Опубликовано: Декабрь 1, 2015

«Стелс» Гитлера

Существует мнение, что продлись Вторая мировая война чуть дольше, её исход мог оказаться совсем другим. По многочисленным документам и свидетельствам, в лабораториях Третьего рейха разрабатывалось оружие, намного опережавшее время, и Гитлер, до последнего надеявшийся переломить ход войны, наверное, имел для этого основания. Нацистские учёные и конструкторы трудились над созданием атомной бомбы, двигателей для межконтинентальных баллистических ракет и… над первым в мире «самолётом-невидимкой».

Искусство невидимости


 

Фото: самолёт-невидимка Германии

Во все времена одним из залогов успешных боевых действий была внезапность, а самые сокрушительные военные удары всегда наносились неожиданно для противника. С появлением радаров возникла необходимость сделать невидимой военную технику, и самой разрекламированной в мире в этом направлении считается технология «стелс» (от англ. stealth — «втихомолку», «украдкой»).

Говорить об «уникальности и неуязвимости» «стелсов» мы не будем. Невидимые недостатки «невидимок» всплыли на поверхность как во время операции «Буря в пустыне», так и в период бомбардировок Югославии, когда сербские ПВО сбили как минимум три самолёта «F-117 stealth». Гораздо интересней, что первые разработки «самолёта-невидимки» велись ещё в нацистской Германии, откуда, к слову сказать, они и попали в Соединённые Штаты.

Во время Второй мировой войны в сфере военных разработок Германия существенно опережала как США, так и Советский Союз, обладавший огромным научным потенциалом. С 1943 года основные надежды нацистов на перелом в войне были возложены на новые технологии, способные произвести на свет «оружие возмездия». В проекте со столь амбициозным названием достойное место отводилось авиации и созданию новейших бомбардировщиков, которые должны были превосходить все существовавшие аналоги в скорости, дальности полёта и скрытности от обнаружения радарами противника.

Командующий люфтваффе Герман Геринг ставил перед конструкторами вполне определённые цели: бомбардировщик должен был доставлять груз в 1000 килограммов на расстояние в 1000 километров и развивать скорость 1000 км/ч. Выполнением этой задачи занялись братья Хортены — авиаконструкторы, предложившие создать первый в мире реактивный самолёт по аэродинамической схеме «летающее крыло».

Братья Хортен

Реактивный бомбардировщик «Horten Ho-229» был поистине уникальным проектом для того времени. Нынешний американский «В-2» внешне почти копия машины, созданной Реймаром и Вальтером Хортенами в 40-е годы. «Ho-229» был изготовлен главным образом из дерева, фактически не имел фюзеляжа как такового и мог развивать скорость до 970 км/ч! Хортены хотели создать самолёт с минимальным сопротивлением, и поэтому у «Ho-229» отсутствовало вертикальное оперение, а управление осуществлялось спойлерами, установленными на крыле.

Самой же революционной идеей стало предложение Реймара Хортена покрыть самолёт смесью из древесноугольной пыли с древесным клеем, благодаря чему поверхность должна была поглощать электромагнитное излучение. По задумке немецких конструкторов, такое покрытие в сочетании со специальной формой должно было сделать «Но-229» незаметным для радаров противника.

Стимулом к созданию самолёта, который стал бы неуязвимым для наземных противовоздушных сил, была не только тяга к авиаконструированию, но и месть за третьего брата — Вольфрама, который погиб в 1939 году во время налёта немецких бомбардировщиков на французский город Дюнкерк. Да и в памяти Вальтера Хортена, военного лётчика, навсегда осталась воздушная битва за Британию в 1940 году, когда он потерял более сотни сослуживцев.

В 1930-е годы Германия, несмотря на Версальский договор, по которому ей запрещалось иметь новейшие образцы боевой техники и вооружений, переживала настоящий взрыв полуподпольного интереса к авиации. В стране открывались «гражданские аэроклубы», в которых ветераны Первой мировой войны обучали немецких подростков тонкостям авиадисциплин.

В эту общенациональную струю попали и братья Хортены, которые ещё детьми собирали полноразмерные деревянные авиамодели в доме своих родителей. Первый их планер «Horten I» полетел ещё в 1931 году, когда Вальтеру Хортену едва исполнилось 16 лет, знания, полученные в работе над ним, он продолжал развивать во всех дальнейших проектах и пришёл к выводу, что «чистое крыло» имеет гораздо меньшее аэродинамическое сопротивление.

В 1936 году Реймар и Вальтер поступают в люфтваффе, но активно продолжают свою конструкторскую деятельность. Испытание одного из созданных ими двухмоторных планеров заканчивается не очень удачно и, помимо бесценного опыта, Реймар получает перелом челюсти, а Вальтер остаётся без нескольких зубов.

К 1939 году Хортенами заинтересовывается Эрнст Хейнкель — знаменитый немецкий авиаконструктор. Он предлагает помощь в развитии их разработок, однако переговоры с ним заходят в тупик из-за желания Хейнкеля регистрировать все последующие патенты на своё имя. Схожая ситуация получилась и при общении с Вилли Мессершмидтом.

Наиболее существенную поддержку в создании реактивных самолётов оказал Хортенам Герман Геринг, воображение которого захватила необычная компоновка самолёта. Именно шеф люфтваффе приказал как можно скорее подготовить моторную версию образца и начать испытания в кратчайшие сроки.

«Horten Ho-229» стал итогом более чем десятилетней работы братьев. Первый полёт состоялся 1 марта 1944 года в Гёттингене, а к запуску в серийное производство бомбардировщик был готов в начале 1945 года. «Horten Но-229» по личному приказу Геринга был включён в «срочную истребительскую программу», но время работало против немцев и поставить самолёт на конвейер они так и не успели.

14 апреля 1945 года завод в Фрид-рихсроде, где проводилась сборка, был занят 8-м корпусом 3-й армии США. К тому времени в воздух поднимались лишь два «Но-229» и на различных стадиях изготовления находились ещё шесть машин. Один из трофейных самолётов был разобран и вместе с захваченными чертежами переправлен в США, где, судя по всему, хранится на складах правительства и по сей день. Вероятно, многое из проекта братьев Хортенов американцы позаимствовали для создания своего первого самолёта- невидимки» «F-117A Nighthawk».

Воссоздание «Но-229»

Эффективность «Но-229» не была доказана в реальных боевых действиях, но этот вопрос интересовал многих экспертов аэрокосмической отрасли. Осенью 2008 года в калифорнийской пустыне инженеры оборонной компании Northrop-Grumman (принимавшей участие в создании «невидимки» «В-2») по сохранившимся чертежам и единственному прототипу построили копию «Но-229». В воссоздании были учтены все технологические нюансы, но в отличие от оригинала копию строили без расчёта запуска.

Тесты на «невидимость» прошли в январе 2009 года и, как показали эксперименты, крыловидность и обтекаемость действительно давали существенные преимущества перед системами ПВО. Вдобавок при изучении прототипа было выявлено, что на передних частях самолёта между листами фанеры находился материал углеродистого типа, назначение которого вряд ли может быть иным, кроме как для борьбы с радарами.

Если верить испытаниям, то во время Второй мировой войны британская противовоздушная оборона могла засечь этот бомбардировщик на расстоянии 129 километров, в то время как обычный самолёт был виден за 160 километров. Разница, казалось бы, небольшая, но, учитывая сумасшедшую по тем временам скорость «Но-229», время подлета к Британии снижалось с 19 до 8 минут! А это обстоятельство, согласитесь, существенно осложняло задачу британским истребителям.

Конечно, один, даже сверхсовременный самолёт, запущенный в массовое производство, вряд ли мог изменить исход всей войны, но вполне вероятно, что Германия смогла бы выиграть время, которого ей не хватило для создания первых ядерных зарядов. И, к слову сказать, по иронии судьбы «Но-229» не успел попасть в массовое производство ещё и потому, что Реймар Хортен разрывался между ним и другим, даже более важным и срочным проектом, — «Ho-18 America-bomber». Это был огромный стратегический бомбардировщик с шестью двигателями, который, по замыслу Гитлера, должен был доставить будущие атомные бомбы к американскому континенту.

Финал

После войны Реймар Хортен эмигрировал в Аргентину, где продолжал проектирование и строительство двухмоторных планеров на основе «летающего крыла». Коммерческого успеха это не принесло.

Реймар Хортен ушёл из жизни на своём ранчо в 1994 году в возрасте 79 лет.

Вальтер Хортен остался в Германии и стал офицером послевоенной немецкой авиации. Он прожил 85 лет и умер в Баден-Бадене в 1998 году.

Разработки авиаконструкторов Хортенов живы в памяти многих энтузиастов, и остаётся только порадоваться, что их боевой потенциал так и не был использован.

 

Журнал: Тайны 20-го века — №10, март 2010 года
Рубрика: История военной техники
Автор: Андрей Рухлов

bagira.guru




От: NevzlinaT,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Любимые доспехи Генриха VIII (1491-1547 года)Саркофаг скифской царицы в Неаполе Скифском »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет Е. Г. Гуро, описание картины
Сумерки
Сухаревка: Тень тайной башни

Наполеон III: Когда голосуют сердцем



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне