Опубликовано: Ноябрь 2, 2015

Кто убил генерала Сикорского?

Поздним вечером 4 июля 1943 года в Гибралтаре потерпел крушение тяжёлый бомбардировщик B-24 «Либерейтор». На борту самолёта находился премьер-министр эмигрантского польского правительства генерал Владислав Сикорский и ещё несколько пассажиров. Все они погибли.

Главу польского правительства в изгнании устранили по приказу Черчилля?

Фото: польский генерал Владислав Сикорский

За минувшие десятилетия эта загадочная катастрофа породила множество вопросов. И главный из них: был ли здесь только несчастный случай? Или это было убийство? А если так, то кому оно было выгодно?

Официальная версия

Итак, что гласит официальная версия гибели Сикорского? Проведя инспекцию польских подразделений на Ближнем Востоке, 4июля 1943 года генерал должен был вылететь из Гибралтара в Лондон. В 23 часа 07 минут бомбардировщик «Либерейтор» 511-й эскадрильи Королевских ВВС пошёл на взлёт. На борту находились сам Сикорский, его дочь Зофья, пять польских офицеров и четыре представителя британских спецслужб. Однако через 16 секунд после взлёта самолёт рухнул в Атлантический океан. Все пассажиры и пять членов экипажа погибли.

Единственным, кто выжил в авиакатастрофе, был пилот чешского происхождения Эдуард Прхал. Он рассказал, что сразу после взлёта штурвал самолёта заклинило, и он рухнул в море.

Версия о технической неисправности самолёта и стала основной. Опираясь на показания Прхала и техническую экспертизу, британская следственная комиссия пришла к выводу, что авария была вызвана неисправностью руля высоты. Однако расследование так и не ответило на вопрос — почему руль оказался неисправен.

Сторонники версии о «несчастном случае» высказывают следующее предположение. При перелётах члены экипажей самолётов Королевских ВВС часто перевозили контрабандные грузы. Так, в обломках самолёта Сикорского, помимо личных вещей и дипломатической почты, были обнаружены новые фотоаппараты, меха, 1 футляр с драгоценностями, сигареты и ящики с коньяком и виски. Всё это, без сомнения, являлось контрабандой. Возможно, причиной катастрофы стал контрабандный груз, сорвавшийся с креплений и заклинивший систему управления.

Следствие также установило, что самолёт был перегружен. Дело в том, что, помимо контрабанды, все возвращающиеся в Лондон пассажиры (как поляки, так и англичане) везли огромные чемоданы и коробки, набитые колониальными товарами. Перегрузка самолёта сама по себе не могла вызвать его гибели, но могла существенно усугубить ситуацию в случае какой-либо неисправности.

Нет человека — нет проблемы

Генерал Сикорский был крупной политической фигурой, поэтому сразу же после катастрофы появились слухи о его преднамеренном устранении. И надо сказать, что слухи эти были основаны не на пустом месте. Скрытая, но упорная борьба между союзниками (Англия, США и СССР) за послевоенное будущее Польши, наличие подозрительных обстоятельств в Гибралтарской трагедии — всё это заставляло предполагать, что генерал мог пасть жертвой спецоперации. Но чьей? Первым, кого обвинили в случившемся, был, конечно, Иосиф Сталин. Как раз тогда, после Сталинграда, когда поражение Германии в войне стало очевидным, советский вождь стал всерьёз задумываться о послевоенном устройстве Европы. Естественно, что освобождённые страны Европы, по замыслу Сталина, должны были войти в сферу влияния Кремля. Либо прямо в качестве сателлитов с коммунистическим режимом, либо как «дружественные» державы, координирующие свою политику с желаниями «большого брата».

Польше в этих замыслах отводилась весьма важная роль. Но как раз главным препятствием к их осуществлению и был Владислав Сикорский! Он был самым авторитетным политиком для поляков. Но при этом генерал Сикорский был известен своей непримиримой позицией по отношению к СССР. Он однозначно не собирался признавать присоединение к СССР «исконно польских земель» (Западной Украины и Западной Белоруссии).

Кроме того, Сталин отдавал себе отчёт, что генерал не простит большевикам Катынь. Хотя советская сторона и утверждала, что это злодеяние — дело рук гитлеровцев, но сам Сикорский был убеждён, что ответственность за катынские расстрелы несёт СССР.

Всего этого было вполне достаточно для устранения Сикорского. Однако это всё теоретические рассуждения. А была ли у Сталина возможность осуществить диверсию на другом конце Европы? Да, такая возможность была.

Дело в том, что шефом британской контрразведки на Пиренеях в 1941-1944 годах был не кто иной, как Ким Филби. Этот знаменитый советский разведчик был разоблачён в 1963 году и тогда же заявил, что уже с 1940 года работал на СССР. То есть в момент гибели Сикорского Ким Филби уже являлся двойным агентом! Стоит учесть, что Филби начал свою карьеру с отдела «специальных операций», занимавшегося диверсиями и саботажем. Так что организовать диверсию с самолётом Сикорского для него было не так уж сложно. Но где же находился Ким Филби в день катастрофы? Поразительно, но 4 июля 1943 года он находился в Гибралтаре! Совпадение или нечто большее?

Он был слишком принципиальным

Однако имя Кима Филби заставляет пристально присмотреться и к другому объяснению трагедии, даже ещё более популярному, чем версия о «советском» следе. Может быть, Ким Филби действительно устранил Сикорского. Но действовал он вовсе не в интересах Кремля, а по приказу… Уинстона Черчилля! Казалось бы, абсурд! Зачем премьер-министру Британии убивать польского генерала-эмигранта, которому само же английское правительство и предоставило убежище на территории своей страны? Но на самом деле все не так однозначно.

Именно к лету 1943 года недовольство Черчилля деятельностью главы польского правительства в изгнании достигло своего апогея. Причина тому — резкое осложнение польско-советских отношений, вызванное «дуболомной» (по мнению Черчилля) политикой Сикорского. Вызывающая политика польского эмигрантского правительства ставила в сложное положение и Англию. Не будем забывать, что именно Британия считалась (и действительно была) главной покровительницей польского правительства в изгнании. Штаб-квартира польских министров-эмигрантов располагалась не где-нибудь, а в Лондоне.

Летом 1942 года — в тяжелейший момент для СССР! — Сикорский отзывает из СССР сформированную там армию генерала Андерса. А в 1943 году немцы обнародовали результаты раскопок в Катыни. Сикорский был вне себя. Генерал объявил о разрыве отношений со Сталиным. В ответ на это советский вождь стал создавать прокоммунистические польские части — Гвардию Людову (в противовес подчинявшейся эмигрантскому правительству Армии Крайовой). Сикорский поставил на грань развала всю союзническую коалицию.

Черчилль признавался, что он не может в этом конфликте встать однозначно на сторону СССР, так как это оттолкнет Польшу от Британии. Но и выступить, по понятным причинам, целиком на стороне поляков против СССР, который нёс на себе основную тяжесть войны с Германией, Черчилль тоже не мог. Британского премьера вполне устроил бы какой-нибудь более гибкий в вопросах политики польский лидер. Но Сикорский-то как раз проявлять гибкость и идти на компромиссы не хотел. Он стал явно «лишним человеком» в британо-советских отношениях.

Наводит на размышления и ряд подозрительных обстоятельств. Известно, что после катастрофы подводники тщательно обследовали затонувший самолёт. Они нашли личный портфель Сикорского и передали его губернатору Гибралтара. С тех пор этот портфель больше никто не видел. Что содержалось в нем? И почему он так таинственно исчез? Кстати, вся документация, связанная с крушением Б-24 в июле 1943 года, в Великобритании до сих пор находится под грифом «Секретно».

Серьёзные подозрения вызвал и единственный выживший после крушения пилот Эдуард Прхал. Спасение Прхала объяснялось наличием у него спасательного жилета. Однако загвоздка в том, что этот чешский лётчик никогда не надевал спасательных жилетов (это подтвердили его сослуживцы). Но именно в этот роковой день он почему-то решил изменить своему правилу.

Как бы то ни было, в деле о смерти генерала Сикорского пока больше вопросов, чем ответов. Остаётся надеяться, что рано или поздно исследователи смогут прикоснуться к засекреченным документам британского правительства, и обстоятельства гибели польского генерала наконец-то перестанут быть загадкой…

Журнал: Военная история, №10 — октябрь 2015 года
Рубрика: Мифы Второй мировой
Автор: Денис Орлов

bagira.guru


От: NevzlinaT







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« ГОНЧАРНАЯ ПОСУДАХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Головы
Революция
Антигон ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ Prutah, библейский/Иудейский

Гончарова Наталья Сергеевна, картины художника и биография



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне