Опубликовано: Декабрь 2, 2015

Меч Жуайёз: Священный клинок Франции

Исторический клуб Багира — тайны истории, загадки мироздания. Тайны великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений, боёв и разведывательные операции прошлого и настоящего.

В рукоять меча Карла Великого был вставлен обломок копья Лонгина!

 

Фото: меч Жуайёз

Один из величайших памятников средневековой литературы — французская поэма «Песнь о Роланде», записанная в середине 12-го века. Она повествует о завоевательном походе короля франков Карла Великого в Испанию, который состоялся в 778 году. Именно из этого произведения мы знаем о мече, который носил Карл. Вот как описывает «Песнь» это оружие:

Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,

— Он за день цвет меняет тридцать раз.

Кто не слыхал про остриё копья,

Пронзившее распятого Христа?

Теперь тем остриём владеет Карл.

Его он вправил в рукоять меча.

В честь столь большой святыни свой булат

Он Жуайёзом — «Радостным» — назвал.

Тот меч французам памятен всегда:

Недаром клич их бранный — «Монжуа!»

Недаром их никто не побеждал.

Удивительно, но сегодня любой турист, посетив Лувр, может увидеть меч Карла Великого в самой обычной музейной витрине. Может ли этот экспонат быть тем самым оружием, которым сражался император более тысячи лет назад?

Непобедимый император

Карл Великий — это создатель основы, из которой выросла средневековая цивилизация. Основанная им империя в 9-м веке разделилась на три королевства, из которых позднее выросли главные государства современной Европы — Франция, Германия и Италия. Поэтому фигура Карла окружена почётом и уважением. Но и без легендарного ореола он предстает действительно незаурядным правителем, сумевшим не только завоевать, но и объединить разрозненные земли.

Сын короля франков Пипина Короткого, он всю свою жизнь провёл в военных походах. Карл умудрялся воевать одновременно на нескольких направлениях, причём делал это на удивление успешно. Начав в 772 году войну с дикими саксами, которые тогда ещё оставались язычниками и совершенно не желали покоряться франкам, уже в 774 году он покорил королевство лангобардов, расположенное в Италии. А затем, в 778 году, обратил свой взор на Испанию, которая в то время находилась под властью арабов (мавров, как их именовали в Европе).

Именно последние события и легли в основу «Песни о Роланде». Правда, стоит сказать, что в поэме всё представлено далеко не так, как было на самом деле. В романтическом изложении Карл победоносно воюет в Испании семь лет, после чего возвращается в свою столицу Ахен. Последний отряд его войска, которым командует граф Роланд, попадает в засаду, устроенную маврами по наущению предателя.

Франкские рыцари храбро сражаются, но силы слишком неравны. К тому же из-за своей гордости Роланд не хочет звать на помощь Карла, ушедшего далеко вперёд и не знающего о том, что его арьергард гибнет. В итоге помощь приходит слишком поздно, Роланд и все его спутники героически гибнут, но Карл торжествует. В реальности же поход в Испанию был очень кратким — около года. Причём отправился туда Карл по призыву мусульманского правителя Сарагосы, который просил франков помочь в борьбе с эмиром Кордовы. Извлечь выгоду из мусульманских распрей Карлу не удалось, сарагосцы его предали, так что пришлось спешно возвращаться.

На обратном пути арьергард (а по другой версии — все войско) был атакован племенами басков. Кстати, христиан, а никаких не мавров. Сражение произошло в ущелье Ронсеваль и не было таким уж крупным. Однако, по иронии судьбы, именно этот эпизод, фактически единственная военная неудача Карла Великого, стал основой для эпического произведения, вошедшего в золотой фонд средневековой литературы. В Средние века люди искренне верили, что своими победами Карл в немалой степени обязан чудесному мечу по имени Жуайёз.

Спутник королей

«Родной брат» Жуайёза, по имени Дюрандаль, изготовленный из той же стали, принадлежал погибшему графу Роланду. Если верить «Песни о Роланде», то Дюрандаль был необыкновенно крепок. Пытаясь сломать его, чтобы драгоценный клинок не достался врагам, Роланд рассёк на части каменную глыбу, но так и не смог повредить лезвие меча. Очевидно, такими же свойствами обладало и оружие Карла. По крайней мере, известно, что император чрезвычайно дорожил Жуайёзом. Рассказывают, что однажды меч выскользнул из руки Карла и был потерян на поле боя. Его нашёл и вернул императору один из рыцарей. В благодарность он тут же стал сеньором окрестных земель, а также получил новую фамилию — Жуайёз. Также был назван и расположенный неподалёку город.

Городок до сих пор стоит на юго-востоке Франции, недалеко от Лиона. А дворянский род виконтов (позднее герцогов) де Жуайёз ещё не раз сыграл заметную роль в истории страны. Так что меч Карла Великого оставил свой след не только в виде зарубок на доспехах врагов. История меча, который известен сегодня как Жуайёз и хранится в Лувре, прослеживается с 12-13 веков.

Впервые он, очевидно, появился на церемонии коронации Филиппа II Августа — одного из выдающихся французских королей, добившегося огромных успехов в войне с традиционным противником, Англией. Явно не случайно именно при нём вспомнили об оружии могучего предка. Однако более осторожные историки считают, что впервые Жуайёз использовался при коронации Филиппа III Смелого в 1271 году. Этот правитель, особыми успехами на полях сражений, правда, не отличился. Зато при его сыне — Филиппе IV Красивом Франция изрядно укрепила свои позиции.

С тех пор Жуайёз вошёл в число главных королевских регалий. Последний раз его извлекали для использования в церемонии в 1825 году, когда на престол восходил Карл X, последний представитель старшей ветви династии Бурбонов, правивший всего шесть лет. После этого легендарному мечу пришло время занять своё место в музейной витрине.

Утраченное сокровище

И всё-таки — правда ли это тот самый Жуайёз? Когда за его изучение взялись историки, они обнаружили удивительную вещь. Оказывается, в витрине Лувра выставлен меч, собранный из различных элементов, относящихся к совершенно разным временам. Так, навершие рукояти было изготовлено в 10-11 веках, украшения в виде драконов на перекрестье — не раньше 12-го века, а сам эфес — и вовсе 13-й или 14-й век.

Отдельная дискуссия разгорелась вокруг главной части — клинка. Сначала его датировали 13-м веком. Однако затем была выдвинута версия, что клинок — не что иное, как копия, изготовленная в начале 19-го века, когда меч готовили для коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году. Однако весьма авторитетный специалист среди историков оружия, барон Уильям Мартин Конвэй настойчиво защищал точку зрения, что клинок музейного Жуайёза самый настоящий и относится к 8-9 векам, то есть как раз ко времени Карла Великого.

Почему же реликвия, представляющая такую ценность, королевская регалия, которую положено хранить как зеницу ока, дошла до наших дней в таком «разобранном» состоянии? Ведь меч — предмет вовсе не хрупкий. Известно, что Жуайёз нечасто перевозили с места на место, большую часть времени он хранился в аббатстве Сен-Дени. Так почему же он не сохранился в первозданном виде? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить текст «Песни о Роланде», процитированный в самом начале. Ведь главная тайна Жуайёза хранилась в его рукояти — наконечник копья Лонгина. Копья, по преданию, пронзившего бок Иисуса Христа, когда он был распят.

Заветный артефакт, за которым охотились на протяжении последних двух тысяч лет! Очевидно, эти охотники добрались и до меча Карла Великого. Извлекли ли они что-нибудь из его рукояти? Об этом мы можем только гадать.

Сегодня в мире известно несколько предметов, претендующих на статус настоящего копья Лонгина. Самые известные из них хранятся в Ватикане, Вене и армянском городе Вагаршапат. Возможно, пока их хранители спорят о подлинности и проводят бесконечные экспертизы, пытаясь доказать своё первенство, настоящий наконечник легендарного копья лежит где-то, скрытый от глаза людских, — у тех, кто когда-то вынул его из рукояти Жуайёза, принадлежавшего Карлу Великому.

Журнал: Загадки истории
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Виктор Банев

bagira.guru
категория: искусство войны


От: NevzlinaT







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Девять геоксюровФамильные склепы и «мужские дома» »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет брата Давида с мандолиной
Без названия (первая абстрактная акварель)
Королева снайперов (Людмила Павличенко)

Украина в ВОВ: Гримасы оккупации



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне