Опубликовано: Декабрь 2, 2015

Царь-пушка: Дробовик для царя

Это огромное орудие уже несколько веков считается одним из символов Российского государства. Кажется, что про него известно все досконально: имя мастера, год отливки, размеры, калибр… Однако это лишь видимость. На деле историки честно признаются — по большому счёту мы до сих пор точно не знаем, что именно стоит во дворе Кремля.

Самая крупнокалиберная пушка в истории ни разу не стреляла!

Фото: Царь-пушка в Москве

В 1586 году мастер Андрей Чохов отлил для царя Фёдора Иоанновича гигантскую бомбарду, равной которой не знала история мировой артиллерии, — 5,34 м длиной и весом 2400 пудов (почти 40 тонн). Эта чудо-пушка должна была стрелять ядрами невиданного калибра — 890 мм. Вес этих ядер мог достигать 750-800 килограммов. «Того же году повелением государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии слита пушка большая, такова в Руси и в ыных землях не бывала, а имя ей «Царь», — сохранилась запись об этом событии в «Пискаревском летописце» 17-го века.

Орудие торжественно установили рядом со Спасской башней Московского Кремля. Затем перевезли к Лобному месту в Китай-городе. Там оно и пролежало несколько десятилетий. Потом попало во внутренний двор Кремля и после нескольких перемещений заняло своё нынешнее место возле собора Двенадцати апостолов. В 1835 году подле неё поставили табличку: «Дробовик Российский, лит 1586 г., вес ядра 120 пуд». И этим окончательно закрепили сложившуюся вокруг Царь-пушки мифологию.

Грозные гиганты

Так всё-таки — что это? Пушка, бомбарда, дробовик? Или «василиск», как указано в некоторых описях 18-го века? Чтобы ответить, нужно сперва разобраться, как называли артиллерийские орудия пятьсот лет назад. В русской армии 16-го века были известны три типа орудий: пищали, пушки и пушки верховые. Пищалью тогда называли мелкокалиберную артиллерию, стрелявшую по настильной («прямой») траектории.

Пушками верховыми именовали короткоствольные мортиры, пускавшие ядра по крутой навесной траектории. Пушками же считали гигантские бомбарды, которые могли стрелять как по настильной, так и по навесной траектории и поражали врага огромными каменными ядрами. Это оружие пользовалось особым почётом, пушкам часто давали имена собственные. Помимо «Царя» на почётных местах вокруг Кремля возлежали «Павлин», «Степанова пушка», «Кашпирова пушка» (названная по имени учителя Чохова — Кашпира Ганусова).

Стволы у них были длиннее, чем у мортир, но короче, чем у «василисков». Калибры всех пушек впечатляли: 660 мм у «Кашпировой пушки», 600 мм — у «Степановой пушки», 550 мм — у «Павлина». Но «Царь», безусловно, превосходил их все.

Распространены бомбарды были и в Европе. Им тоже давали имена — например, в 1382 году в бельгийском городе Генте отлили бомбарду по имени «Бешеная Маргарита», назвав её в честь фландрской графини Маргариты Жестокой. Калибр этой красавицы был почти таким же, как у российского «Павлина», отлитого на двести лет позже, — 660 мм. А турки в 1453 году активно использовали бомбарды при осаде Константинополя.

Стрельба из бомбард была делом трудным и опасным. На заряжание и прицеливание уходило в среднем около суток (турецкий султан недаром гордился тем, что его артиллеристы способны были выдать до четырёх выстрелов в сутки). А малейшая ошибка могла привести к взрыву орудия.

Но откуда же взялся «дробовик Российский»? И почему до сих пор многие уверены в том, что Царь-пушка была предназначена именно для стрельбы дробом (картечью)? Дело в том, что в 19-м веке все старинные орудия, стоявшие в крепостях, автоматически объявлялись «дробовиками». Предполагалось, что если на крепость нападет враг, из них вполне можно будет стрелять картечью по наступающим. Использовать ядра в этом случае было не слишком рационально, да и опасно — «уставший» металл мог не выдержать. Поэтому при очередной описи в дробовики записали и Царь-пушку.

А был ли выстрел?

Вопрос, вокруг которого активно ломаются копья: сделала ли Царь-пушка за всё время своего существования хоть один выстрел? Однозначный ответ «да» на этот вопрос в своё время дал известный историк Лев Гумилёв. И даже точно указал, когда и при каких обстоятельствах это произошло. По его версии, в 1606 году из Царь-пушки выстрелили в сторону Польши прахом свергнутого Лжедмитрия Первого. Однако это вызывает серьёзные сомнения у большинства исследователей.

В том, что Царь-пушка стреляла, уверен и историк артиллерии Александр Широкорад. По его словам, специалисты Академии имени Дзержинского, которые проводили самое полное и тщательное обследование Царь-пушки (это происходило в 1980 году, перед московской Олимпиадой), нашли внутри ствола частицы сгоревшего пороха. Однако другой современный историк и специалист по армии времён Ивана Грозного — Лобин, решительно опровергает эти утверждения.

Забавно, что он ссылается на то же самое исследование, что и Широкорад. И по его словам ни о каких следах порохового нагара в отчёте не говорится. Зато говорится о том, что на внутренней поверхности ствола сохранились так называемые приливы — остатки металла по краям формы, которые образуются во время литья. Если бы пушка выстрелила хотя бы раз, «приливы» не могли сохраниться — их попросту «зачистило» бы ядром.

Самый удивительный факт состоит в том, что Царь-пушка не смогла бы выстрелить, даже если бы у царя Фёдора Иоанновича возникло такое желание. Ведь у неё… отсутствует запальное отверстие! Точнее, намечен лишь вход в него. А канал, ведущий в казённую часть, не просверлен. Так что артиллеристы просто не смогли бы поджечь порох, даже зарядив и подготовив пушку к выстрелу. Это обнаружили специалисты Оружейной палаты, обследовавшие Царь-пушку в том же 1980 году.

Но ведь это абсурд! Кому могло понадобиться отливать такую громадину, не способную стрелять? Ответ на это дал выдающийся российский военный историк и археолог Николай Бранденбург. Ещё в конце 19-го века он писал: «Пушка эта, стоящая ныне в Московском Кремле и составляющая предмет удивления простого народа, украсившего её разными преданиями, заслуживает внимания более как грандиозный образчик древнего литейного дела, а никак не со стороны практического её значения, в смысле боевого артиллерийского орудия, потому что едва ли она в состоянии была выдержать хотя один выстрел. Целью её изготовления, по всей вероятности, было похвастать, если даже не попугать татарских послов, ехавших в Москву».

Кроме того, гигантская пушка могла понадобиться молодому царю Фёдору Иоанновичу для укрепления своего авторитета. Наследнику Ивана Грозного требовалось как-то подтвердить свой статус и право на трон великого отца. И шедевр литейного искусства, пусть и не стреляющий, вполне подходил для того, чтобы произвести впечатление и на московских бояр, и на иноземных послов (в первую очередь — татар и поляков).

Спасённый шедевр

Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупнокалиберная бомбарда в мире. Кстати, чугунные ядра, лежащие сейчас рядом с ней, — всего лишь бутафория. Их отлили «для красоты» в 1835 году на чугунолитейном заводе Берда в Санкт-Петербурге.

До 1917 года имя мастера читали как Андрей Чехов. Его автограф можно увидеть на многих орудиях и колоколах.

Также сугубо декоративную функцию исполняет и чугунный лафет, на котором сейчас установлено орудие. На самом деле перед выстрелом пушки укладывали на специальное ложе из тяжёлых деревянных брусьев. Ложе было устроено так, чтобы мощнейшую отдачу направить вниз, в землю.

Несмотря на всю свою исключительность и ценность, Царь-пушка едва не была уничтожена в начале 18-го века по приказу Петра Первого. Северная война для России, как известно, началась со злосчастной «Нарвской конфузии». Ещё не подвергшаяся реформам русская армия потерпела тогда позорное поражение и, что самое печальное, в одночасье лишилась практически всей артиллерии — она была захвачена противником. Не признававший полумер Пётр Алексеевич немедленно приказал отправить на переплавку все, что только возможно, но обеспечить армию новыми орудиями в кратчайшие сроки. Ради драгоценного металла не жалели даже церковных колоколов.

Не избегли этой участи и старинные пушки, лежавшие в Кремле. На переплавку отправились «Павлин», «Кашпирова пушка», «Ехидна», «Кречет» и «Соловей». Однако отправить в печь Царь-пушку царь-реформатор не решился. Видно, что-то дрогнуло у него в душе, когда он посмотрел на это чудо, созданное руками русских литейщиков. Благодаря этому сейчас на шедевр Андрея Чохова можем посмотреть и мы.

Журнал: Загадки истории
Автор: Виктор Банев
Рубрика: Невероятные артефакты

bagira.guru


От: NevzlinaT







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Структура позднего АлтынаПо заказу потребителя - хозяйство Алтынцев »

Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Че Гевара без бороды
Жница. Набросок
картина Уличный скрипач
Разведка Киевской Руси

Двухстворчатая наружная дверь с фрамугой в форме коробообразной арки



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне