Опубликовано: Ноябрь 3, 2015

«Тихий Дон» между Одером и Рейном

В марте 1930 года берлинское издательство выпустило вторую часть романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» (первая часть была опубликована годом раньше).

Советские читатели познакомились с романом в его первой редакции (в дальнейшем не раз корректируемой) ещё в 1928 году. Роман публиковался в журнале «Октябрь» в течение нескольких лет. Последняя книга этой эпопеи была закончена и опубликована в 1940 году. Но уже в конце 20-х годов прошлого века в литературных кругах возникла полемика об авторстве взволновавшего всех произведения.

На момент начала публикации Шолохову было лишь 23 года, а роман-эпопея, охватывающий огромный временной пласт российской жизни, писался ещё 2-3 годами раньше. Поэтому у многих, живших в описанное в романе время, возникало сомнение в способности столь молодого автора понять и описать сложные глубинные процессы, происходившие в российском обществе того переломного для страны периода. Были и иные поводы для сомнений. Возможным соавтором, а то и просто автором первых книг эпопеи называли бывшего казачьего офицера, затем белогвардейца-эмигранта Ивана Александровича Родионова.

Кто вы, полковник Родионов?

Этот человек родился в ноябре 1866 года в казацкой станице на территории Донского войска в семье помещика. Получил военное образование. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении революционной смуты 1905 года. В годы Первой мировой войны служил при штабе главнокомандующего Юго-Западным фронтом генерала Брусилова, участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, за личную храбрость был награждён четырьмя боевыми орденами. Но и в те военные годы он не оставлял занятий публицистикой, являясь до октября 1916 года редактором фронтовой газеты «Армейский вестник». И это не случайно: ещё в 1884 году (автору было всего 18) он опубликовал свои первые «Казачьи очерки», а в 1909-м стал известен как автор нашумевшего романа «Наше преступление». Максим Горький разнёс роман в пух и прах. А Лев Толстой автора похвалил.

В 1917 году Родионов отказался присягать Временному правительству. В мае того же года он на I Всероссийском офицерском съезде в Могилеве был избран членом Главного комитета Союза офицеров армии и флота. Позже, как активный участник корниловского мятежа, оказался в тюрьме. После освобождения вернулся на Дон и вступил в ряды Добровольческой армии, в рядах которой участвовал в 1 — м Кубанском походе. В те же годы он издавал официальную газету Всевеликого войска Донского «Донской край», а также новочеркасскую городскую газету «Часовой». В ноябре 1918 года Родионов был избран членом монархического комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России». Позже, по просьбе генерала Врангеля, занимался организацией периодической печати на юге России.

Закончив Гражданскую войну в чине полковника, Родионов вместе с Белой армией навсегда покинул Родину. Через Константинополь и хорватский Дубровник попал он в Париж, но в конце концов осел в Германии. В эмиграции продолжал активно участвовать в монархической работе: был помощником председателя Берлинского монархического объединения. В мае 1938 года в Белграде на организованной им же «встрече русских людей, верных заветам великого прошлого императорской России» Родионов выступил с яркой эмоциональной речью «о монархизме и монар-хичности всего русского». В эмиграции издал несколько книг — «Царство сатаны», «Любовь» и другие. В 1932 году вышли его «Сыны дьявола». Книга была проникнута ненавистью к коммунизму.

Будучи убеждённым врагом пьянства, Родионов ещё в довоенной и дореволюционной России обращался с докладами в правительство Его Величества, указывая на недопустимость бесконтрольной продажи алкоголя. При этом придерживался крайне радикальных взглядов. По его убеждению, Россия гибнет от двух главных причин: алкоголя и евреев. В последнем его позицию вполне можно было назвать черносотенной. В 1912 году он договорился до такого: «Единственно идеальное решение еврейского вопроса — это полное изгнание евреев из Русской земли», — на десяток лет опередив другого радикала — Адольфа Гитлера с его «окончательным решением еврейского вопроса», закончившимся холокостом. Такая позиция Родионова была не принята российской либеральной интеллигенцией и наглухо закрыла для молодого литератора двери многих издательств, что в конечном итоге отразилось на его дальнейшей судьбе.

Ни свой ни чужой

Когда в Германии у власти оказался Гитлер, немецкий студенческий союз выступил инициатором «Акции против негерманского духа», в ходе которой юные гитлеровцы разорили многие библиотеки и иные учреждения культуры и науки, в том числе почему-то и институт исследования сексуальных отношений. Апофеозом этих вакханалий стало публичное сожжение книг 10 мая 1933 года на площади Опернплатц в Берлине в присутствии 40-тысячной толпы в костёр было брошено 25 000 томов. Среди авторов «вредной и нежелательной литературы» было немало россиян: Зощенко, Эренбург, Сологуб и другие. Как ни странно, оказался среди них и Иван Родионов. Спрашивается, как он попал в чёрный список при такой близости взглядов с нацистами по главному для них вопросу? Русская зарубежная пресса его не жаловала, считая заносчивым антисемитом и слишком ярым антикоммунистом. Но не мог же не любить его за это Геббельс? Судя по всему, Иван Родионов пострадал из-за своего непризнанного соавторства «Тихого Дона». А для признания его соавтором Михаила Шолохова, а то и просто автором двух первых книг романа есть немало оснований. В годы Гражданской войны он лично прошёл тот же путь, что и герои «Тихого Дона», а в бытность редактором армейской газеты тесно соприкасался с жизнью казачества в тот исторический период, что описан в первых книгах романа.

Есть свидетельства, что однажды Родионов сказал сестре своей жены Оксане: «Оксана, Ксюша, а по-казачьи — Аксинья. Вот как назову я свою героиню». И в самом деле, именно так зовут героиню «Тихого Дона». В 1917 году в одном из номеров своей газеты Родионов опубликовал слова написанной им «Песни о Доне». И именно её поют казаки в 1-й книге шолоховского романа. Бывший сослуживец Родионова по армейской газете, в будущем украинский писатель, Иван Днипровский вспоминал, как главный редактор рассказал ему, что ещё в 1905 году задумал роман о донском казачестве и собирался превратить его в трилогию. Изучавший творчество как Шолохова, так и Родионова немецкий литературовед-славист профессор Вольфганг Казак пришёл к заключению, что в первой книге романа перу Шолохова принадлежит лишь 5%, а во второй книге — 30%. Все это, возможно, и навело нацистских идеологов на мысль, что автором произведения, ценимого в СССР настолько, что в его редактирование вмешивался сам Сталин, является Иван Родионов, после чего последний оказался в чёрном списке. Но немцы, как известно, любят порядок. Списки вредоносной литературы они пересматривали, уточняли, дополняли и корректировали. В итоге в опубликованном в декабре 1938 года исправленном списке Родионова не оказалось, зато Шолохов теперь в нём был.

А «Тихий Дон», изданный в 1930 году в Германии 11-тысячным тиражом, ещё дважды там переиздавался в 1948-1954 годах, причём без купюр и корректив. Так что немецкие читатели имели возможность знакомиться с ним в первозданном виде. В то же время в СССР автор, с учётом конъюнктуры, вносил многочисленные сюжетные и хронологические правки. Надо отметить, что в ближайшем после выхода романа многотомном издании немецкой энциклопедии Брокгауза (1928-1935) сведения как о Шолохове, так и о его романе вовсе отсутствуют. Во всех последующих изданиях упоминается о том, что автор подвергался критике со стороны советских властей и неоднократно переделывал свой роман. После смерти уже ставшего нобелевским лауреатом Шолохова в 1984 году немецкая энциклопедия писала: «Есть определённые сомнения, является ли Михаил Шолохов автором всего романа».

А его предполагаемый соавтор Иван Родионов умер в 1940 году в Берлине и похоронен там же на православном кладбище. На его могиле нет даже надгробного камня.

Журнал: Тайны и загадки, №12 — 1 июня 2015 года
Рубрика: Судьба человека
Автор: Анатолий Буровцев, Константин Ришес

bagira.guru


От: NevzlinaT







Похожие темы


----------------------------



Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться

« Правила приемки и методы испытания керамических товаровОпределение пористости и деформации плоских изделий »

Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Че Гевара без бороды
Гобелен
Натюрморт с лимоном и яйцом
Загадка винтовки Ремингтона

Широкая двухстворчатая внутренняя дверь без остекления



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне