Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Интерьеры 60-х годов в СССР, грузинские архитекторы и художники

Своеобразный вклад в сложение такого рода интерьеров 60-х годов был сделан грузинскими архитекторами и художниками. Они не только возродили старинное ювелирное мастерство чеканки по металлу, но и превратили его в существенный элемент декоративного убранства интерьеров.

Дворец бракосочетания в Тбилиси

   Одним из первых интерьеров был Дворец бракосочетания в Тбилиси (1964, арх. 1П. Кавлашвили, Р. Кикнадзе, ск. Г. и И. Очиаури). Расположенное в цокольном этаже жилого дома, скромное помещение загса благодаря умелому объединению наружного и внутреннего пространства стало необычным и привлекательным.

У входа нас встречает прекрасный рельеф Г. Очиаури, высеченный из туфа. Чеканные рельефы его брата И. Очиаури «Поздравление новобрачных», «Счастливая семья» украшают обширный светлый вестибюль и банкетный зал. Особенно удачно включена металлическая чеканка в убранство помещения, где совершается бракосочетание. Необычный характер этого небольшого зала, лишенного углов и жестких граней, пластически цельная форма стола, осененного прекрасными юными образами новобрачных, удачно решенная система освещения, выделяющая главное место церемонии, - все это придает интерьеру благо-рудную простоту и торжественность.

Большое место отведено художественному металлу и в интерьерах Театра музыкальной комедии в Тбилиси (1965, арх. О. Литанишвили, Т. Магаришвили, худ. К. Гурули). Здесь в просторном зале фойе с легкими У-образными столбами и навесным черным потолком главным декоративным элементом интерьера является чеканный металлический рельеф, навеянный образами поэмы «Витязь в тигровой шкуре». На светлом фоне торцовой стены, облицованной плитняком, четко рисуется стилизованная фигура Тариэля, летящего на коне, а позади него - семейство барсов, изображенных на фоне солнечного диска. Эта двухчастная композиция великолепно «держит» стену и все пространство обширного зала.

Опыт введения декоративной чеканки

   Декоративные элементы из металла включены также в помещение буфетной, соединенное с основным фойе широким проемом. По верху стены здесь проходит фриз металлической чеканки с изображением пирующих. Своеобразной балюстрадой, разграничивающей два этих помещения, являются радиаторы отопления, остроумно соединенные в низкую ажурную решетку; помимо своей пространственно-декоративной функции такая балюстрада выполняет роль тепловой преграды.

Литые бронзовые диски, врезанные во входные двери из цельного стекла,- еще один прием использования декоративного металла в интерьерах театра. Благодаря соединению языка современной архитектуры с традиционными декоративными мотивами национального эпоса, воплощенного в формах грузинской чеканки, интерьеры эти приобрели несомненную самобытность.

Опыт введения декоративной чеканки в современные интерьеры получил широкое распространение не только в Грузии, но и в других республиках и городах.

В интерьерах грузинские мастера, не довольствуясь одной чеканкой, стремятся к более разнообразным декоративным решениям. Это можно видеть в дегустационном зале в Кварели, оформленном чеканным фризом К. Гурули и стенной росписью Р. Тархан-Моурави. Та же тенденция прослеживается и в интерьерах гостиницы «Иверия» в Тбилиси (1968), зданиях курортного пансионата «Пицунда» (1968) и других построек.

В Пицунде нашло продолжение многое из того, что характерно для декоративного убранства более ранних грузинских интерьеров: холлы спальных корпусов украшают чеканные металлические пластины А. Горгадзе; в столовой и баре мотивы народных алванских ковров переведены Церетели на декоративный язык современной мозаики; им же удачно использованы в качестве декоративного оформления стен столовой разного рода старинная кухонная утварь и инструменты.

Особенно празднично выглядит на Пицунде большое светлое помещение главного ресторана (курзала). Вся огромная торцовая стена в этом зале занята великолепной росписью, в декоративно-эпическом духе воссоздающей образ прекрасной древней земли Грузии (автор Н. Игнатов). Выдержанная в теплых коричневато-зеленоватых тонах, эта роспись по своей фактуре напоминает пушистый ковер. Другая роспись этого художника - «Посвящается Пиросмани» - украсила строгий и простой интерьер Зала приемов на верхней станции фуникулера в Тбилиси (1972).







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие интерьера 60-70-х годов в СССРСочетание современной архитектуры и мотивов народного творчества в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии