Опубликовано: Ноябрь 13, 2015

Тайна смерти Александра Македонского

Июньским вечером 323 года до нашей эры закатилось солнце жизни величайшего в истории завоевателя — Александра Македонского. Покоритель мира умирал в вавилонских садах Семирамиды долго и мучительно. Его не стало через 12 дней после того, как полководец почувствовал недомогание. О причинах смерти Александра спорили ещё его современники и античные историки. Тайной они остаются и по сей день. Неизвестно и место его захоронения.

Наваждение последних дней

Фото: Александр Македонский, похороны — реконструкция, 19-й век

Персы, которых Александр столь беспощадно разгромил, считали, что македонский полководец был наказан небом за то, что вскрыл могилу их царя Кира. Жители Вавилона были убеждены: покоритель мира подорвал свои силы в садах Семирамиды, строя планы новых походов, кои не под силу смертным. Македонские ветераны, вернувшиеся из Восточного похода на родные Балканы, говорили, что их царь погиб от пьянства и распутства, позабыв о законах предков об умеренности и сдержанности. Александр имел 360 персидских наложниц. Боги отвернулись от него, ибо царь стал ходить в одеждах врагов. Высшие силы лишили его разума, и он стал убивать верных ему людей, подозревая измену и попытки отравить его.

Античные историки рассматривали версию отравления. Они обращали внимание на тот факт, что, возвращаясь из Индии в Вавилон, прежде не знавший устали предводитель македонян стал страдать от физического бессилия и потери голоса. Арриан, Диодор и Плутарх свидетельствовали, что великий завоеватель был убит по тайному приказу наместника Македонии Антипатра, который выслал яд в копыте мула с надёжным гонцом, приказав подмешать смертоносное зелье в вино.

Недовольство зарвавшимся преобразователем среди македонской знати было тогда велико. Впрочем, один из вполне объективных древнеримских историков не соглашался с версией отравления и считал, что глубокое разочарование итогами похода в Индию и беспробудное пьянство, отягощённое малярией, довели Александра до прободения язвы желудка. Симптомы, дескать, были типичными.

Если верить историкам античности, канун смерти великого завоевателя был отягощён мрачными мистическими событиями. Плутарх писал: «…царь увидел множество воронов, которые ссорились между собой и клевали друг друга, причём некоторые из них падали замертво на землю у его ног. С обгорелого дерева текла кровь. Вскоре после этого Александру донесли, что Аполлодор, командующий войсками в Вавилоне, пытался узнать о судьбе царя по внутренностям жертвенных животных.

Прорицатель Пифагор, которого Александр призвал к себе, подтвердил это и на вопрос царя, каковы были внутренности, ответил, что печень оказалась с изъяном. «Увы, — воскликнул Александр, — это плохой знак!». Его тревожили многие знамения. На самого большого и красивого льва из тех, что содержались в зверинце, напал домашний осёл и ударом копыт убил его.

Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове, держа в руках кубок Геракла, полный македонского вина.

Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что зовут его Дионисий и родом он из Мессении; обвинённый в каком-то преступлении, он был привезён сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, перенеся его в это место на крыльях воронов, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне, ибо деревья покрываются кровью. Он указал на красное македонское вино. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его ещё усугубилось, он совсем потерял надежду на божество и доверие к друзьям, подозревая, что они хотят его отравить…».

Ещё в носилках, когда его несли к Вавилону, Александр пытался произносить строки «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался и впадал в тяжёлое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться.

Будучи в Египте, Александр заявил о своей божественной сущности, провозгласив себя сыном Амона — бога Солнца и покровителя власти фараонов. Египетские жрецы стали почитать Македонского как богоравного.

Вспоминалось ему и другое прорицание. Когда Александр захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами была записана священная Авеста. Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и посмертное наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя».

В поисках истины

Спустя более 2300 лет после описываемых событий, уже в начале 21-го века британское телевидение показало нашумевшую программу «Загадочная смерть Александра Македонского», подготовленную на основе расследования, проведённого Джоном Гривом, бывшим помощником главы Скотланд-Ярда. Грив привлёк к своему расследованию крупнейших экспертов в таких областях, как судебная медицина, эпидемиология, токсикология, психиатрия, археология и даже ботаника.

Бывший полисмен выяснил, что во времена Александра Македонского в медицинских целях использовалась белая чемерица — чрезвычайно ядовитое растение, которое применялось практически в микродозах. По мнению Джона Грива, смерть величайшего полководца всех времён и народов наступила в результате передозировки чемерицы, действие которой было усилено алкоголем. Вероятно, этим средством лекари хотели помочь Александру справиться с похмельем от непрерывных пиров и попоек, но, как говорится, хватили лишку.

Почти в то же время свою версию выдвинули американские учёные, эпидемиолог Джон Марр из Департамента здравоохранения штата Вирджиния и эксперт по инфекционным заболеваниям Чарльз Калишер из Колорадского университета. Они сочли, что Александр Македонский умер от западно-нильского энцефалита. Этот вирус, распространённый в Африке, Западной Азии и на Ближнем Востоке, получил широкую известность при его появлении в США в 1999 году. Вирус поражает птиц и животных, а людям передаётся посредством укусов кровососущих насекомых. Упоминаемые Плутархом вороны, падавшие бездыханными к ногам Александра, как сочли исследователи, умерли на лету от западно-нильского энцефалита.

Свою гипотезу Марр и Калишер проверили с помощью общедоступной диалоговой диагностической программы GIDEON (Global Infectious Diseases and Epidemiology Network — Глобальная сеть инфекционных болезней и эпидемиологии).

После введения симптомов болезни, поразившей Александра: инфекция дыхательных путей, нарушение работы печени, сыпь — и упоминания связи с птицами ответом программы была именно западно-нильская инфекция со 100-процентной вероятностью. Однако позволила ли суперсовременная техника найти истину или попросту появилась ещё одна гипотеза — ещё вопрос.

Посмертные скитания

Когда Александр отошёл в мир иной, целую неделю его полководцы делили огромную империю, бросаясь с мечами друг на друга. Лишь неделю спустя Птолемей, внебрачный сын Филиппа, отца Александра, которому в управление достался Египет, вспомнил о теле и настоял на том, чтобы временно захоронить его в Вавилоне. Так и поступили, но затем целых два года спорили, куда везти золотой саркофаг с телом своего бывшего повелителя.

Наконец, саркофаг выкопали и отправили в Македонию. Однако по пути, в Сирии, Птолемей напал на траурный кортеж, отобрал, угрожая и суля деньги, «трофей» и перевёз его в Мемфис. Там близ одного из древних храмов солнечного бога Амона Александра и захоронили. Ещё через два года тело вновь извлекли на поверхность и в роскошной лодке отправили в Александрию, уже ставшую к тому времени большим столичным городом.

Птолемей приказал повторить бальзамирование, поместить тело в новый саркофаг и установить в мавзолее на центральной площади. Сохранились сведения, что в 31 году до нашей эры мавзолей осматривал римский император Октавиан Август, но покоритель вселенной к тому времени почему-то лежал в стеклянном саркофаге.

В последующие века Александрию сотрясали смуты, перевороты, катастрофические события и войны. К примеру, ожесточенные столкновения происходили между первыми сектами христиан. Александр для них был всего лишь «царём еретиков и язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг великого завоевателя наиболее фанатичные граждане выкрали и где-то закопали глубоко в землю. Затем в Египет пришли арабы и на месте мавзолея построили мечеть. Тут всё окончательно запуталось, ибо магометане много веков никого стороннего в Александрию не пускали. Так что нынешним учёным и энтузиастам остаётся лишь гадать, где покоится тело величайшего из сыновей Македонии. Гадать и не оставлять попыток найти его, что, собственно, и происходит.

Журнал: Тайны 20-го века
Рубрика: Белые пятна истории
Автор: Андрей Чинаев

bagira.guru


От: NevzlinaT







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Академия архитектурыПонятие регулярности города »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Драчун. Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
Моей нареченной
Римские форумы

Кто спас Александра II в 1866 году



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне