Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 24, 2010

Сочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества (продолжение)

  В Грузии наряду с интерьерами Дворца бракосочетаний, Пицунды, «Иверии» можно встретить построенный на манер старого крестьянского дома-дарбази ресторан «Марани» в Мцхете (1966) или ресторан «Дарьял» в Тбилиси (1967, арх. Т.Чхеидзе и И. Заалишвили), один из залов которого во всех деталях своего убранства, начиная с мебели, драпировок и скатертей из синей набойной ткани и кончая сервировкой стола глиняной посудой и одеждой официантов, имитирует обстановку традиционного грузинского духана времен Нико Пиросмани. Стены этого зала тесно увешаны полотнами, представляющими собой реплики известных картин этого гениального самоучки: веселые праздники под открытым небом, дары грузинского стола, веселые лица пирующих. Они создают довольно колоритную обстановку, правда, привлекающую не столько истинных знатоков искусства Пиросмани и старого грузинского быта, сколько заезжих любителей местной экзотики.

Условно-бутафорский характер этого интерьера становится особенно ощутимым, когда, переступив порог соседнего зала, вы попадаете из духана конца XIX века в совершенно иную среду: суровая, имитирующая крупные тесаные камни облицовка стен, кое-где оживленная архаическими каменными рельефами (некоторые из них представляют собой точные слепки произведений VIII-XI вв.), старинные чеканные сосуды в глубоких нишах каменной стены - все это должно воссоздать дух грузинского средневековья.

В такой разностильности соседних помещений нет художественной логики, зато, по-видимому, есть коммерческий расчет: подобно тому как посетитель может выбрать по вкусу еду и питье, ему предоставляется возможность выбрать историческую среду, в которой он расположен находиться.

  Среди интерьеров подобного рода есть много градаций с точки зрения их соответствия историческим прототипам: наряду с более или менее вольной имитацией какого-то обобщенного старого интерьера (как это мы видим в названных грузинских ресторанах или в киевских ресторанах «Мысливец», «Млын», «Верховина», «Ветряк», «Наталка») есть и такие интерьеры, которые воссоздают историческую атмосферу с полной достоверностью, потому что сама архитектурная среда, а иногда и утварь здесь подлинные, а новый декор только дополняет и аккомпанирует им. Таково, например, кафе «Пыльдсама» в Пириту (Эстония), устроенное на старой шхуне, стоящей у причала, или «Охотничье кафе» в Каунасе, которое помещается в сводчатом зале старой ратуши с огромным камином, коваными железными решетками, старинной кухонной утварью, тяжелыми деревянными лавками и огромным общим столом, уставленным глиняными кружками, за которым посетители сидят все вместе, как на средневековых цеховых пирах.

Для того чтобы яснее понять, в чем же разница между двумя характеризуемыми типами интерьеров, поучительно сравнить кафе «Таурас» в Вильнюсе и «Охотничье кафе» в Каунасе: по своей тематической направленности они близки и притом относятся к литовской национальной школе 60-х годов, но тем не менее между ними существует принципиальная разница. «Таурас» - это современный интерьер, где столь же современными архитектурными и декоративными средствами, языком художественных метафор создается образ старинного сурового пристанища охотников. А в старой каунасской ратуше сделана попытка воссоздать натуральную среду далеких исторических времен, чтобы дать возможность современному посетителю (если он хочет включиться в эту игру) хотя бы на время перенестись в неведомый ему мир.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Сочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества в СССРРомантико-этнографические интерьеры в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии