Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Образ нового общественного интерьера в СССР

Образ нового общественного интерьера в СССР  

   В советском общественном интерьере также шла интенсивная творческая перестройка. Интерьеры типовых общественных зданий - школ, больниц, различных учреждений - после 50-х годов неуклонно совершенствовались. В 1959-1963 годы Госстрой СССР совместно со своим НИИ общественных зданий и сооружений провел ряд Всесоюзных выставок-конкурсов по комплексному оборудованию типовых общественных зданий. Были определены основные направления развития интерьеров такого рода. Затем в эту работу включились ЦНИИЭПы общественных зданий Госкомитета по строительству и архитектуре и другие проектные организации. Основные требования к интерьерам этих зданий сводились к экономичности, технологичности их изготовления, строгой функциональности, всестороннему учету факторов и объективных эстетических закономерностей, выработанных наукой.

Образ нового интерьера, освобожденного от всего старомодного и громоздкого, в те годы имел большую притягательную силу и, несомненно, оказал влияние на весь характер декоративного искусства тех лет. С помощью тех же критериев рациональности и целесообразности, как и в типовом жилище, решались в начале 60-х годов интерьеры деловых учреждений, кинотеатров, спортивных залов, гостиниц, столовых, автовокзалов, магазинов и других массовых сооружений. Строгий функциональный стиль отделки проявился и в уникальных интерьерах тех лет - станциях Московского, Ленинградского и Киевского метрополитена, Дворце спорта в Лужниках (1958), крупных кинотеатрах «Мир» и «Россия» (1960), гостинице «Юность» в Москве (1961) и многих других постройках.

Сейчас эти интерьеры воспринимаются как морально устарелые и эмоционально обедненные, но в момент появления они поражали необычностью, ощущением какой-то особой легкости, «раскрытое».

 Образ нового общественного интерьера в СССР

Раскрытость и легкость интерьера

   В кинотеатре «Россия» (арх. Ю. Шевердяев, Э. Гаджинская, Д. Солопов) наибольшее впечатление производило верхнее фойе: панорама Пушкинской площади, раскинувшаяся за сплошной стеклянной стеной; золотистый полог наклонного потолка; белый мрамор задней стены с широкими проемами, ведущими в зрительный зал; легкая разноцветная мебель и пол, покрытый белым, с темными крапинками, пластиком. Так же просто и свободно были решены интерьеры нижнего фойе, большого и двух малых зрительных залов. Здесь хорошо угадывается связь отдельных помещений, и потому в них легко ориентироваться. Особый эффект создается сплошным остеклением наружных стен и широкой лестницей, ведущей с уровня второго этажа прямо на Пушкинский сквер. Благодаря этому интерьер главного фойе зрительно сливается с окружающим пространством; при относительно скромных его размерах создается ощущение большого простора, почти беспредельности.

Раскрытость и легкость интерьера, свободное развитие взаимосвязанных пространств, использование возможностей освещения, поиски новых путей синтеза искусств становятся отличительными чертами сооружений начала 60-х годов. Даже в весьма специфическом по своему назначению здании музея-панорамы «Бородинская битва» (арх. A. Корабельников, А. Кузьмин, С. Кучанов) активно работает обширное пространство вестибюля с его легкими прозрачными ограждениями. Они выгодно оттеняют тяжеловесную пластику боковых пилонов, облицованных золотистым туфом и украшенных чугунными барельефами. Черно-желтой гамме каменной облицовки пола, пилонов и опорных столбов противопоставлен светлый тон потолка. Проходя через сплошное остекление передней стены, потолок этот продолжается в наружных портиках.

Интерьеры новых сооружений

   В экспрессивной и острой композиции интерьеров гостиницы «Юность» большую роль играет сплошное остекление почти по всему периметру первого этажа. Вошедший в вестибюль видит сразу помещения холла, ресторана, фойе конференц-зала. Все они собраны вокруг открытого дворика в центре (образованного сплошными стеклянными стенами). Благодаря такой композиции со всех точек раскрываются интересные пространственные перспективы. Анфилада свободно перетекающих друг в друга пространств первого этажа решена по принципу выделения функциональных зон. Этому соответствует и отделка пола, потолка и стен. Здесь применены встроенные в потолок светильники, на стене фойе помещается схематичная, плоскостная роспись «Космос», в вестибюле над бюро дежурного администратора в качестве цветового акцента расположена декоративная схема Москвы.

Интерьеры новых сооружений отличаются интересной организацией искусственного света. Архитекторов увлекает разработка приемов освещения, а не форм светильников; они стремятся максимально скрыть источники света, встроить их в архитектуру, чтобы лучше использовать свет в качестве выразительного средства композиции. Все эти особенности общественного интерьера 60-х годов решительно отличаются от того, что мы видели в сооружениях 40-х - начала 60-х годов.

На сложение нового типа общественного интерьера оказала большое влияние работа по проектированию нового Дворца Советов, которая велась в 1957-1962 годы. И хотя эти проекты не были осуществлены, заложенные в них творческие идеи сказались на последующем развитии советской архитектуры. Так, например, в проекте Дворца Советов архитектора А. Власова удачно решалась проблема связи архитектуры с природой и различными видами монументального и декоративного искусства.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Образ нового интерьера в СССРИнтерьеры общественных зданий СССР (продолжение) Грандиозные внутренние пространства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии