Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Декоративное искусство в театральных интерьерах СССР

   Вторая половина 60-х годов ознаменовалась интересной работой по созданию новых и реконструкции старых театрально-зрелищных интерьеров. Кроме детских театров, Дворцов культуры и киноконцертных залов в эти годы были созданы интересные театральные интерьеры в Ташкенте, Петрозаводске, Москве (Театр им. Моссовета, Театр сатиры), Ереване (Драматический театр им. Суидукяна), Тбилиси (Театр музкомедии, новое здание Филармонии), театры в Липецке, Вологде, Владимире, Туле; широкоэкранные кинотеатры во Владивостоке, Минске, Киеве и т. д.

В основе пространственного решения всех этих интерьеров лежат те композиционные принципы, о которых мы говорили в связи с Дворцом съездов. Однако, в отличие от построек первой половины 60-х годов, здесь гораздо шире и разнообразнее применены различные виды архитектурного декора.

Декоративное искусство в этих театральных интерьерах все активнее участвует в формировании их своеобразного облика, окрашенного чертами национальной художественной культуры. В фойе Театра им. Сундукяна это не только эпическая пейзажная живопись Сарьяна, но и уютный уголок зимнего сада с экзотическими растениями и керамическими декоративными вазами на зеленом газоне. В тбилисском Театре музкомедии это разнообразные произведения художественного металла: чеканка, литье и т. д. В фойе новосибирского Дома ученых - панно, сложенное из разнообразных местных пород дерева.

Во многих театральных зданиях декор все чаще выходит и на их наружные объемы, как бы навстречу зрителю, - то в виде декоративной многофигурной композиции из сварного железа, которая венчает театральное здание (драматический театр в Туле, 1971, арх. С. Галаджиева, В. Красильников, А. Попов, В. Шульрихтер, ск. И. Васнецова, А. Васнецов), то в виде огромных «сказочных часов» с движущимися куклами, которые в определенные часы появляются из своих домиков под звон колокольчиков (Центральный театр кукол в Москве, 1970, ск. Д. Шаховской, П. Шимес, арх. Ю. Шевердяев и другие).

В просторных фойе и залах этих театров значительная роль принадлежит различным видам декоративного искусства. Все это, помноженное на магию света и цвета, на чудеса новейшей сценической техники, создает поистине сказочные, необыкновенные интерьеры.

С середины 60-х годов в наших общественных интерьерах приобретают важную роль витражи всех разновидностей: традиционные - с металлическими «пайками»; клеевые на органических смолах; гравированные и травленные по стеклу; собираемые из толстого стекла или литых стеклоблоков на пластоцементе и т. д. В первую очередь это относится к интерьерам Литвы и Латвии, где искусство витража развивалось на основе давних местных традиций.

После успеха выставки современного литовского витража в Москве (1961), показа образцов этого вида искусства на выставке трех Прибалтийских республик (1965), после того как ряд витражей был выполнен и установлен в общественных зданиях (во Дворце профсоюзов и Республиканской библиотеке в Вильнюсе, 1961; в школе-музее села Пирчюпис, 1962; в здании Верховного Совета Латвийской ССР в Риге, и т. д.), этот вид монументально-декоративного искусства получает распространение во многих городах страны.

Особенно популярным в середине 60-х годов становится витраж из массивных сколов (или блоков) стекла, скрепленных пластобетоном. Такой витраж представляет собой монолитную стену, способную выполнять не только декоративную, но и конструктивную роль. Своей массивностью, выразительностью цвета и фактуры витражи из сколотого стекла составляют выразительный контраст легким конструкциям, глади стен и сплошным остеклениям современного интерьера.

Специфика витражей в интерьере

   Наряду с глубоким насыщенным цветом, сконцентрированным, словно в линзах, в толстых блоках стекла, большую роль в таких витражах играет и их непрозрачная «соединительная ткань». Иногда трактованные как скульптурный рельеф, эти соединения составляют основной костяк витражной композиции, во многом определяя весь ее образный строй. Такие витражи представляют собой синтез выразительных средств светонасыщенной живописи и скульптурного рельефа (витраж Ю. Королева «Сказка» 1969 г. в высотной части гостиницы «Россия» в Москве и др.).

Специфика витражей требует особых условий их размещения в интерьере: чтобы ярче светились краски и грани толстого стекла, требуется искусственная подсветка; в то же время помещать их нужно в затененной среде, где лучше воспринимается сияние цветных стекол. В свою очередь такие особые условия повлекли изменения в художественной структуре витража, усиливая в нем моменты театрализации, эффектного декоративного зрелища. Некоторые витражисты Литвы в своей дальнейшей работе в области витража пошли по пути создания пространственных символико-декоративных композиций, в сущности, уже не связанных с конкретным местом в архитектуре, например пространственные композиции А. Стошкуса «Космос» на выставке трех Прибалтийских республик в Москве в 1965 году, витражи А. Стошкуса и К. Моркунаса для советского павильона в Монреале (1967) и Осаке (1970), огромный витраж А. Стошкуса в фойе московского киноконцертного зала «Октябрь», его же витражи в мемориальном центре Ульяновска (1970) и в административном здании в Москве (1972). Здесь витражи уже отделяются от стены и входят в интерьер как самоценные художественные произведения монументально-декоративного искусства, обладающие большой силой эмоционального воздействия.







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 8, 2014

Фото для "Декоративное искусство в театральных интерьерах СССР. Специфика витражей в интерьере"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Лучшие интерьеры 60-70-х годов, московский Дворец пионеров на Ленинских горахРазвитие интерьера 60-70-х годов в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии