Опубликовано: Ноябрь 30, 2015

Боевая механика

В самых распространённых в древности метательных устройствах — баллистах и катапультах — использовалась сила упругости дерева или туго натянутой верёвки. В отличие от них, особо мощные и сложные осадные машины были основаны на законах движения рычага, маятника и центрифуги. Эти сооружения поражали противника не только своей мощью, но и устрашающим видом.

Архимедов рычаг

Фото: катапульта

Слава Архимеда оставила след в сознании всего античного мира, перешагнув границы стран и столетий. Его инженерный гений проявился при драматических обстоятельствах осады Сиракуз весной 214 года до нашей эры, когда Архимеду было уже за семьдесят.

В своей «Всеобщей истории», написанной примерно через 50 лет после осады Сиракуз, Полибий рассказывает: «Римляне надеялись благодаря своей многочисленности быстро покончить с неприятелем, но при этом они не учли, что иногда один даровитый человек способен сделать больше, чем множество рук.

Когда римляне стали подводить свои суда к городской стене, готовя штурмовые трапы, осаждённые тотчас же пускали в ход свои машины, находившиеся внутри городских стен и остававшиеся до этих пор незаметными для врага.

Они поднимались над бастионами и высовывали свои клювы далеко вперёд за укрепления города. Одни несли на себе камни, весившие не менее десяти талантов (около четверти тонны. — Прим. авт.), другие — груды свинца. Как только осаждающие приближались к стенам, осаждённые поворачивали клювы вправо или влево — туда, где это было нужно, а затем открывали задвижки. Из клюва падал на римлян камень, который разбивал не только лестницу с осаждающими, но и корабль, на котором она стояла.

Когда к стенам близко приближались корабли, по приказу Архимеда опускалась железная лапа, привязанная к цепи. Эта лапа захватывала нос корабля, а затем её другой конец опускался вниз, внутрь городских стен. Корабль поднимался и ставился отвесно на корму, погружаясь в воду к ужасу тех, которые на нём находились».

Описание машин Архимеда, данное Титом Ливием, совпадает с описанием Полибия: «На корабли, которые подходили ближе всего, Архимед при помощи выступающего за стену рычага набрасывал железную лапу. Она захватывала нос корабля, а затем при помощи опускающегося до земли тяжёлого противовеса его поднимала».

Хорошо зная механику, Архимед совместил ось поворота «клюва» с его центром тяжести, и то же самое сделал с главной стрелой, уравновесив её с «клювом». Поэтому механизм находился в состоянии безразличного равновесия, какие бы положения ни занимала стрела. Это свойство было очень важным для лёгкости управления машиной. В этих устройствах нашли применение теория центра тяжести и глубокое знание Архимедом законов рычага.

Ударный маятник

Самые первые тараны представляли собой тяжёлое бревно с металлическим наконечником, удерживаемое на весу примерно сотней воинов, которые с разгона наносили им удар в крепостные ворота.

Наибольшую эффективность как стенобитное орудие таран приобрёл после подвеса бревна с помощью цепей и канатов к жёсткой раме. Для возможности передвижения всей конструкции и надёжной защиты раскачивающих маятник солдат над бревном сооружался навес, который вместе с рамой устанавливали на колёса. Такая боевая машина нередко состояла из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный подвесной таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

В разгар боя в Сиракузах 75-летний Архимед что-то чертил на песке. Пробегавший мимо римский воин наступил на чертёж, и учёный крикнул: «Не тронь моих чертежей!» Солдат остановился и зарубил старика мечом.

Историк 1-го века Иосиф Флавий, бывший свидетелем осады римлянами крепостей с использованием тарана, писал: «Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабженная крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название. Посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоящейся на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединёнными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана»…».

Авторство изобретения маятникового тарана не установлено. Римлянин Витрувий (1-й век до нашей эры) описывает применение тарана македонским царём Филиппом II в 340 году до нашей эры при осаде греческого города Византия. Древнегреческий историк Фукидид утверждает, что такой таран применялся во время осады города Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II. Римляне научились искусству строить тараны у греков и впервые использовали их во время Второй Пунической войны. Огромный римский таран требовал для своего передвижения 6000 легионеров.

По мнению Вегеция, автора 4-го века, таран не только своим названием созвучен слову «баран», но и копирует тактику нападения этого животного. Навес над ним называется «черепахой», поскольку с раскачивающимся тараном похож на это пресмыкающееся, выдвигающее и прячущее голову и шею под панцирем. Известны находки массивных наконечникое для таранов, выполненных в виде бараньей головы.

Считается, что русская поговорка «Уставился как баран на новые ворота» обязана своим происхождением, скорее всего, не домашнему животному, а именно этому стенобитному орудию.

Центрифуга с противовесом

Согласно Библии, Давид поразил Голиафа камнем, выпущенным из пращи. Тысячелетняя эволюция этого простейшего оружия привела к созданию сложных метательных машин — баробаллист, действие которых основано на использовании силы тяжести.

Наиболее простым типом боевой рычажно-пращевой метательной машины, работавшей при помощи ручной силы, была патерелла. Она метала камни, приложенные к длинному плечу рычага, когда за короткое плечо тянули люди. Для метания небольших ядер было достаточно восьми человек, а для камней в несколько десятков килограммов требовалось более сотни воинов.

На одном конце рычага патереллы закреплялась праща, а на другом — ремни натяжения. При резком натягивании бойцами ремней рычаг приходил во вращательное движение, праща распрямлялась и поднималась, а в момент её раскрытия камень вылетал по касательной линии с огромной скоростью. Три из четырёх сторон машины были обнесены досками для защиты находящихся внутри воинов.

На рубеже 12-13 веков в баро-баллистических машинах сила, создаваемая людьми, была заменена тяжёлым противовесом, представляющим собой ящик, наполненный камнями. Так в Европе появился требюшет, широко используемый в феодальных войнах как самое эффективное стенобитное средство.

Первое применение требюше с противовесом упоминается в описании осады Акры участниками 3-го Крестового похода в 1189-1192 тодах для разрушения мощной городской стены. На Руси применение требюше (называвшихся пороками) отмечено в летописях 1204 года при описании осады Константинополя. В 1223 и 1224 годах русские использовали пороки при обороне Юрьева от рыцарей. Однако большого распространения на Руси пороки не имели.

С помощью требюше осаждающие разрушали не только стены, но и постройки внутри крепости, а также деморализовали осаждённого противника, забрасывая его горящими снарядами или трупами животных.

По средневековым письменным источникам, метательный рычаг европейского требюше имел длину более 10 метров, опорная стойка возвышалась на 7-8 метров, а противовес достигал 10 тонн. Собранная машина пристреливалась и могла устойчиво попадать 100-килограммовым снарядом на расстоянии 200 метров с точностью до 5 метров. Однако следующее метание могло быть произведено не ранее чем через полчаса.

Требюше не передвигали, а строили прямо на нужном месте. Конструкция продумывалась до мелочей. Момент раскрытия пращи определялся углом наклона специального крюка, укреплённого на конце рычага, а противовес поднимался при помощи ворота, похожего на «беличье колесо».

Журнал: Тайны 20-го века, №38 — сентябрь 2014 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вера Чистякова, Александр Плошинский

bagira.guru



От: NevzlinaT  







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы



« Вернуться

« РАСКОПКИ НЕАПОЛЯ-СКИФСКОГОГОРОДСКАЯ СТЕНА, ВОРОТА И БАШНЯ ( Развалины Неаполя-Скифского ) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Весна. Пейзаж с домом.
Девушка с цветком
10 легендарных пушек

Стихии знака Зодиака и работоспособность человека



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне