Опубликовано: Июнь 6, 2013

Типы оседлых поселений казахов по данным археологических исследований Южного и Центрального Казахстана  (XV — XIX в в.)

С. Жолдасбаев

Вопрос о типах поселений казахов до сих пор мало освещен как в археологической, так и в этнографической литературе. Одной из причин этого является существование ошибочного мнения в историографии Казахстана по вопросу оседания казахов. Часть исследователей считает, что переход казахов к оседлости в северных и северо-западных районах Казахстана, т. е. на границах с Россией, начался под влиянием русских переселенцев во второй половине XIX в. Другие же вообще отрицают наличие оседлости и даже полуоседлости у казахов до конца XIX в.

Однако археологические изыскания, проведенные казахстанскими исследователями в последние десятилетия в основном на территории Южного и Центрального Казахстана, т. е. районов сложения и формирования казахского народа, и данные письменных источников доказывают ошибочность приведенных мнений. В данной статье мы попытались восполнить пробел в изучении оседло-земледельческих культур казахов. За пять лет палеоэтнографическнх изысканий нами в Южном и Центральном Казахстане зафиксировано более сотни временных и постоянных поселений, относящихся к XV—XVIII вв. Выявленные археологические памятники разделены на следующие типы: 1) кыстау — зимовка, 2) кыстак-зимовка — поселение или селище, 3) уактылы корган — временный замок, укрепленный глиняными или каменными стенами со рвами, 4) кент (кала) — городище, Кыстау — дословно зимовка. В большинстве случаев казахские зимовки расположены на берегах рек Сырдарья, Чу, Или, Арысь, Талас, Сарысу, Кенгир, Жезды, Кара-Кенгир и др., а также на участках, хорошо защищенных от ветров и пригодных для зимнего выпаса скота, — в горных ущельях. Такие места народу известны испокон веков, их использовали из поколения в поколение, до сих пор потомки тогдашних племен живут здесь. К сожалению, обживание данных мест современниками, уничтожает следы прошлого. По топографии зафиксированные зимовки бывают двух видов.

1. Зимовки по берегам рек. В большинстве своем они состоят из двух - трехкамерных землянок и полуземлянок, в плане круглых и продолговатых, от 3 до 5 м в длину, глубиной 0,5 до 1 л (рис. 1).
  

2. Зимовки в горных ущельях. Это по преимуществу наземные жилища, основным стройматериалом для которых послужил дикий камень. Они также насчитывали две-три комнаты. Стены в них сохранились в высоту 0,50—1,5 м (рис. 2). Обмазки стен обнаружить не удалось. В обоих случаях зафиксирован очень тонкий культурный слой. Подъемный материал представлен невыразительными фрагментами керамики, которую по составу и качеству поливы можно датировать XVI—XVIII вв. На отдельных зимовках встречаются фрагменты фарфоровых пиал с клеймом завода «Братья Кузнецовы». Это доказывает, что на таких зимовках жизнь продолжалась до конца XIX в. Расстояния между зимовками, приуроченными к берегам рек, не очень большие — 5—10 км, как правило, они располагаются по всему течению рек. В свое время (XVI в.) среднеазиатский историк Рузбехан писал, что Сырдарья протекает среди казахских зимовок, которые тянутся более трехсот монгольских ташей.

3 Акишев К. А. К проблеме происхождения номадизма в аридной зоне древнего К а з а х с т а н а — В кн.: Поиски и раскопки в Казахстане. Алма-Ата, 1972, с. 32. Таш равен 7—8 км.

Зимовки обычно комплектовались по группам, в каждой группе было от трех до десяти хозяйств, что подтверждается данными археологии и этнографии. Практически по всей территории Казахстана расположение и планировка зимовок одинаковы.

Рис. 1. План зимовки южнее Актас-мечеть.

Рис. 1. План зимовки южнее Актас-мечеть.

В них жили с конца ноября до начала апреля, причем летом здесь выполняли необходимые работы: строили сараи и ремонтировали жилища, заготовляли сено, дрова и выращивали хлеб. Постоянные зимовки в археологической литературе получили название - зимовка-поселение.

Такой тип оседлого поселения на территории Семиречья известен со времени саков и усуней.

Таким образом, второй тип поселения — кыстак — возникает на том же месте, где ранние зимовки.

Этот способ проживания нами прослежен до конца XIX в. На зимовках оседали беднейшие слои населения, не могущие кочевать. Здесь они стали заниматься земледелием. Постепенно такие зимовки превращались в кыстаки, т. е. в селища. Они довольно часто встречаются не только в Южном, но и в Центральном Казахстане. Там они строятся в виде каменных крепостей на холмах и напоминают городища Раната и Култобе Южного Казахстана. Они имеют мощные стены, за которыми насчитывается от трех до восьми дворов с хозяйственными постройками.

Эти места проживания вместо старого названия кыстау (зимовка) стали называться - кыстак. На землях вокруг них выращивали главным образом просо, ячмень, пшеницу. Обычно такое селище размером 50ХI0 м имело овальную или четырехугольную форму. Культурный слой в нем достигал 0,3—1,50 м.

Зимовка Каражар в ущелье Боса рык на южном склоне Каратау

Рис. 2. Зимовка Каражар в ущелье Боса рык на южном склоне Каратау.

Нам известны подобные селища вокруг городища Сауран — Шыгырлы I, II и Жалгызтам; на берегу Сырдарьи — Актас-мечеть, Арасатин-кумы, Бозакор; в Центральном Казахстане — Аяккамыр, Баскамыр, Найзагара и др. Селища, относящиеся к XV—XVII вв., обносились стенами и рвом (Жалгызтам, Бозакор, Аяккамыр и др.), а сельские поселения XVIII—XIX вв. стен и рвов не имели, они состояли из нескольких домов размером 20X30 м.

В поселении обычно бывало от 5 до 15 домов (Актас-мечеть, Арасатин-кумы, Шыгырлы I и II).

Нами исследовано одно из поселений, переходящее от зимовки к селищу Шыгырлы 1 (рис. 3). Оно построено на развалинах поселения XIII—XIV вв. Шыгырлы I состоит из десяти полуземлянок и сараев, сделанных из тальника. По планировке жилищ можно предположить, что в них проживало пять семейств, об этом свидетельствуют и хозяйственные постройки. Раскопками вскрыты две сообщающиеся между собой полуземлянки. Они имели два уровня полов, на первом, верхнем, выход был устроен на юго-восточную сторону, на нижнем, втором,— на запад, толщина слоя между полами 15—20 см. Это говорит о том, что жители, временно покинувшие свои места, после возвращения заново строили дома. Стены сложены из пахсы, но в обломках встречаются и сырцовые кирпичи. В верхнем слое очаг выявлен между комнатами. Во второй комнате в центре обнаружен еще тарелкообразный очаг размером 20X30 см. При расчистке второго пола (нижний) очага между комнатами не оказалось, а тарелкообразный очаг был на том же месте, но ниже первого на 15 см.

в

Рис. 3. Зимовка-поселение Шыгырлы I.

Крыша полуземлянок построена, как и шошала, конусообразно, в ней имелось отверстие для выхода дыма. Название поселения Шыгырлы, по сообщению местных информаторов, происходит от того, что люди здесь в прошлом использовали для орошения водоподъемное колесо — шыгыр. Об этом также свидетельствует и находка в юго-западной части поселения.
Шыгырлы II — это огромный котлован длиной 30—40 м, шириной 15—20 м, глубиной 10—12 м, от которого шел небольшой арык. Следовательно, жители зимовок-поселений занимались поливным земледелием.

Зимовки, переходящие в зимовки-поселения, зафиксированы в шести местах вокруг Саурана. Каждое поселение насчитывало от пяти до десяти хозяйств. Жилища наземные, около каждого дома построены хозяйственные полуземлянки, культурный слой которых незначителен. (рис. 4).

Среди однослойных селищ (кыстаков) по размеру самое большое (250X140 м) Актас-мечеть. Оно находится на старом русле Сырдарьи, в 40 км к юго-западу от Саурана, и состоит из 15 небольших бугров. (рис. 5).

Расстояние между ними 20—30 м. Остатки домов в настоящее время — это оплывшие бугры различной величины, высотой не более 70 см. В центре развалин выделяется мечеть, а на западной стороне — мавзолей.

в

Рис. 4. Одно из селищ в окрестностях города Саурана.

По форме они одинаковы, но мавзолей меньше размером. По сообщению местных информаторов, мечеть построена во второй половине XIX в., а мавзолей Айгожи — в конце XVII в. Этому соответствует поливная керамика XVII—XIX вв.

Следующее большое поселение Жалгыз-там. Расположено в 7 км к юго-западу от городища Сауран, южнее железнодорожной ветки Туркестан — Кзыл-Орда, в 6 км от разъезда 29. По своему характеру это поселение городского типа. По показаниям местных жителей, еще 40—45 лет назад здесь были заметны развалины высоких стен. В настоящее время Жалгыз-там стен не имеет, в плане — это трапециевидный бугор, окруженный оплывшим валом высотой до 1,5 м.

6 См.: Жолдасбаев С. Поселение Актас-мечеть (XVII—XIX вв.). — В кн.: Древности Казахстана. Алма-Ата, 1975, с. 86—93.
7 См.: Жолдасбаев С. Раскопки укрепленного поселения Жалгыз-там (XV— XVin вв.). — В кн.: В глубь веков. Алма-Ата, 1974, с. 173—187.

Судя по раскопкам, дома в нем выстроены на южной и западной сторонах, вдоль внутренней крепостной стены. Северная часть поселения являлась общим хозяйственным двором, а открытая центральная — загоном для скота. Такая планировка напоминает размещение казахских аулов при перекочевках, когда юрты ставятся кругом, а центр используется  для скота. Подобное расположение называется «аула котан».

Ряд поселений, как Бозакор, Арасатин-кумы (среднее течение Сырдарьи), Баскамыр, Аяккамыр, Найзагара (Центральный Казахстан), очень схожи между собой. Несмотря на отдаленность районов, одинаковые по форме строения этих поселений говорят об этнической однородности и самобытности населения Казахстана.

Раскопки Аяккамыра и шурфовка Найзагара дали керамический материал XIII—XV вв. Здесь также найдены обломки серпа, что указывает на занятие жителей земледелием. Стены из пахсы сложены тем же методом, что и на поселении Жалгыз-там. Однако если в керамике Жалгыз-тама и поселений на среднем течении Сырдарьи и северном склоне Каратау преобладает разнообразная поливная посуда, то в поселениях Центрального Казахстана ее очень мало. По-видимому, это объясняется тем, что в центрально-казахстанских степях эту продукцию не изготовляли.

В результате многолетних археологических исследований в Центральном Казахстане были открыты городские поселения Милыкудук, Болган-ана, Батогай, Мартук, Келин-там и т. д. В районе их расположения обнаружены также остатки ирригационных сооружений — каналов и арыков, свидетельствующих о наличии орошаемого земледелия в сравнительно небольшом масштабе.

в

Рис. 5. Селище (кыстак) Актас-мечеть. я Маргулан А. X. Джезказган — древний металлургический центр (Городище Милыкудук). — В кн.: Археологические исследования в Казахстане.

Алма-Ата, 1973, с. 10—20; его же. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата. 1950, с. 88—94.

Таким образом, выявленные сельские поселения говорят о связи кочевнической и оседлой земледельческой жизни.

в

Рис. 6. Замок-убежище Шоткара.

Третий тип поселений — замок-убежище (уактылы корган), укрепленный земляными валами или каменными стенами, а также обнесенный рвом. Такие замки в большом количестве встречаются в Центральном Казахстане, на открытых местах, возле небольших горных речек. Их использовали как летние стойбища. Нам известны следующие: Орда (170Х100 м), Ногербек-дараси (200X150 м), Айбас (29X30 м), Шоткаранин-кони (30X35 м) (рис. 6).

Подобные замки отмечены также у выходов ущелий на северном и южном склонах Каратау. Местные жители называют их «Баскорган» «Каменный замок».
По словам информаторов, эти замки построены во время джунгарского нашествия. Культурного слоя они почти не имели, поэтому их датировка весьма условна. По сообщению Д. Гладышева, в таком укрепленном замке в районе Аральского моря жил Абулхайрхан. Вначале XIX в., по словам Галкина, внутри укрепленной усадьбы в низовьях Амударьи можно было поставить более 1000 юрт. Он отмечал, что в таких замках занимались бахчеводством и сеяли просо 10.

9 См.: Казахско-русские отношения в XVI — XVITI веках. Алма-Ата, 1961, с. 180.

Замки Центрального Казахстана разной величины. Маленькие, как Айбас, Шоткара, служили временными укрытиями, а большие, как Орда, Ногербек-дараси — летними ставками, внутри которых могло расположиться 50—100 юрт. Подобные памятники, встречающиеся по всей территории Казахстана, были летними ставками казахских аристократов, вокруг этих мест осевшие бедняки обрабатывали землю.

На южных склонах хребта Каратау зафиксировано одно из временных городищ с древним названием Саудабазар. Оно находится в широкой долине. По словам информаторов, здесь шла бойкая торговля, отчего местность получила свое название. Сюда приезжали купцы из соседних городов: Сыгнака и Аккургана, Туркестана и Саурана. Тропами через горы это городище связано с городами, расположенными на северных склонах Каратау — Култобе, Ран и Сузак. Вокруг Саудабазара имеются прекрасные пастбища и летовки: Егизкара, Талдысай, Катынкамал, Тирмен и др. Из названий некоторых урочищ, например, Тирмен, можно заключить, что здесь когда-то была водяная мельница. Это подтверждает наше предположение о том, что в ущельях кочевники занимались земледелием. В 3 км от городища выявлены остатки небольшого селения. По рассказу стариков, оно оставлено в 1930 г. Вокруг него отмечены участки, пригодные для посева. Рядом, на берегу речки, вырисовываются сакские курганы, а вокруг — остатки каменных домов и землянок. Все это говорит о том, что Саудабазар и его окрестности издавна привлекали к себе внимание казахских племен.

Четвертым типом оседлого поселения казахов мы считаем кент — городище. Слово «кент» иранского происхождения, оно перешло в тюркский язык в VII—VIII вв. и до сих пор среди казахского населения употребляется в своем первоначальном значении кент—кала (город).

Такими городами являются Сыганак, Сауран, Аккурган, Мейрам-тобе, Сузак, Туркестан, Отрар. Нами на северном склоне Каратау зафиксирован еще ряд типичных казахских городищ, это Култобе (Зольный бугор), Раната, Тастобе, Таскорган (в данное время полностью разрушен), Коктобе. В низовьях, Чу, встречено подобное городище Тасты, в Центральном Казахстане — Кзылкент и Талдыкент. Данные города по планировке и строительным методам, как и поздние (XVIII—XIX вв.) казахские зимовки, однотипные. У всех строительным материалом служил простой необработанный камень. Некоторые из них, в частности городища Култобе, Раната, Таскорган, находятся в глубине ущелья.
10 Галкин М. Н. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии. СПб., 1868, с. 180—181.
11 Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Т. II, ч. 1. М., 1963, с. 210.
12 Маргулан А. X. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата, 1950, с. 97—99.
Рис. 7. План городища Култобе.

Этим они напоминают зимние стойбища. Вокруг них имеются участки для посевов и оросительные каналы.
В течение трех полевых сезонов нами велись раскопки на городище Култобе (рис. 7), расположенном в ущелье Кара-Курун, в 4 км к югу от совхоза им. Энгельса Сузакского района Чимкентской области. Култобе можно отождествить с известной по письменным источникам «укрепленной крепостью Йлан-караул» (Жылан-караул), которая в 1582 году была частично разрушена сыном Шейбанихана Иба-дуллой-султаном. По данным археологии, жизнь на городище продолжалась до XVIII в.

13 См.: Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв. Алма-Ата, 1969. с. 293.

Култобе (180X135 м) представляет собой овальный в плане холм, высотой 10—12 м, с возвышенностью в северной части. По краям в некоторых местах прослеживаются остатки крепостной каменной стены шириной до 6 м. Холм опоясывает сильно оплывший ров. В северо-западной части городища расположены развалины водяной мельницы. В 1973 г. во время распашки в этих местах обнаружен четырехугольный каменный ящик высотой 130 см, шириной 50 см и три большие хума, врытые в землю. В каменном ящике найдены остатки
пшеницы, а в хумах — проса. По-видимому, это семена. Развалины еще одной водяной мельницы встречены в 5 км выше по ущелью, здесь же собраны обломки керамики. Еще выше в 5 км отмечен каменный замок (70X65 м). Культурный слой его беден, только битая посуда. Около замка находятся могильники XVI—XVII вв. Такие же могильники зафиксированы в юго-западной части городища Култобе. Основные раскопки проводились в северо-западной части городища, здесь площадь раскопа достигла 2300 кв. м и в центре на возвышенности — 500 кв. м. В северо-западной части вскрыто более 60 комнат и прослежены остатки двух улиц. Одна из них шириной 2 м тянется вдоль крепостной стены, другая шириной 2,5 м проходит в центре поселения. На возвышенности выявлено 17 помещений. Дома располагались по улицам террасообразно. Основным строительным материалом был камень, иногда для внутренних перегородок использовали сырцовый кирпич (30X12X8 см). Стены высотой 30—70 СМ. Во всех жилых помещениях планировка не нарушена. Кроме основного раскопа в северо-западной части городища для выяснения характера оборонительных сооружений была заложена разведочная траншея (длиной 20 м, шириной 1,5 м). На глубине 1 м обнаружился ров шириной 5 м и глубиной 3 м. Затем были выявлены остатки трех крепостных пахсовых стен, вероятно, нижнего культурного слоя. На одной из них возведена каменная стена, которая относится к последнему периоду жизни городища — к XVI—XVIII вв., две нижние стены датируются XIII—XV вв. Это подтверждают находки керамических изделий в разведочных шурфах, заложенных один в центре рва, другой на раскопе в комнате.

Нами исследовано также городище Ран (рис. 8), расположенное в 20 км на юго-запад от Култобе, в ущелье Кенсай, в 1,5 км к югу от с. Кызыл-байрак второго отделения совхоза им. Энгельса.

Городище Ран (150—110 м) — это овальный в плане холм высотой 10 м. По всему городищу хорошо видны остатки каменных построек. Возможно, основные жилые комплексы размещались ближе к крепостной стене, что обусловлено понижением площади городища к центру. Главные ворота поселения сделаны на южной стороне.
Раскоп площадью 625 кв. м заложен в северо-западной части городища. Вскрыт полностью один жилой комплекс, состоящий из шести комнат размером 2,8X1,5; 3,2X4; 5X5,5 м и двух хозяйственных помещений размером 9X2,9 м. Все жилые помещения соединены проходами. В каждой комнате, кроме 1 и 5, был очаг-тандыр, рядом с которым на суфе устроен тарелкообразный открытый очаг, очень прокаленный внутри. Перед тандыром-очагом имелось ташнау, перекрытое плоскими камнями. Все дымоходы выведены в угол стены вертикальными каналами. Выход на улицу устроен в помещении 5.

 

в
Рис. 8. Городище Ран.

Хозяйственные помещения пристроены с северо-восточной стороны жилых комнат. Вход в них отдельный. Ниже этого строительного периода вскрыто четыре жилых помещения с двумя тандырами-очагами.

В отличие от предыдущего строительного горизонта стены этих помещений пахсовые. К сожалению, хозяйственные ямы, относящиеся к последнему периоду, разрушили ранние строения. Траншея, заложенная на северо-западной стороне раскопа, выявила две параллельные каменные стены. Первая наружная стена
толщиной 1,5 М находилась ниже второй на 4,5 м. Между ними было пространство 7 м. Первая стояла на грунте, вторая — на остатках пахсовой стены.

На городище собрана в основном керамика и немного костяных и каменных изделий. На донце посуды имеются тамгообразные знаки в виде креста и параллельных черточек. Такие тамги на поливной керамике встречаются в данном регионе довольно часто и характерны для посуды XVI—XVII вв.

Судя по материалам, города Жылан-караул и Ран существовали в одно время. Строительный материал и планировка, расположение жилых помещений, орудия труда, утварь — керамика, система отопления в этих городах одинаковы. Аналогии выявленному, имеются в материалах зимовок и селищ XV—XVIII вв. Расположение городов в ущелье гор дает основание для вывода, что они возникали и развивались на базе кочевнических ставок и на местах постоянных зимовок. Итак, проанализировав своеобразные виды оседлых поселений казахов, мы можем отметить, что больше распространен первый и второй типы поселений, т. е. зимовки, зимовки-поселения и селища (кыстак). Если ранние зимовки, зимовки-поселения (XV—XVII вв.) располагаются в основном на берегах больших рек, то поздние (XVII—XX вв.) — чаще в горной местности, в ущелье. Селища-кыстак с незначительным культурным слоем встречаются вблизи больших городищ. Нередко вокруг них находятся зимовки и зимовки-поселения. В таких сельских местностях жил простой люд, который занимался земледелием, подготавливая зимовки и зимовки-поселения к зиме.

Предложенная классификация оседлых поселений казахов XV—XIX вв. Южного и Центрального Казахстана не окончательная. Еще предстоит провести немало исследований, чтобы решить многие неясные вопросы, связанные с оседлостью казахов.



Раздел: Прошлое Казахстана по археологическим источникам


От: Noskov



Предоставляем образцы удостоверений по от на высоте.





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться

« Водохранилище средневекового Отрара, В. А. ГрошевО римских безумцах-правителях »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Голва крестьянина
Декорация к финалу балета "Алеко"
Налёт американских бомбардировщиков на Токио 18 апреля 1942 года

10 самых кровопролитных сражений



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне