Опубликовано: Декабрь 1, 2015

Сабля для храбрых

Среди холодного оружия сабля занимает особое место. Ею удобно сражаться конному и пешему, она эффективна на поле боя и в поединках чести, на суше и на море. Острый изогнутый клинок — самое распространённое оружие монголов и турок, польской шляхты и пиратов, гусаров и казаков. При простоте атакующих действий сабля требует необыкновенного мужества, а победы надолго прославляют бойцов.

Танец изогнутого клинка

Фото: сабля

Сабельный бой наиболее зрелищный из всех сражений холодным оружием. Он зачаровывает. В нём не плетут хитроумные кружева, как при фехтовании рапирой, отсутствует каллиграфическая клинопись, как в дуэли на шпагах, и нет тяжеловесной инерции, как при поединке на мечах. Сабля взлетает как птица и в то же время слоено сливается с телом бойца в одно целое. Изогнутый клинок свободно прокладывает себе причудливый путь, совершал пируэты, на которые не способно прямое оружие.

Когда смотришь на сабельный бой, тело как бы инстинктивно повторяет движения бойцов, которые имеют большую амплитуду и чётко видны даже неспециалисту. Эти движения естественны и присущи любому человеку, потому что сабельное фехтование основано на веками отработанной технике восточных гимнастик, взявших гармонию движений у живой природы.

Саблю нельзя подчинить себе, с ней нельзя обращаться жестко и грубо. Она будет послушна только тогда, когда почувствуешь её динамику и станешь с ней одним целым. Сабельный бой — это настоящая гармония человека и клинка. И видя это, вряд ли кто остаётся равнодушным.

Самые яркие и запоминающиеся батальные сцены во многих исторических фильмах связаны с боями на саблях — это — «Тарас Бульба», «Остров сокровищ», «Пан Володыевский», «Пираты Карибского моря» и, конечно же, «Чапаев» и «Гусарская баллада».

Сабля вдохновляла поэтов и композиторов, наполняла лихой романтикой гусарские подвиги, становилась культовым предметом у многих народов, удостаивалась наивысшего почёта в церемониальном и наградном оружии.

В борьбе с мечом

В течение нескольких тысяч лет всепобеждающим оружием на поле битвы, гладиаторской арене или в крестовых походах был прямой меч. Он прошёл славный боевой путь через Египет, Грецию, Рим и Святую землю. Равного по силе оружия ему не было. Даже копьё всадника или воина македонской фаланги не составляло ему серьёзной конкуренции.

До сих пор остаётся загадкой удивительный феномен появления в 8-м веке одновременно в нескольких странах, не связанных между собой ни политикой, ни экономикой, нового вида холодного оружия, примерно равного по длине мечу, но имеющего одностороннюю заточку и изогнутый клинок. И самое удивительное то, что это оружие через несколько веков полностью вытеснило прямой меч не только с поля битвы, но и как символ принадлежности его владельца к воинской знати. Таким оружием стали сходные по виду и поражающему действию японские самурайские катаны, искривлённые китайские дао, кавказская шашка и ближневосточная сабля.

Внедрение технологии дамасской стали в производство холодного оружия сделало клинок сабли чрезвычайно прочным, способным при хорошем ударе разрубить не только кольчугу, но и шлем.

Древяегреческне солдаты носили доспехи под названием «линоторакс». Они были сделаны из нескольких слоев льна, скреплённых клеем. Такая одежда хорошо защищала от стрел и ударов холодным оружием.

Сабля идеально подошла как пешему бойцу, создавая вокруг него огромную зону поражения, так и всаднику, позволяя атаковать и защищаться, сидя в седле. Прямой меч вынужден был уступить дорогу лёгкому изогнутому клинку, обладающему более высокой манёвренностью в бою. А появление огнестрельного вооружения, заставившего уйти в прошлое тяжёлые доспехи, окончательно сделало саблю царицей холодного оружия.

К барьеру!

В качестве непосредственного оружия дуэли сабля использовалась нечасто и, в основном, в среде армейских офицеров. Дуэль на саблях считалась наиболее опасной и была мало распространена среди дворянства ввиду тяжести ранений этим мощным оружием. Так называемые Саксонские правила дуэли на саблях оговаривали всего два условия: поединок длится либо до первой, либо до последней крови.

Поэтому в Италии аристократия предпочитала для дуэлей рапиры, a во Франции — шпаги с гранёным клинком, В России в качестве дуэльного оружия большей частью использовались пистолеты, а сабли втыкались в землю на определенном расстоянии, обозначая для противников барьеры.

Наибольшее количество дуэлей на саблях произошло между русскими и французскими офицерами в Париже после победы над Наполеоном, когда подвыпившие гусары частенько задевали честь проигравших войну противников. Исход этик поединков практически всегда был смертельным.

На абордаж!

Моряки и пираты быстро оценили достоинства сабли. Для боевых действий на корабле при качке, в узких трюмах и на скользких палубах было не до изящества клинка. Рапира и шпага, пользующаяся успехом на суше, в этих условиях абсолютно не годились. А сабля как нельзя лучше подошла и для абордажных схваток, и для разрубания канатов, и в качестве мачете при прорубании тропы сквозь густые заросли в тропических регионах.

Сабля стала незаменимым атрибутом морских разбойников. Обучение эффективному использованию короткой абордажной сабли занимало намного меньше времени, чем освоение рапиры или шпаги, а в ближнем бою на тесном корабле она обладала неоспоримыми преимуществами перед полноразмерными клинками.

Казаки и гусары

К казакам сабля пришла из Польши в результате многочисленных войн на юге России в 16-м веке. Это была польская карабела, имеющая сильно изогнутый клинок и крестообразную рукоять с головой орла в короне. В Польше карабела была знаком шляхетского достоинства. Казаки частично переняли и технику нанесения мощного удара этой саблей, вовлекающего в движение всё тело. При умелом владении в пешем бою саблей можно было обороняться сразу от нескольких противников.

Гусарская сабля больше походила на венгерскую и отличалась в бою особыми защитными приёмами, позволяющими всаднику прорываться сквозь гущу боя. О лихих гусарах слагали легенды, их подвиги становились примером и гордостью для всей русской армии.

Возрождение традиции

Казалось бы, сегодня боевая сабля ушла в прошлое. Её можно увидеть только в армии в качестве церемониального оружия и военных музеях. Спортивное фехтование саблей сильно отличается от боевой техники, да и сам клинок не похож на настоящий.

А ведь вряд ли найдется другое холодное оружие, так сочетающее в себе изящность, привлекательность и эффективность. Завораживающий изгиб клинка, удобная рукоять и смещённый баланс сабли идеально приспособлены для нанесения рубящего удара. Сабля будит подсознательное желание взмахнуть ею и представить себя польским дворянином, восточным воином, благородным русским офицером или удалым гусаром.

Это волшебное свойство сабли привело к тому, что в конце прошлого века она поистине приобрела в России вторую жизнь. Появление нового молодёжного течения — исторического фехтования — возродило доблестные традиции наших предков.

В многочисленных клубах и секциях изучаются и практикуются приёмы боя на стальных саблях, проводятся соревнования и турниры. В 1996 году была создана Федерация исторического фехтования России, которая объединяет более 50 лучших отечественных клубов. Изучение наследия старых мастеров и международные семинары способствуют реконструкции различных стилей сабельного боя. Число поклонников этого искусства постоянно растёт. А значит, можно смело сказать, что сабля жива.

Журнал: Тайны 20-го века — №19, май 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru
категория: искусство войны


От: NevzlinaT







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Люди рода Козла - искусство древних жителей Кара-депеЗахоронения в Кара-депе - Ориентация скелетов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Красный квадрат. Визуальный реализм крестьянки в двух измерениях
Вокруг круга
Коллекция сибирского золота

Дитя двух Наганов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне