Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Сочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества

Такая линия в искусстве интерьера развивалась во всех союзных республиках, хотя далеко не везде она получила достаточно яркое и законченное выражение. Конкретные решения здесь бывают самые разные. Чаще всего встречается сочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества или произведений, в своей тематике и стилистике тесно связанных с той или иной национальной традицией. Есть и такие интерьеры, в которых строгая простота современного архитектурного стиля сочетается с уникальными старыми предметами меблировки и художественного убранства (Дом приемов Ленинградского горисполкома, 1968, арх. В.Каменский, А. Жук). Но во всех случаях в интерьерах этого типа стилизованное декоративное убранство не подавляет и не противоречит современному функциональному назначению помещения, не превращает его в своего рода бутафорскую имитацию жизни иных эпох.

Подражание патриархальному народному быту самый распространенный тип общественных интерьеров второй половины 60-х годов

   В «Иверии» (арх. О. Каландаришвили, П. Цхомелидзе) применены разнообразные виды декоративного искусства: квадратные пластины декоративной чеканки по алюминию А. Горгадзе образуют красивую декоративную решетку в холле гостиницы; поэтичная стенная роспись Б. Бердзенешвили «Моя Грузия», занимающая торцовую стену в главном ресторанном зале, вносит в этот обширный, довольно стандартный интерьер теплоту грузинского народного быта; украшающие кафе красочный орнаментальный витраж В. Кокиашвили и серия войлочных орнаментальных ковров, созданных художниками Г. Кандарели и Т. Джапаридзе в духе традиционных народных алванских ковров, также придают современной архитектуре своеобразный национальный оттенок, а огромный гобелен братьев, изображающий на красном фоне грузинский воинский танец «Хоруми», является главным декоративным акцентом в банкетном зале этой гостиницы.

Наряду с этим со второй половины 60-х годов довольно широкое распространение получила тенденция, исходившая, казалось бы, из того же вполне закономерного желания преодолеть безликость современной архитектуры путем обращения к широкому кругу традиций прошлых эпох. Однако, в отличие от ранее охарактеризованного типа интерьеров, определяющим здесь является последовательная установка на экзотику и романтизацию среды в самых разнообразных проявлениях - будь то поэзия средневековья, экзотика чужеземных стран или подражание патриархальному народному быту. Эта стилизаторская в своей основе тенденция проявилась главным образом в оформлении небольших кафе и ресторанчиков в традиционно-национальном духе.

Увлечение архаической стилизацией

   В связи с развитием туризма, всеобщей тягой к путешествиям и т. п. такого рода заведения получили повсеместное распространение, став своего рода модным поветрием. Было бы, однако, упрощением объяснить увлечение архаической стилизацией только требованиями моды или чисто коммерческими причинами, хотя, несомненно, эти факторы сыграли свою роль.

Очевидно, тяга к архаике, к экзотике, к романтической театрализованной среде отражает - пусть в утрированной, парадоксальной форме - какие-то глубинные социально-психологические процессы современности. Эта тяга рождена свойственным нашей культуре стремлением к освоению всех богатств многовекового исторического наследия человечества и приобщению к ним все новых слоев общества. В этом явлении отразилось также расширение культурно-исторических интересов, знакомство с доселе неведомыми художественными ценностями древнейших цивилизаций Азии, Латинской Америки, Африки, обострившийся интерес к истории и судьбам человечества как единого целого. Но наряду с этим в тяге ко всему необычному, старинному, наивному есть, может быть, еще и неосознанная реакция индивида на неуклонный процесс стандартизации и унификации быта, духовной обедненности предметного окружения человека в наш технизированный век, с его все убыстряющимся темпом жизни. Во всяком случае, несомненно, что архаизирующая тенденция в искусстве интерьера возникла не по случайной прихоти отдельных архитекторов и художников, она отражает противоречивые явления жизни своего времени.

Характерно, что интерьеры такого рода обычно возникают там, где это искусство достигло достаточно высокого уровня.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Интерьеры 60-х годов в СССР, грузинские архитекторы и художникиСочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии