытаясь принять выгодное положение для удара. Такое положение называлось цубадзериай, что означало «давить цубой друг на друга». Однако и в этом случае ударов одним клинком о другой ожидать не следовало. В современном же японском языке это слово означает «быть в жестоком соперничестве».

Проста и красива

Сначала цуба имела исключительно функциональное, а не декоративное назначение. Поэтому для её изготовления использовались самые простые материалы, да и оформление было простым. Зато в период Эдо (1603-1868 годы), когда в Японию пришёл длительный мир, украшению цубы стали придавать большое значение, превратив её в настоящее произведение искусства. В качестве материала для её изготовления стали использовать такие металлы, как золото и серебро. Хотя по традиции многие цубы, как и раньше, делали из таких металлов и сплавов, как железо, медь и латунь, а иногда в качестве материала использовали даже дерево и кожу!

Японские кузнецы достигли такого мастерства в работе с металлом, что их сплавы не уступали яркостью и красотой самоцветам — смешанные в различных пропорциях медь, свинец, железо, серебро и золото давали разнообразную гамму цветов и оттенков, в которой были и иссиня-чёрный сплав сякудо, и «голубое золото» — ао-кин, и многие другие.

А вот драгоценные камни, жемчуг и кораллы для украшения цуб не использовалась, хотя всё это окружавшая японцев природа могла дать им в изобилии. Например, жемчуг применялся в индийском оружии для украшения не только ножен или рукоятей, но и клинков.

У турецкого оружия кораллы чуть ли не целиком покрывали рукоять сабли или ятагана, а уж о драгоценных камнях можно было бы и не говорить. Ещё в эпоху Великого переселения народов люди стали украшать рукояти и ножны мечей франкских королей и скандинавских конунгов, однако вся эта варварская пышность обошла японское оружие стороной.

У берегов Японии обитают крабы с узором на панцире, похожим на лицо злого самурая. Считается, что этот вид размножился потому, что японские рыбаки из суеверия отпускали таких крабов обратно в море.

Оглядись, прекрасное вокруг тебя!

Однако не материал, а то, что окружало мастеров цубако, составляло основу их искусства: литературные произведения, природа, сценки из городской жизни — ничто не ускользало от их пристального внимания, всё могло стать основой для оформления цубы. В результате искусство украшения цуб стало подлинно национальным художественным явлением, пережившим века.

Мастерство изготовления цуб в Японии было ремеслом, которое передавалось по наследству. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубы. Тем самым без формального нарушения кодекса самурай показывал окружающим свои вкус и богатство.

Средний диаметр цубы для катаны составлял 7,5-8, для более короткого вакидзаси — 6,2-6,6, для кинжала танто — 4,5-6 сантиметров. При этом наиболее распространённый размер цубы — 6-8 сантиметров при толщине 4-5 миллиметров и весе около 100 граммов. В центральное отверстие накаго ана входил хвостовик меча, а в два боковых просовывались ножичек кодзука и шпилька когаи, закреплённые на ножнах меча. Самыми популярными были цубы круглой формы. Однако фантазия их создателей была поистине безграничной, так что встречались цубы и строгих геометрических форм, и в виде листа кувшинки или иероглифа.

Лицом не наружу, а внутрь!

Хотя декором покрывались обе стороны цубы, особенное внимание уделяли всё-таки лицевой. Вот только развёрнута она была по отношению к рукоятке не наружу, а… внутрь, что давало возможность насладиться её красотой окружающим, которые видели её за поясом у самурая. Обратная сторона могла продолжать сюжет, начатый на лицевой, и быть обозримой лишь с позволения владельца меча.

За свою многовековую историю в Японии возникло множество школ и стилей мастеров-производителей цуб, были разработаны техники и сюжеты, так что рассказ о них будет неполным, если хотя бы немного не упомянуть ещё и об этом.

Одна из наиболее старых техник отделки цуб состоит, как это ни странно, в имитации на их поверхности грубой кузнечной работы, при которой на выкованной поверхности отчётливо видны следы молота без следов какой бы то ни было отделки. Иной мастер мог бы ограничиться этим, ведь в оружии главное — клинок. Однако уравновесить грубую кузнечную работу вполне могли словно случайно упавшие на тёмный металл крошечные лепестки цветка сакуры из белого металла или маленький демон из меди или бронзы с серебряными клыками, когтями и золотыми браслетами на руках где-нибудь на самом краю. Это прямой намёк на большое умение и независимый характер мастера-изготовителя цубы — цубако.

Ещё один «паспорт»

Простой прорезной рисунок на поверхности цубы мог представлять собой мон — личный герб самурая, нанесённый так, чтобы его было хорошо видно, когда меч находился у воина за поясом. По нему всякий мог опознать воина, потому что моны в Японии долгое время заменяли паспорта. Цветок ириса считался символом самурайского сословия, бамбук означал стойкость и упорство. А вот выгравированное на цубе изображение боевого рога ямабуси — древних воинов Японии — имело чисто практический и сакральный смысл. В этот рог из большой морской раковины трубили как на поле сражения, так и во время различных священных церемоний.

Интересно, что в большинстве случаев рисунки на цубах были очень мирными и даже лиричными, о чём говорят их названия. Например, «Бабочки и цветы», «Водяное колесо», «Колодец», «Вьюнок», «Пейзаж с горой». Есть даже цуба «Храмовые ворота». Причём она вполне могла появиться после того, как самурай, владелец меча, посещал храм Исэ, что являлось важнейшим ритуалом в жизни каждого японца.

Собиратели цуб

Сегодня цуба из обязательного элемента традиционного японского меча превратилась в предмет коллекционирования и живёт отдельной от него жизнью. Для цуб делают специальные подставки, как настольные, так и настенные, расписные шкатулки для хранения — словом, это уже не столько часть смертоносного оружия, сколько объект прикладного искусства. Они довольно дорого стоят: стоимость может достигать и 50, и 75 тысяч рублей, в зависимости от срока давности и известности мастера. Так что это ещё и вид досуга, и… способ вложения свободных денежных средств.

Журнал: Тайны 20-го века
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вячеслав Шпаковский

bagira.guru


От: NevzlinaT







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« На пороге цивилизации (древний Алтын)Кризис древнеземледельческих культур »

Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Че Гевара без бороды
Зима. Из цикла 'Времена года'
Дерево
«Стелс» Гитлера

Кумская сивилла: Дом Оракула в Кумах



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне