Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Развитие интерьера 60-70-х годов в СССР

  При общем единстве стилевой направленности каждый из больших периодов истории советской архитектуры и декоративного искусства имел свою противоречивую динамику развития. Это относится и к развитию интерьера 60-70-х годов.

интерьеры квартир 60-70-х годов в СССР  

Едва только определилась новая направленность советской архитектуры, как обозначились и серьезные негативные ее стороны: однообразие, недостаток эмоциональности и образности, отсутствие живой пластики форм, обедненность идейного содержания. Особенно остро это проявилось в искусстве интерьера. Вот почему вторая половина 60-х и 70-е годы проходили под знаком преодоления сухого рационализма и развития образного начала в нашей архитектуре и декоративном искусстве. В интерьерах этого времени обнаружился интерес к выявлению национальных традиций и в связи с этим повышение роли декоративных искусств в формировании художественного образа. Архитекторы все чаще стали прибегать к различного рода приемам обогащения стандартизированных построек, что в ряде случаев давало основание говорить о своеобразном возрождении украшательских тенденций в новом стилевом обличье.

Тяга к обильным декоративным украшениям в интерьере отражала неудовлетворенность стандартизацией предметов бытового обихода. В одинаковых, словно сошедших с конвейера квартирах, магазинах, кинотеатрах, наполненных одинаковой мебелью и утварью, люди чувствовали себя такими же одинаковыми и безликими. Архитектура теряла черты самостоятельной образной выразительности, становилась «общим местом», которое люди просто переставали замечать. Вместе с тем пусть даже подсознательно стандартная архитектурная среда продолжала постоянно воздействовать на людей, угнетая и раздражая унылым однообразием.

При огромном размахе строительства по всей стране, когда ежегодно появлялись сотни и тысячи зданий, это была серьезная проблема. Некоторые вариации в характере отделки и декорировке интерьеров и довольно щедрое, но чисто внешнее введение в них произведений монументального и декоративного искусства (преимущественно мозаичных и керамических панно) не могло кардинально решить эту проблему; стандартные интерьеры были лишены образной содержательности и художественной целостности, и потому в них не могло возникнуть подлинного взаимодействия пластических искусств.

Национальные декоративные мотивы

Осознание этой опасности заставило архитекторов и художников стремиться к большей духовной содержательности и эмоциональности в трактовке среды, окружающей человека. Разнообразные и богатые традиции нашей многонациональной страны давали для этого много интересных возможностей.

Уже в первой половине 60-х годов в Вильнюсе, Каунасе, Паланге, Клайпеде, Друскининкае, Таллинне, Тарту, Риге, а затем и в ряде других мест нашей страны - на Украине (Закарпатье), в Грузии, Армении, Узбекистане, в ряде городов РСФСР складывается тип общественного интерьера, вполне современного, сдержанного в своей декоративной отделке и притом несомненно несущего черты национальной самобытности. Первыми в этом ряду были интерьеры уже известной нам «Неринги» и ряда кафе в Вильнюсе и Каунасе.

В кафе «Тульие» (Каунас, 1961, арх. В. Дичюс, Л. Микенас) под потолком расположена кованая металлическая решетка, соединенная с современными светильниками, которая делит пространство зала на две функциональные зоны. Основным орнаментально-декоративным мотивом этой решетки является контурное изображение хоровода девушек в литовских национальных костюмах.

Своеобразный акцент вносит в интерьер декоративный фон бара, где на светлую дощатую стену легким контурным рисунком (методом выжигания) нанесена панорама города Каунаса.

Национальные декоративные мотивы характерны и для интерьера каунасского кафе «Тарту» (1961, арх. А. Вайвада, А. Зейдотас). На одной из стен, обшитой узкими вертикальными рейками, в асимметричном порядке помещены чеканные рельефы из меди на темы национального литовского эпоса (ск. Э. Типу-Вайвадене). Дневной свет, льющийся сквозь огромные окна, приобретает цветовую насыщенность, напоминающую витраж благодаря оригинальным декоративным занавескам с мотивами архитектуры города Тарту; ткань для этих занавесей изготовлена способом набойки специально для этого интерьера (худ. Э. Нерва). Орнаментальный витраж из толстых блоков стекла, расположенный за стойкой бара, декоративная скульптура (И. Баранаускас, Е. Янкаускас, Ф. и Я. Ушинскайте), керамическая посуда (автор Е. Соостер) дополняют жизнерадостный ансамбль этого кафе, созданный творческим содружеством литовских и эстонских мастеров.

На протяжении 60-х годов в рамках нового архитектурного направления создается немало интерьеров, отмеченных чертами национальной самобытности. Стремясь еще больше выявить и усилить эти особенности, авторы такого рода интерьеров все чаще прибегают к подражаниям и стилизации традиционных форм и декора старинной архитектуры, чаще всего народного жилища.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Декоративное искусство в театральных интерьерах СССР. Специфика витражей в интерьереИнтерьеры 60-х годов в СССР, грузинские архитекторы и художники »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии