Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Ткани -  композиционный центр интерьера в СССР

   Ткани могли претендовать на роль композиционного центра интерьера. В декоративном текстиле, выполненном в то время, было найдено много нового, как в характере рисунка, так и в технологии. Набивные ткани получают большое распространение в эти годы благодаря сравнительной простоте изготовления и дешевизне. Появляется большое количество декоративных тканей с разнообразными тематическими рисунками - изображениями цветов, деревьев, людей, предметов быта и архитектуры. Нередко за основу текстильного узора брались изобразительные мотивы деревянной резьбы, росписи прялок, вятской игрушки и т. п. В художественной трактовке этих мотивов исчезла скованность и строгость, которой отличались ткани второй половины 50-х годов.

Работая над эскизом будущих тканей, художники стремились не к простому переводу на плоскость растительных или орнаментальных мотивов, а к творческому их переосмыслению. Примером может служить ткань В. Лотониной «Селигер», в которой своеобразно трактованы приемы народного творчества. Вместе с тем в этом виде текстиля всегда важно сохранить «читаемость» узора, не допустить перегруженности его, чрезмерной активности. Для этого художники часто пользуются приемом контраста чистого фона с пятнами рисунка, трактованными либо в графике, либо в цвете. Так, в ткани Т. Озерной «Керамика» (1962) повторяется группа элементов - балхарский кувшин, расписной поднос и две геометрические формы, расположенные на светлом гладком фоне. Сочетание живописного пятна и тонкой графической линии создает здесь легкую, неперегруженную поверхность.

Для узора ткани И. Кулаковой «Вятская игрушка» (1963) использован этот же метод - повторение свободно читающихся на белом фоне изображений, равномерно покрывающих поверхность ткани.

Большую группу декоративного текстиля 60-х годов составили ткани с крупным геометрическим рисунком, хорошо компонующиеся с современным интерьером и мебелью. Особенно удачно подобные ткани были выполнены Н. Кирсановой и В. Арманд. Стилевые особенности подобных тканей на протяжении 60-х годов мало менялись. Их эволюция сводилась лишь к поиску более выразительного ритма полос и более активному введению цвета.

В начале 60-х годов появилось немало тканей, построенных на легком графическом рисунке, на тонкой линии, на светлых акварельных тонах. Их особенно часто можно встретить у художников, принимавших участие в комплексном проектировании жилых интерьеров. Колорит, характер узора, масштаб рисунка занавесов соотносились с предметами обстановки, обивкой мебели, окраской стен. Классическим образцом тканей этого типа стали работы О. Чесноковой. Ярко выраженным национальным характером и особым эмоциональным настроем отличались в те годы декоративные ткани Прибалтики. Им присуща стройность геометрического ритма, четкая графичность и прорисованность изображений, продуманность масштаба. Эти свойства появились уже в жаккардовых декоративных тканях 50-х годов, хотя техника диктовала там свой подход к построению рисунка. В жаккардовой ткани Л. Эрм «Певческий праздник» (1960), несмотря на сложность изобразительного мотива, прежде всего подчеркнуто ритмическое начало, графичность узора, контраст светлых и темных вертикальных полос.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Опыт развития советского интерьера в послевоенный период, декоративные искусства

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии