Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 24, 2010

Романтико-этнографические интерьеры в СССР

   Для того чтобы подобная театрализованно-романтическая среда была действенной, нужно, чтобы существовала ясно осознаваемая посетителем связь между характером данного интерьера и тем историческим местом, где он находится. Своеобразие грузинского ресторана «Дарьял» особенно остро ощущается именно потому, что в этом городе вырос самобытный гений Пиросмани и в нем сохранились многие запечатленные художником бытовые черты, а народные «винницы» в Рахове и Берегове, молдавская «Касамаре» в Тирасполе или чайхана в Ленинабаде просто немыслимы вне связи со всем образом жизни и природой тех мест. В таких интерьерах посетителю необходимо ощущение достоверности или хотя бы иллюзорной подлинности воссоздаваемого здесь национального и исторического антуража. Потому-то так действует на воображение, скажем, интерьер литовского ресторана близ Шяуляя, устроенного в настоящей старой ветряной мельнице, и так фальшиво-бутафорски выглядят рестораны, заново выстроенные и лишь «загримированные» под мельницу или корчму.

Но даже если такие «романтизированные» интерьеры сделаны с талантом и выдумкой, в свободной, импровизационной манере, которая воссоздает ту или иную эпоху или «местный колорит» легко, артистично, даже иногда с оттенком иронии и своеобразной «игры в старину», все равно стилизация и архаизация не перестают быть тем, что они есть на самом деле: вторичным, побочным продуктом художественного творчества. Они не могут стать главным направлением в развитии искусства, тем более нашего, социалистического.

Подобные романтико-этнографические интерьеры представляют собой гипертрофированное, доведенное до крайности желание преодолеть безликость стандартизованной среды. Их авторы пытаются достигнуть этого путем решительного противопоставления необычных, «театрализованных» интерьеров реальности современной архитектуры.

Влияние пространственно-конструктивных решений

   Противоположной крайностью является отказ от каких-либо национальных и исторических признаков в отделке и убранстве интерьеров. Сторонники этого направления, представляющего новейший рецидив функционализма, исходят из убеждения, что современному интерьеру не нужно иных художественных средств, кроме собственно архитектурных и дизайнерских, и что всякое привлечение к сотрудничеству в ансамбле декоративного и монументального искусства есть признак бессилия архитектора. Это направление стремится к решениям, основанным на эстетизации конструкций, выявлении архитектурных членений, качестве отделки, цвета и фактуры материалов, использовании разнообразных эффектов светотехники. Поэтому эстетические качества таких интерьеров во многом зависят от совершенства строительных материалов и исполнения проекта в натуре.

В начале 60-х годов на характере строго архитектурных интерьеров сказывалось влияние пространственно-конструктивных решений новейших промышленных построек. Их характерные черты - культ прямых линий, четких, граней, чистых плоскостей, увлечение сплошным остеклением, порой доходящее до абсурда (например, в типовом проекте парикмахерской в виде стеклянного аквариума). По мере развития архитектуры по пути сложных ансамблевых решений, интерьеры такого рода постепенно отошли от свойственного им ранее жесткого геометризма и к концу 60-х годов стали более пластичными и сложными по своим формам и композиции внутреннего пространства. Одновременно усложняются приемы их отделки и убранства. Все чаще вводятся монументально-декоративные произведения в виде свободно стоящих в пространстве скульптурно-декоративных объемов из металла, керамики, стекла, а также в виде витражей, мозаик и т. п.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Сочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества (продолжение)Освещение интерьеров залов в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии