Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Интерьеры общественных зданий СССР (продолжение). Грандиозные внутренние пространства

   Сквозь стеклянные наружные стены предполагаемого здания виден зимний сад и криволинейные, покрытые декоративными росписями стены трех овальных в плане объемов, где должны были располагаться залы заседаний Верховного Совета СССР. Мечта о слиянии с природой, об архитектуре свободных форм получила здесь зримое воплощение. Перед посетителем должно было постепенно разворачиваться богатство внутренних пространств: галереи, кулуары, залы приемов, живописные уголки зимнего сада, далекие перспективы интерьера, сливающиеся с бесконечными пространствами парка и города.

Интерьеры общественных зданий СССР (продолжение)  

Сформировавшиеся к началу 60-х годов принципы нового общественного интерьера особенно ярко воплотились в Кремлевском Дворце съездов, который был построен в 1959-1961 годы и сразу же стал своего рода эталоном нового направления советской архитектуры (арх. М. Посохин, Е. Стамо, А. Мидоянц, Г. Лебедев, Г. Макаревич, К. Бломериус и другие).

Интерьеры дворца съездов  

В интерьерах Дворца съездов основными художественными средствами являются грандиозные внутренние пространства, разнообразная, тщательно продуманная система освещения и те реальные панорамы площадей и памятников древнего Кремля, которые каждый раз по-новому раскрываются перед посетителем через обширные стеклянные стены дворца - находится ли он в вестибюле, на эскалаторах и лестницах, словно парящих в воздухе, или в банкетном зале, который расположен на уровне могучих куполов Успенского собора и затейливых кровель Теремного дворца. Эти реальные пейзажные картины создают неповторимый и незабываемый «эффект присутствия» окружающего пространства в интерьере, который хорошо знаком каждому, кто хотя бы раз здесь побывал.

Там, где нет зрительной связи с наружным пространством, умело применены зеркала, расширяющие до бесконечности и без того большие помещения этого строгого, почти лишенного внутреннего декора здания. Лишь неширокий мозаичный фриз, составленный из гербов союзных республик в обрамлении красных знамен, украшает лобовую стену главного фойе - так называемого «Гербового зала» (автор мозаичного фриза А. Дейнека).

Интерьеры Дворца съездов  

Интерьеры Дворца съездов по-настоящему оживают, когда их заполняет пестрая масса людей. Прихотливые сочетания красочных одежд, сгущения групп и цепочки фигур на лестницах и переходах, рисующиеся орнаментальными силуэтами на фоне стеклянных стен, придают этим интерьерам особую праздничность.

Пространство зрительного зала поражает размахом и широтой. Здесь нет ощущения, которое неизбежно сопутствует старым многоярусным театрам, где посетители размещены по обособленным иерархическим ступеням, в замкнутых пространственных зонах партера, ярусов, лож. Во Дворце съездов все присутствующие находятся в едином пространстве зала. Ощущение целостности достигается тем, что ширина зала заметно больше его глубины (что обеспечивает лучшие условия для каждого зрителя), причем широкие, полого спускающиеся балконы-амфитеатры образуют как бы единую наклонную плоскость, обращенную к сцене. Балконы словно «парят» в этом залитом светом пространстве, объединяясь с партером и сценой широкими боковыми пандусами.

Архитектурная композиция этого интерьера построена так, что все в нем тяготеет к огромному порталу сцены. Это достигается расположением кресел амфитеатром, а также системой освещения потолка: точечные светильники расположены дугообразными полосами, ритмически вторящими плавным изгибам рядов.

Темно-красная обивка кресел, облицовка стен деревом, строгая четкая пластика выступов, балконов и решеток и, конечно, парадный жесткий занавес создают в этом зале ощущение торжественной представительности и одновременно уюта и теплоты.

Жесткий занавес с профильным изображением В. И. Ленина на фоне знамени и солнечного диска является главным идейно-художественным и эмоциональным акцентом в ансамбле зрительного зала Дворца съездов (автор проекта А. Мыльников, выполнение в металле - латвийских мастеров чеканки под руководством Д. Бодниека). Созданная из слегка подцвеченного анодированного металла, эта строгая выразительная композиция целиком заполняет огромный портал сцены. Графический лаконизм рисунка, разнообразие фактур металлических поверхностей, розовато-серебристые тона жесткого занавеса удачно сочетаются с общим архитектурным замыслом интерьера и всеми деталями его отделки. Здесь хорошо учтено взаимодействие всех элементов ансамбля.

Важная роль в интерьере зрительного зала Дворца съездов принадлежит освещению, легко и незаметно для глаз переносящему человека из мягкой полутьмы в обширное праздничное пространство, словно залитое солнечным светом. В зрительном зале Дворца съездов применены многочисленные точечные светильники. Расположенные в строгом и четком ритме над порталом сцены и на всей поверхности потолка, они создают неповторимый декоративно-орнаментальный эффект. Освещение встроенными светильниками способствует впечатлению простора и равномерной светонасыщенности пространства. Прием освещения отраженным светом прекрасно использован в банкетном зале Дворца съездов.

Дворец целинников в Целинограде  

Благодаря тому, что слегка вогнутая центральная часть потолка служит отражателем для люминесцентных ламп, скрытых в прямоугольной решетке строгой формы, зал кажется высоким, просторным, насыщенным светом. Дворец съездов и его интерьеры послужили прототипом для многих сооружений, создававшихся на протяжении 60-х годов в нашей стране, таких, как Дворец целинников в Целинограде, интерьер которого выполнен латышскими мастерами, киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде, кинотеатр «Октябрь» на проспекте Калинина в Москве, Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате, и ряда других. Влияние Дворца съездов сказалось в характере планировки зрительных залов с полого спускающимся амфитеатром, в простой строгой отделке стен деревянными элементами, в системе освещения, в увлечении сплошным наружным остеклением зданий. Подобное архитектурное решение оправданно лишь при условии тщательной проработки всех деталей и безукоризненном качестве строительных работ, так как главное в таких интерьерах - сама конструкция, точность и чистота отделки. А этого далеко не всегда удавалось достигнуть, особенно в массовом типовом строительстве. В этих случаях возникала настоятельная потребность найти какие-то иные средства для того, чтобы повысить эстетические качества сооружений, придать им большее разнообразие и привлекательность. С середины 60-х годов в наши интерьеры чаще начали входить мозаики, витражи, металлическая чеканка, декоративные ткани, керамические панно и т. п. Для того чтобы придать своеобразие стандартным интерьерам и лучше связать их с природной средой, широко применялись также различные виды озеленения интерьеров, начиная со своеобразных зимних садов, декоративных бассейнов и фонтанов и кончая крупными напольными вазами, подвесными горшочками с вьющимися растениями и т. п..

 







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 26, 2014

Фото для "Интерьеры общественных зданий СССР (продолжение) Грандиозные внутренние пространства"


зал []

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Образ нового общественного интерьера в СССРШирокое применение декоративной керамики в интерьерах СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии