Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 24, 2010

Опыт развития советского интерьера в послевоенный период,  декоративные искусства

Как видим, при творческом подходе к задаче и чисто архитектурными средствами можно преодолевать однообразие типовых интерьеров. Но столь же очевидно, что, ограничиваясь только архитектурно-дизайнерскими средствами, отказываясь от участия в формировании общественных интерьеров художников декоративного искусства, невозможно добиться, чтобы эти интерьеры были не только индивидуально-неповторимыми, но и отражали духовный мир современников, черты национальной культуры своего времени.

И строго архитекторе решения внутренних пространств и более камерные, рассчитанные на особое настроение интерьеры, в которых найден синтез современных и традиционных художественных форм, не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга, так как по-своему отзываются на разные стороны сложного, многогранного духовного мира современного человека, на его порой противоречивые взаимоотношения с окружающей средой.

Лучший общественный интерьер второй половины 60-х годов

Не случайно на Всесоюзной конференции по интерьеру, проведенной Союзом архитекторов СССР в 1969 году, где подводился итог конкурса на лучший общественный интерьер второй половины 60-х годов, были отмечены работы, которые характерны для разных направлений развития современного советского интерьера. Среди лучши были названы: киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде (арх. В.Каменский, Ж. Вержбицкий, Г. Вланин, А. Жук) и кинотеатр «Первомайский» в Москве (арх. Д. Солопов и М. Казарновский), представляющие интерьеры, которые решаются преимущественно архитектурными средствами. Ресторан «Дарьял» в Тбилиси (арх. Т.Чхеидзе, худ. И. Заалишвили) характеризует тип романтико-этнографических театрализованных интерьеров.

  Основной тип общественного интерьера, который создается на основе синтеза современного и традиционного начал - кафе «Мейрепига» близ Таллинна (арх. В. Херкель), в интерьерах которого интересно использованы традиционные формы эстонского крестьянского жилища, и Дом приемов Ленинградского горисполкома (арх. В. Каменский, А. Жук), где органично слились новые архитектурные формы интерьера со старинными предметами внутреннего убранства (шпалеры, вазы и т. д.).

В конце 60-х годов в формировании интерьеров все большее значение приобретают различные виды декоративного искусства. Они становятся все более активным компонентом синтеза пластических искусств. Иногда характер этих интерьеров определяется ансамблем посудных форм (как, например, в одном из залов ресторана в Суздале или в кафе «Русский чай» в Москве).

Показательным примером того, какую активную роль в интерьере приобретает декоративное стекло, может служить работа московских художников Г. Антоновой, С. Рязановой и А. Степановой, создавших для бара в санатории «Мисхор» целую сюиту декоративных сосудов из цветного стекла (1971).

Причудливые формы этих сосудов, ассоциируясь с глубоководными животными и самой стихией морских глубин, определяют художественный образ всего интерьера, диктуя его планировку, форму и расположение проемов и ниш в стене.

Таким формообразующим свойством в ансамбле общественного и жилого интерьера обладают и многие другие произведения декоративного искусства, показанные на выставках 1968-1972 годов,- гобелены, керамика, металл. По мере своего развития советское декоративное искусство все активнее включается в формирование окружающей среды, и в частности, в создание общественных и жилых интерьеров.

 В течение 70-х годов в советской архитектуре постепенно преодолевались недостатки предшествующего десятилетия. На первый план выдвинулись проблемы гуманизации жизненной среды и улучшения качества нашего предметно-пространственного окружения.

На данном этапе первостепенное значение приобрели те тенденции архитектурного творчества, которые опираются на освоение широкого круга художественного наследия и ориентируются на поиск своеобразного облика интерьеров различного назначения и более последовательное проведение принципа содружества пластических искусств. Это вовсе не означает возвращения к традиционной ордерной архитектуре, но знаменует решительный шаг от первой, еще несовершенной стадии индустриально-сборного строительства к более зрелой его ступени, когда творчество архитектора обретает необходимую свободу и неизмеримо большие возможности для реализации своих замыслов, а развитая строительная индустрия на основе новой индустриальной технологии способна более мобильно и качественно воплощать эти творческие замыслы в жизнь.

Опыт развития советского интерьера в послевоенный период показывает, что лучшие художественные результаты достигнуты здесь теми, кто не уходил от насущных проблем современной жизни и умел находить в создаваемых ансамблях правильное соотношение личных творческих устремлений и насущных требований нашего общества, улавливая живую органическую связь между настоящим, прошлым и будущим.

В своем очерке развития интерьера мы не смогли даже суммарно охватить все многообразие видов существующих интерьеров, разнообразных тенденций их художественного оформления.

Остались вне рассмотрении специфические интерьеры сельских жилых и общественных зданий, вся область промышленных интерьеров (в том числе грандиозных заводских цехов, кинотелестудий, интерьеров новейших научно-технических комплексов и т. д.) или бесконечное многообразие транспортных интерьеров, начиная с внутреннего пространства вагонов железной дороги, метро, самолетов, кончая речными судами и огромными океанскими лайнерами - этими «плавучими городами», в создании которых в послевоенные годы успешно работали художники Ленинграда, Таллинна, Тбилиси, Калининграда и других городов.

К этому перечню нужно прибавить огромное количество спортивных и зрелищных интерьеров (например, вращающегося вокруг своей оси ресторана «Седьмое небо», вознесенного на трехсотметровую высоту Останкинской телебашни), а также музейно-выставочных помещений. Мы уже не говорим об интерьерах мемориальных сооружений, художественное решение которых определяется общим идейно-эмоциональным строем данного ансамбля.

Место и роль декоративных искусств

Мы ограничили себя задачей проанализировать место и роль декоративных искусств в формировании наиболее распространенных типов жилого и общественного интерьера. Ведь именно в них прежде всего складывается то, что можно назвать художественным ансамблем, в котором объединяется творчество архитекторов и художников, работающих в различных видах и жанрах искусства. Их совместная задача состоит в том, чтобы эстетически осмыслить и организовать архитектурное пространство как живую связь между человеком и окружающим его предметным миром. Иными словами, речь идет о формировании художественно целостной среды, отвечающей потребностям граждан социалистического общества.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Различные приемы освещения общественных интерьеров в СССРТкани - композиционный центр интерьера в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии